- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах промедления с обнародованием доклада «продуктовой антикризисной» парламентской комиссии Алжира

Глава парламентской комиссии Алжира по расследованию «нехватки товаров широкого потребления» Смаил Куадриа сорвал очередной срок обнародования своего доклада.

Напомним, что решение о создании этого чрезвычайного органа было принято в начале январе текущего года и в середине этого месяца он начал свою работу. Она была завершена к концу января, некоторые выводы уже были оглашены его председателем, но до сих пор в полноценном виде соответствующий доклад не был обнародован.

Напомним, что данная комиссия была создана из-за массовых жалоб алжирцев на резкое удорожание продуктов питания и их исчезновение с полок магазинов. Министерство торговли усматривало в этом происки «спекулянтов» и в том числе стало одним из лоббистов ужесточения антиспекулятивного законодательства, предполагающего тюремное заключение виновным на срок до 30 лет.

Но, несмотря на его официальный «запуск», это нисколько не помогло решить данный кризис, который, судя по продолжающемуся удорожанию продуктов питания, только усугубляется.

И в конце января текущего года С.Куадриа после работы сотрудников его комиссии в различные провинции страны назвал его виновников – работников Министерства торговли. Напомним, что они оперировали недостоверными статистическими данными, относительно «избытка производства продуктов питания», включая растительное масло, в стране. Это и дало главе этого ведомства Кемилю Резигу основание обвинить в продовольственном кризисе «спекулянтов».

Однако Куадриа назвал неверной растиражированной Министерством торговли информацию относительно производства в Алжире 4330 тонн масла в сутки при мощности распределения в 2000 тонн и спросе в 1600 тонн. По его словам, если это было бы так, «то у нас было бы изобилие, не оставляющего места каким бы то ни было спекуляциям».

Кемиль Резиг, пытался оправдаться тем, что он работал с тем, что «ему предоставили», однако по мнению С. Куадриа, он должен был перепроверить статистические данные путем личных инспекций алжирских заводов, выпускающих продовольствие, чего сделано не было.

Из этого следует, что алжирские власти боролись с ложным противником.

Однако в защиту Кемиля Резига следует указать, что он является лишь исполнителем правительственных решений. И это даже не директивы премьер-министра Аймена Бенабдеррахмана, а президента АНДР Абдельмаджида Теббуна. В данном связи заметим, что он озабочен идеей уменьшения валютных расходов страны на закупку импортных товаров и «утечки капиталов» за рубеж. И во многом именно он, являясь пламенным подражателем соответствующего курса своего предшественника Абдельазиза Бутефлики, несет ответственность за усугубление данного кризиса.

Что же касается первых «нестандартных» выводов комиссии Куадриа относительно виновности представителей Минторга, то ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что он относится к другой, законодательной ветви власти и он должен был сказать что-то отличное от выводов Кемиля Резига, ярого сторонника ужесточения борьбы против спекулянтов, не дающей никаких позитивных результатов.

Однако в этой связи представляется показательным его подозрительное молчание после вброшенной им информации об отсутствии спекулятивного мотива в данном продовольственном кризисе. Во всяком случае, его объяснения относительно заболевания части членов комиссии, участвовавших в инспекционных поездках по стране, выглядят несерьезно после срыва второго срока обнародования данных «антикризисной комиссии», намеченного на февраль. Ведь, по имеющимся данным, уже в начале текущего месяца все они выздоровели, и, во всяком случае, их работники к этому времени должны были свести полученные ими на местах данные для составления общего доклада.

Реально же данное промедление объясняется тем, что по данным алжирских источников, Куадриа приходится искусственно смягчать тезисы своего доклада, чтобы не «зацепить» президента и правительство страны. Ведь вывод о некомпетентности руководства Национальной статистической службы и «слепого доверия» данным их Министерства торговли бросает тень и на этих высших чиновников АНДР, и вообще алжирские государственные институты. Дело в том, что они должны были обеспечить над ними соответствующий контроль.

А пока алжирские обыватели свидетельствуют о том, что дальнейшее галопирующее удорожание продуктов привело к тому, что, с одной стороны, многие их наименования стали недоступны большинству граждан страны. А с другой стороны, наглядным проявлением его служит банкротство и закрытие многих продовольственных магазинов из-за снижения покупательского спроса, вызванного отсутствием денег у населения.

Так, например, если так называемое «красное» (говядина и баранина) мясо уже давно стало настоящим деликатесом, замещаемым мясом «белым (домашней птицы, в основном куриное), то теперь и оно переместилось в ранг «еды богатых».

Например, по данным самих алжирцев, если в начале 2021 года они могли найти баранину по цене 300 (2.4 доллара США) и 400 динар (3 доллара) за килограмм соответственно, то теперь аналогичное их количество доходит до 1900 и 2000 динар (13 и 14 долларов США).

И по сравнению с прошлым годом оно выросло по стоимости в среднем в пять раз, причем по опыту предыдущих лет к месяцу Рамадан оно продолжит дорожать. И это объясняется не столько стремлением торговцев «накрутить» цену в условиях повышенного спроса.

По их данным, они вынуждены это делать ввиду удорожания его стоимости у оптовых поставщиков, которые, в свою очередь, «кивают» на производителей. Те же указывают на заметный рост кормов для животных и удорожание из-за чего заготовляемый объем мяса уменьшился.

Свою лепту в удорожание внесла и засуха прошлого года, поразившая несколько животноводческих и птицеводческих регионов страны, и заводчики также вынуждены повышать цены на свою продукцию.

В этих условиях многие алжирцы вынуждены менять свой рацион питания, переходя на самые дешевые виды продовольствия. Например, раньше одним из них был картофель, однако в последние месяцы и он заметно вырос в цене.

И обыватели жалуются, что они в буквальном смысле слова гоняются за ним при росте его стоимости по сравнению с прошлогодними показателями с 40 – 60 динар (0.3 – 0.5 доллара США) за килограмм (зачастую сомнительного качества) до 130 – 150 динар (0.9 – 1.11 доллара США). При этом по их данным обычно даже по такой стоимости к 10.30 утра его уже не найти и на рынке им предлагают соответствующую импортную продукцию по цене в 200 динар (1.5 доллара) за килограмм.

В целом же алжирцы жалуются, что резкий пост стоимости продуктов питания заставил их изменить свой образ жизни, покупая и потребляя меньше продуктов, сокращая их ассортимент, и они вынуждены шутить, что «вынужденная диета укрепляет здоровье».

Возвращаясь же к парламентской комиссии Куадриа и ожидаемым ее выводам, то предположим, что скорее всего, она будет уводить внимание обывателей от во многом и породивших продовольственный кризис действий высших чиновников, обратив повышенное внимание на «объективные» факторы. Речь идет о росте мировых цен на продовольствие (до 40 % за год), девальвация динара, кризис в области здравоохранения и коронавирусную пандемию, связанное с этим сокращение производства продуктов питания и рост цен на морские перевозки.

Впрочем, однако, эти факторы дают лишь около 50% от общего роста стоимости продовольствия в Алжире. Остальное вызвано действиями местных высших чиновников и Куадриа придется постараться, чтобы оставить их вне подозрений обывателей, все более раздраженных усугубляющимся продуктовым кризисом.