- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О связях турецкого Фонда за права и свободы человека и гуманитарную помощь (IHH) с террористическими организациями

Группа экспертов ООН по Сомали, которая следит за незаконным оборотом оружия, заявила на этой неделе, что они продолжают изучать маршрут турецкого судна, которое было пришвартовано у побережья Сомали, контролируемом террористической организацией «Аш-Шабаб» в августе 2021 года. Сухогруз «Анатолия», принадлежащий и управляемый компанией Mavi Deniz Taşımacılığı ve Sanayi Ticaret Limited Şirketi, базирующейся в Стамбуле, оставался неподвижным в течение примерно 24 часов менее чем в 1000 метрах от побережья Сомали в районе, контролируемом «Аш-Шабаб», согласно автоматической системе идентификации судна (AIS). «Этот район не патрулируется сомалийскими силами безопасности, и «Аш-Шабаб» имеет опорный пункт в 30 километрах от побережья в местности под названием Али Гаудуд (координаты: 3°10’42» северной широты, 46°26’9″ восточной долготы)», — заключили следователи ООН. Ими были высказаны подозрения относительно того,  что корабль использовался для переправки оружия  или иной амуниции для  «Аш-Шабаб». Судовладельцы тогда заявили, что они стали жертвами нападения у берегов Сомали 13 августа 2021 года и что, по словам капитана, судно было обстреляно из РПГ и стрелкового оружия. По-видимому, не полностью убежденные в этой истории, следователи ООН направили официальное письмо турецкой компании с просьбой разъяснить, почему судно направилось в воды, близкие к району контроля  «Аш-Шабаб», и запросили подробную информацию об обстоятельствах нападения. Компания не ответила на запросы ООН к моменту представления отчета Совету Безопасности 6 октября 2021 года. Турецкое правительство также не прокомментировало этот инцидент. Навигационная карта показывает, что судно вышло из Фетхие в южной провинции Турции Анталья и находилось недалеко от района контроля «Аш-Шабаб» с 12 по 13 августа 2021 года. Согласно записям торгового реестра, судно принадлежит семье бизнесмена по имени Эрдал Тюмсек. Компания была первоначально зарегистрирована в 2006 году под именем Koza Nakliyat Sanayi Ticaret Limited Şirketi и в качестве владельцев значились Йигит Тюмсек и Хамза Кесеоглу. Название компании было изменено на Mavi Deniz Taşımacılığı ve Sanayi Ticaret Limited Şirketi в августе 2018 года, а ее владельцами были указаны Йигит Тюмсек и Мерт Тюмсек. Компания подала заявление о защите от банкротства в феврале 2019 года, которое было удовлетворено судом. Хотя временная защита продлевалась несколько раз, компания в конечном итоге обанкротилась 15 сентября 2021 года, согласно решению коммерческого суда в Стамбуле. Это означает, что, когда судно направлялось в Сомали, компания находилась под финансовым стрессом и защитой от банкротства и была зарегистрирована в качестве залога по долгам компании. Хотя судно оставалось в Могадишо, турецкий суд продал его другой турецкой фирме 2E Denizcilik San. ve Tic. A. Ş. за 3,9 млн турецких лир в ноябре 2021 года в рамках ликвидации активов компании для погашения ее непогашенных долгов. В уведомлении, опубликованном судом, говорилось, что судно застраховано на 2 млн долларов, что все оборудование на судне было в рабочем состоянии и что для возвращения в Турцию требовался только экипаж. По прогнозам, его буксировка обратно в Турцию обойдется в 320 220 долларов. В уведомлении также упоминалось, что судно подверглось нападению пиратов и что на корпусе судна были обнаружены следы нападения.

Интересно, что тоже судно принадлежало турецкой благотворительной организации, связанной с «Аль-Каидой» (запрещена в России), Фонду за права и свободы человека и гуманитарную помощь (Insan Hak ve Hürriyetleri ve Insani Yardım Vakfı, или IHH), прежде чем оно был продано Koza в 2018 году. IHH использовал его в качестве флагмана «флотилии помощи», которая пыталась прорвать израильскую блокаду сектора Газа в мае 2010 года. Отношения между Турцией и Израилем были испорчены после убийства девяти турок и одного американца турецкого происхождения во время налета Израиля на судно, во время  которого боевики IHH столкнулись с израильским спецназом. Судно стояло на якоре в доке в Стамбуле с 2010 года, пока IHH не решила продать его семье Тюмсек. Эрдал Тюмсек, глава семьи, выступил в то время с заявлением о покупке, заявив, что корабль был ему очень дорог, что он считал его ветераном войны и что он не хотел, чтобы он ржавел в гавани. «Мы гордимся спасением корабля-ветерана. Мы предотвратили его исчезновение, купив его. Это послужит нашему народу еще одним средством передвижения», — сказал тогда Тюмсек. Судно прошло капитальный ремонт, из пассажирского судна было превращено в грузовое и получило имя «Эрдоган-бей», прежде чем было переименовано в «Анатолию». За прошедшие годы появились доказательства того, что IHH оказывала материально-техническую поддержку различным исламистским джихадистским группировкам, включая «Аль-Каиду» и «Исламское государство»  (ИГ, запрещено в России). Первые серьезные обвинения против сети этой весьма спорной благотворительной организации были выдвинуты турецким прокурором в январе 2014 года после того, как полицейское расследование выявило, что IHH контрабандой поставляла оружие джихадистам, связанным с «Аль-Каидой», в Сирии. Уголовное расследование, проведенное прокурором в восточной провинции Ван в Турции, привело к IHH, когда прослушка и наблюдение показали, что отделения организации в Кайсери и Килисе отправляли средства, медицинские и бытовые принадлежности джихадистам в Сирии с помощью Национальной разведывательной организации Турции (MIT), Вывод прокурора заключался в том, что НПО участвовала в схеме, прекрасно зная, во что она была вовлечена. Это было не случайное или индивидуальное участие, а скорее преднамеренная схема с ведома высшего руководства IHH. Опасаясь, что расширение расследования может привести к появлению высокопоставленных лиц в IHH и разоблачению связей с его правительством, тогдашний премьер-министр Р.Т.Эрдоган быстро принял меры по его отмене. Правительство уволило, а затем арестовало всех начальников полиции и прокуроров, которые раскрыли тайные связи IHH с джихадистскими группировками.

Лучшее описание тайной работы IHH было предоставлено ведущим экспертом по борьбе с терроризмом, который десятилетиями работал по этой теме, расследовал и контролировал радикальные исламистские группировки. На слушаниях 16 августа 2016 года Али Фуат Йылмазер, бывший глава отдела полицейской разведки, специализирующегося на радикальных религиозных группах, заявил, что «кампании IHH предназначены для оказания помощи джихадистам, участвующим в терроризме по всему миру, и предоставления медицинской помощи, финансирования, материально-технического обеспечения и людских ресурсов для джихадистов». Йылмазер добавил, что он лично представил подробные отчеты о террористических связях IHH Эрдогану, когда тот был премьер-министром. «В то время я также представил очень подробные отчеты премьер- министру по этому вопросу. Эти отчеты также хранятся в архивах [турецкого] государства. Это [IHH] является одной из ведущих организаций, когда речь заходит о деятельности «Аль-Каиды» по всему миру», — сказал он в суде. Связи IHH с ИГ были доказаны в другом судебном деле. Согласно показаниям турчанки по имени Мерв Дюндар, жены боевика ИГ Махмута Гази Дюндара, оба из которых были внесены в список подозреваемых террористов-смертников ИГ, IHH направляла материально-техническое обеспечение людям, которые жили в городах и поселках, контролируемых ИГ. «Мы жили на территории ИГ, и мой муж не работал в Сирии. Мы раздавали [предоставленные IHH] товары нуждающимся», — сказала она суду на слушании 10 июня 2021 года. IHH также отправлял оружие исламистским группировкам в Ливии, используя корабль для доставки гуманитарной помощи. Проблемы, с которыми столкнулось судно при доставке оружия, были устранены турецкими дипломатами, направленными в Ливию. Разоблачение террористической деятельности IHH также было сделано Россией в 2016 году.  10 февраля 2016 года, посол России Виталий Чуркин, тогдашний постоянный представитель при ООН, раскрыл документы российской разведки, в которых даже указаны номерные знаки грузовиков, отправленных в Сирию IHH, загруженных оружием и поставками, предназначенными для джихадистских группировок, включая «Джебхат ан-Нусру» (запрещена в России).