- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о развитии турецкого Института Юнуса Эмре в 2022-2023 годах

Важнейшим инструментом реализация турецкой «мягкой силы» за рубежом являются Институты Юнуса Эмре. Накануне, в турецком издании – газете Daily Sabah — вышла обратившая на себя внимание публикация, посвященная планам этого ведомства на 2022-й год. Обратимся к этой публикации, где её автор (Тюлай Демир) берет интервью у главы Института д.н. Шерефа Атеша.

Цитируем издание:

«В связи с 700-летием со дня смерти культового турецкого поэта Юнуса Эмре ЮНЕСКО объявили 2021 год годом его памяти. После этого Турция выпустила циркуляр, в котором 2021 год был объявлен «Годом Юнуса Эмре и турецкого языка». Эта инициатива, предпринятая с целью увековечения памяти Юнуса Эмре и популяризации турецкого языка и культуры во всем мире, вызвала энтузиазм в Институте Юнуса Эмре, помогая его работе набирать обороты. Несмотря на негативные последствия пандемии, в прошлом году Институт организовал более 500 мероприятий, посвященных Юнусу Эмре».

В беседе со своим интервьюером, глава Института Шереф Атеш подчеркнул, что они не просто поставили перед собой ограниченную цель представить миру Юнуса Эмре. Цитируем:

«Юнус Эмре действительно был интеллектуальной личностью, которая пролила свет на свою эпоху. Однако, в каждом обществе есть свой Юнус Эмре. Соответственно, мы почтили его память в наших культурных центрах за границей вместе со своими коллегами (другими институтами – прим.). Например, с Данте в Италии, с Эразмом в Голландии и с Конфуцием в Китае. Это потому, что их основные взгляды основаны на единстве. Другими словами, на том, что все созданное в природе поддерживает друг друга. Хотя многие называют это «гуманизмом», для нас эквивалентом является концепция «единства»».

Как отмечается в турецком издании, можно сказать, что граждане зарубежных стран проявили интерес к этим амбициозным проектам.

По словам Шерефа Атеша, которые приводит турецкое издание, в результате мероприятий, связанных с годом Юнуса Эмре, интерес к Юнусу Эмре возрос, особенно, в странах Европы и Латинской Америки.

В качестве доказательства он приводит возросшие цифровые продажи произведений поэта: «Мы всегда старались выразить мысли Юнуса Эмре в универсальных рамках. В результате возникло серьезное осознание. Более того, именно Юнус Эмре заложил первые основы того, чтобы турецкий язык стал языком общения, искусства, культуры и философии. Вот почему изучение турецкого языка было нашим главным приоритетом в прошлом году».

Цитируем главу Института Юнуса Эмре:

«Впервые, в прошлом году, 125 000 человек со всего мира посещали наши курсы турецкого языка в течение как минимум трех месяцев. Мы создали синхронную платформу для дистанционного обучения турецкому языку и открыли бесплатные курсы на 20 — 30 человек, и курсы посещали люди из разных уголков мира. Те, кто посещал шесть часов в неделю в течение трех месяцев и сдавал выпускной экзамен, получали сертификат. Это — всего лишь вкус турецкого, конечно. Одних это устраивало, другие продолжали учиться. Мы также организовали конкурс короткометражных фильмов в конце 2021 года и получили более 3000 заявок со всего мира. Такое высокое участие показывает, что наша сфера влияния постепенно расширяется».

Как отмечается в материале, примечательно, что в прошлом году Институт Юнуса Эмре получил больше внимания и спроса, чем ожидалось, и «очень удивительно, что пик интереса к турецкому языку пришелся на время, когда жизнь была остановлена из-за пандемии COVID-19».

Цитируем: «Во время пандемии увеличилось количество заявок на курсы турецкого языка, особенно онлайн. Только из Италии поступило 10 000 заявок. В то время, как в прошлом спрос в основном исходил из Ближнего Востока и Центральной Азии, во время пандемии запросы поступали из мест, которых мы никогда не ожидали, таких как Южная Америка, Европа и Дальний Восток. Например, в Малайзии была создана группа из 10 000 студентов турецкого языка».

На вопрос, трудно ли было быстро реагировать на растущий спрос во время пандемии, которая застала всех врасплох, Шереф Атеш отметил, что секрет кроется в черте, присущей туркам: практичном мышлении и способности находить практические решения и принимать немедленные меры перед лицом быстрых проблем.

Вот что по этому поводу заявил глава Института:

«(Пандемия) также была культурной угрозой. Крупные Институты были ошеломлены пандемией и с трудом адаптировались. Институты со столетней историей только начали делать ту работу, которую мы делали в те трудные дни. Мы не застряли, как они, потому что турецкая культура такова, что при возникновении проблемы мы можем немедленно предложить решение. Обычно, в среднем, 5000 человек получали наше образование очно. Эта цифра достигла 125000 во время пандемии с возможностью дистанционного обучения. Для нашей страны очень приятно, что за год удалось охватить так много людей».

По словам Шерефа Атеша, есть еще одно «приятное событие». Интерес к турецкому языку не ограничивался отдельными заявками, также значительно увеличились запросы от университетов.

Как пишет издание, турецкие отделения открываются в университетах «одно за другим», и Институт Юнуса Эмре направляет в эти университеты турецких преподавателей в рамках своего «тюркологического проекта».

Цитируем Шерефа Атеша: «Мы наблюдаем возвращение к турецкому языку среди молодых людей, выросших в Европе. В таких странах, как Италия и Франция, существует большой интерес к нашим программам дистанционного обучения».

Как отмечает издание, без сомнения, турецкие фильмы и сериалы сыграли большую роль в этом интересе к турецкому языку в последние годы. Однако, как оно фиксирует, «иностранцы интересуются турецким языком не только из-за постановок, которые они смотрят».

Глава Института Юнуса Эмре Шереф Атеш утверждает, что такие «постановки» (то есть, кинематографическая продукция – И.С.) «автоматически повышают интерес к Турции, турецкому народу и структуре турецкой семьи».

Цитируем:

«Особенно, в странах Латинской Америки турецкие сериалы и фильмы являются важным источником мотивации для изучения турецкого языка. Однако, также можно говорить об интересе, обусловленном такими мотивами, как структура семьи, связи между людьми и солидарность. Осведомленность о Турции постепенно растет благодаря турецким телесериалам». Как отмечается главой ведомства, результатом становится рост числа заявок на открытие Институтов Юнуса Эмре в зарубежных странах.

Цитируем:

«Недавно посол Чили (в Турции) нанес визит (первой леди) г-же Эмине Эрдоган и попросил создать в его стране Институт Юнуса Эмре. Сразу после того, как я пригласил посла, мы поговорили. Он приехал в Турцию 5 — 6 месяцев назад. Он сказал: «Я уже следил за Юнусом Эмре и понял, что человечеству нужны его мысли. Во-вторых, когда вы приезжаете, между турецким и чилийским народами устанавливается доверие, а затем развивается торговля». Другими словами, без доверия не может быть торговли. Вот почему мы стремимся завоевать доверие, а не создавать восприятие или образ при обучении турецкому языку и организации культурных, художественных и гастрономических мероприятий».

Говоря о планах Института Юнуса Эмре на 2022 год Шереф Атеш сказал: «Есть вопрос, над которым мы работали несколько лет, связанный с аккредитацией турецких экзаменов. Как вы знаете, только в Европе проживает более 5 миллионов турок, но они не могут доказать свое знание турецкого языка. Во многих европейских странах, для поступления в ВУЗы, требуется два сертификата по иностранному языку. Поскольку сертификата о знании турецкого языка нет, университеты не могут оценивать турецкий язык. Умения говорить по-турецки недостаточно. С этой точки зрения, это будет — очень ценный проект. Специально для этого мы зарезервировали один этаж нашего здания в Анкаре, в районе Кызылай. Короче говоря, наши цели на 2022 год — очень большие».

Глава Института Шереф Атеш также подчеркнул цель Института достичь, в общей сложности, цифры в 100 центров к 2023 году, когда Турция будет отмечать свое 100-летие. Он добавил, что, хотя на данный момент их число далеко от этой цифры (существует 64 центров), они работают над достижением цели и к концу 2022 года откроют еще 10 центров.

Цитируем Шерефа Атеша:

«Открытие культурного центра в стране — непростая процедура. Вам нужно либо подписать культурное соглашение между странами, либо создать независимую структуру, как в Нидерландах, Бельгии, Америке и Японии. Вторая цель – популяризация турецкого языка. Наша уверенность в себе уже выросла на основании того, что мы пережили в 2021 году. Если мы сможем охватить 125 000 человек в обычном рабочем порядке, значит, мы можем и должны увеличить это число до 250 000 или даже 500 000. В-третьих, в этом году мы сконцентрируем нашу работу на отдельных частях мира, например, на Африканском континенте, там — более 50 стран. То же самое касается и стран Латинской Америки и Дальнего Востока. Мы планируем сосредоточиться на этих трех частях мира с точки зрения культурных центров, мероприятий и турецкого образования».

Итак, как мы можем заметить, приоритеты Института им. Юнуса Эмре на ближайшую перспективу выглядят следующим образом:

Целевой аудиторией для турецкого языка являются турки, родившиеся и выросшие в Европе. Это – очень большая и важная часть европейского общества и её «обратная интеграция» в Турцию имеет для страны очень большое значение, включая рост влияния в самой Европе.

Второе – это экспорт фильмов и сериалов за рубеж, который является одним из самых «нативных» способов создать представление за рубежом о стране. Через это представление, переходящее в интерес, устанавливается и «доверие», о котором говорит глава Института Юнуса Эмре. Достаточно заметить, что Турция является одной из лидирующих стран в мире (!) по экспорту сериальной продукции.

И третье – это географические приоритеты ведомства, которые охватывают те регионы, куда пока ещё не так хорошо «дотягивается» «классическое» торгово-экономическое сотрудничество, включая Латинскую Америку, Африку и Юго-Восточную Азию. Дорогу турецкому бизнесу, как раз, и призваны прокладывать «меры повышения доверия», предпринимаемые со стороны Института Юнуса Эмре через наращивание в этих регионах своей деятельности.