- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Британский эксперт о социально-экономической ситуации в Египте

В большом анализе, опубликованном «Проектом по демократии на Ближнем Востоке»  в начале этого месяца, британский аналитик Роберт Спрингборг описал Египет как «нищее государство», которое ведет себя так, как если бы оно было «богатым нефтью государством-рантье, таким как Саудовская Аравия, или успешным торговым государством, таким как Китай, хотя Египет не является ни тем, ни другим». Далее он предупреждает о поразительном сходстве нынешнего Египта с докризисным Ливаном. Государственный долг Египта с 2010 года вырос в четыре раза до 370 млрд долларов, но ключевые структурные проблемы, такие как разрушенный сектор государственного образования и некачественная система здравоохранения, еще предстоит решить. Уровень участия в рабочей силе Египта снизился до 42%, что намного ниже среднего показателя по стране с низким и средним уровнем дохода в 58%. Это неудивительно, учитывая, как частный сектор задыхается в условиях ограничений и непрозрачности, налагаемых военными, которые владеют большей частью экономики и насильственно покупают частные предприятия. Вместо того, чтобы максимально использовать эту модель для превращения экономики Египта в двигатель создания стоимости, привлекающий иностранные инвестиции, режим Абдель Фаттаха ас-Сиси потратил миллиарды на мега-проекты, погрязшие в коррупции, без четких экономических или даже политических результатов с точки зрения развития (между тем, эти проекты дали рост строительному сектору почти на 9% в прошлом году – авт.). Новый административный капитал страны в размере 58 млрд долларов, очевидно, не принесет пользы большинству египтян, и Каир останется таким же хаотичным, как и прежде. Строительство новых президентских дворцов и резиденций можно сравнить со стратегией Муссолини «вау-эффект». Между тем, около 30 млн египтян живут менее чем на 3,20 доллара в день. Правда в том, что президент Абдель Фаттах ас-Сиси управляет Египтом как финансовой пирамидой. Он привлекает частных иностранных инвесторов с самой высокой в мире реальной процентной ставкой; деньги новых инвесторов затем оплачивают долги старых инвесторов. Долг Египта составляет около 90%  ВВП страны, и все же, благодаря сомнительной государственной статистике, он покрывает только 54% от общего государственного долга. Более трети государственных доходов напрямую поглощается процентными платежами. Это явно неэффективная схема, которая усиливается кредитной политикой международных институтов. С 2016 года Международный валютный фонд (МВФ) предоставил режиму ас-Сиси кредит в размере 20 млрд долларов. Похоже, ничто не может изменить решимость МВФ поддержать так называемый план реформ ас-Сиси; бремя выплаты процентов, коррупция, нарушения прав человека и бессмысленные инвестиции явно не учитывались в его расчетах. Многие оппоненты и эксперты пытались поднять тревогу по поводу этой угрозы, но безуспешно. Рано или поздно эта «схема Понци» закончится крахом. Как отметил Спрингборг, блестяще детализированный, творческий учет, зависимость от нестабильного притока капитала и заниженный государственный долг, среди прочих факторов, напоминают о ливанской трагедии. Выход только в проведении реформирования глубоко дисфункциональной системы. Реформы, по мнению автора доклада,  должны быть направлены не на увеличение налогов и уменьшение субсидий, а на борьбу с захватом военными большей части экономики и предоставление свежего воздуха частному сектору, что выглядит очень натянуто: как всегда, страсть к демократии превышает определенные экономические расчеты. А они носят более системный характер.  В марте 2015 года президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси заявил на международной инвестиционной конференции, что Египту необходимо 200-300 млрд долларов для «развития». В то время это казалось крайней гиперболой, учитывая, что размер египетской экономики в 2015 году составлял 332 млрд долларов. Однако в   ноябре  2019 года эта цель была достигнута. Тем не менее, корни кризиса лежат в форме египетского милитаризированного государственного капитализма, которая зависит от присвоения государственных средств для обогащения военных элит, вместо создания прочного конкурентного преимущества, основанного на динамичном и инновационном частном секторе. Это сочетается со слабой налоговой базой и сокращением государственных доходов, а это означает, что единственный способ накопления военного государственного капитала-это дополнительные кредиты. Это открывает путь к глубокому долговому кризису, который неизбежно произойдет в случае замедления международной экономики. Последующий кредитный кризис может привести к дефолту по долгам, валютному коллапсу и гиперинфляции — предпосылкам для массовых социальных беспорядков. В ноябре прошлого года Всемирный банк опубликовал отчет, в котором прогнозируется, что соотношение государственного долга Египта к ВВП достигнет 96% к концу 2020- 2021 финансового года по сравнению с прогнозируемыми 90%  в предыдущем месяце. Это больше, чем 87% в 2013 году, когда военные пришли к власти. В мае прошлого года Египет выпустил иностранные облигации на сумму 5 млрд долларов, что стало крупнейшим выпуском в истории страны, за которым в этом месяце последовал еще один выпуск облигаций на сумму 3,75 млрд долларов. Этот быстрый рост уровня долга вызвал значительную нагрузку на государственный бюджет; в 2020-2021 году треть расходов была направлена на покрытие выплат по кредитам и процентам, что составило 556 млрд египетских фунтов  (35 млрд долларов США). Это давление на бюджет усугубляется снижением государственных доходов и слабой налоговой базой, а также недостаточной эффективностью частного сектора, что оказывает дополнительное давление на государственные финансы. Заимствования являются единственным возможным вариантом не только для покрытия государственного дефицита, но и для продолжения масштабной инвестиционной кампании режима. Государственные доходы в процентах от ВВП снизились с 22% в 2013 году до 19% в 2020 году. Этот показатель уже является низким по региональным стандартам, когда в соседних странах, таких как Марокко и Тунис, он достиг 27,5% и 25% соответственно.