- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Бедность в Пакистане: причины роста и программы сдерживания

Глобальный финансовый и экономический кризис повлек за собой рост бедности и нехватки основных продуктов питания, энергетических и водных ресурсов, а также других необходимых людям источников жизнеобеспечения. Пакистан оказался среди стран, пострадавших от кризиса наибольшим образом: так, например, в октябре 2008 г. он занял пятое место в мире по количеству голодающих – от голода в этой стране страдает примерно четверть населения или 40 млн. человек (в целом на планете – около 1 млрд.). Но, тем не менее, проблема бедности не является для Пакистана новой – она существует с момента обретения государством независимости в августе 1947 г. Специфика бедности в пакистанском обществе характеризуется, на наш взгляд, тремя аспектами, которые, тесно переплетаясь между собой, определяют современные черты и возможные пути решения проблемы – как текущие, так и долгосрочные; как реальные перспективы, так и несколько завышенные прогнозы.

Во-первых, это географическое положение Пакистана в южноазиатском регионе, который издавна отличался широким распространением бедности, особенно в сельской местности. По данным ООН, в конце ХХ века большая часть бедных и абсолютно бедных – около 50% — проживала в регионе Южной Азии. В целом на планете насчитывалось 1,5 млрд. обездоленных, живущих за чертой бедности, в том числе 1 млрд. человек, находящихся в «крайне бедственном» положении.

Во-вторых, это специфика развития Пакистана в качестве независимого исламского государства «на окраине мусульманской цивилизации». Пакистан занимает особое положение среди прочих мусульманских стран по своим крайне высоким темпам роста населения – 1,8 – 2,1% в год. В 2009 г. население страны составило 162 млн. человек (6-е место в мире); при сохранении нынешних темпов роста в 2020 г. в Пакистане уже будет проживать 217 млн. человек.

В-третьих, бедность в Пакистане является хроническим явлением, тесно связанным с колониальным прошлым, равно как и с перегибами социальной политики, проводимой всеми правительствами и военными режимами после 1947 г. В этой связи можно вспомниь принятую вскоре после приобретения Пакистаном независимости программу «Сельскохозяйственное и промышленное развитие деревни» (V-AID), утвержденную при М.Айюб-хане «Программу сельских работ» (Rural Works Programme), «Комплексную программу развития деревни» (Integrated Rural Development Programme) правительства З.А.Бхутто, программу исламизации экономики М.Зия-уль-Хака, Программы социального действия (Social Action Programmes), осуществление которых началось в 1993 г. и было запланировано до 2000 г. В конце ХХ века примерно каждый третий пакистанец жил ниже уровня бедности – около 46 млн. человек. Абсолютное большинство бедных за 1990-е годы выросло почти вдвое. Согласно данным Центра по социальной политике, в начале 1990-х за чертой бедности проживала каждая пятая семья, в то время как в 2002 г. соотношение составляло 1:3. Наибольшая часть бедняков проживает в сельской местности, особенно в Синде и Белуджистане. Согласно данным Азиатского банка развития, в 5 округах Синда уровень бедности достигает 82%, где 60% семей имеют дневной доход менее 1 доллара.

В эти годы борьба с бедностью велась в основном в рамках программ социального действия (Social Action Programmes of Pakistan) – САП-I и САП-II. Главные цели программ сводились к подъему уровня начального образования, основ медицинского обслуживания, благосостояния народа за счет программы планирования семьи и сельского водоснабжения и канализации. Первая программа была рассчитана сроком на три года (1993-1996 гг.). Она была направлена, прежде всего, на сельские районы и менее развитые провинции. Расходы на САП-I были оценены в 150 млрд. рупий и включали бюджетные (годовые) и капитальные затраты. Практическое осуществление программы САП-II не было завершено, поскольку в конце 1990-х гг. Пакистан уже находился на пороге глубокого экономического кризиса.

Переворот 12 октября 1999 г., в результате которого к власти пришел генерал Первез Мушарраф, вновь поставил под большое сомнение вероятность реализации запланированных задач. В качестве экономических факторов необходимости смены власти назывались развал экономики, обнищание народа и коррупция. Так, газета «Ньюс» писала на следующий день после прихода к власти Мушаррафа: «В конце 1990-х годов увеличился разрыв между богатыми и бедными. Доля наиболее бедных семей (20%) в общем доходе сократилась с 8% в конце 1980-х до менее 7%; аналогично, доля самых богатых семей (20%) увеличилась с 43,7% до примерно 45% за этот же период».

Главным аспектом политической части программы Мушаррафа являлась борьба с бедностью за счет расширения субсидий и государственных инвестиций в социальный сектор, а также введение широкой программы общественных работ. Однако оставалось не ясным, за счет каких средств правительство намерено выполнить свои обещания и насколько эффективными окажутся предлагаемые инициативы. Так, создание Банка для бедноты явилось в принципе повторением Фонда борьбы с бедностью, созданного правительством Н.Шарифа при поддержке Всемирного Банка (ВБ). Распределение государственных земель между безземельными крестьянами также выглядело популистским лозунгом, позаимствованным у Шарифа. Показательно, что при этом в стороне остался вопрос о земельных реформах, на радикальное проведение которых рассчитывали некоторые пакистанцы (не столько безземельные крестьяне, сколько представители среднего класса, желающие вложить деньги в землю и современное предпринимательское хозяйство).

П.Мушарраф обещал, что на программу общественных работ (создание дополнительных рабочих мест) из бюджета будет выделено 7 млн. рупий – за счет сокращения расходов на оборону. Министр финансов, в свою очередь, обещал, что подобное сокращение оборонного бюджета «не повредит национальной безопасности». В этом отношении П.Мушарраф не внес радикальных изменений в социальную политику государства – скорее он пошел по пути прежних правительств, сменив лишь форму, но не содержание программы борьбы с бедностью. При этом некоторые формы он успешно позаимствовал у своих предшественников – например, широкое внедрение исламского налога в пользу бедных закят началось еще при М.Зия-уль-Хаке, а программы общественных работ, нацеленные на борьбу с безработицей, проводились практически всеми правительствами (начиная от М.Айюб-хана и кончая Наваз Шарифом).

Тем не менее, главной стратегией своей социальной политики, направленной на борьбу с бедностью, правительство Мушаррафа провозгласило программу увеличения бюджетных ассигнований – за счет сокращения прочих статей расходов и повышения налогообложения.

В начале 2004 г. ВБ дал официальное согласие выделить Пакистану в качестве донорской помощи 800 млн. долл. непосредственно на борьбу с бедностью, а в случае целенаправленного использования выделенных средств увеличить оказываемую помощь в 2004-05 г. до 1 млрд. долл. (В 2002-03 г. Пакистан уже получил от ВБ 238 млн. долл. на борьбу с бедностью и 200 млн. долл. на дорожное строительство – на так называемую программу по ремонту дорог). В целом пакистанскую программу по борьбе с бедностью, помимо ВБ, выразили желание поддержать Япония, Германия, Франция, США, Великобритания, а также донорские организации типа ЮНДП, МОТ, ЮНИСЕФ и др. И ныне, в период крайне напряженного финансового положения в мире, АзБР, ВБ, МВФ и другие организации, предоставляя помощь Пакистану, включают в программу помощи пункт о «снижении уровня бедности».

В январе 2004 г. был опубликован доклад «Социальное развитие в Южной Азии 2003: вызов занятости», подготовленный Центром Махбуб-уль-Хака. В Докладе прямо отмечалось, что проводимая под руководством и при поддержке ВБ и МВФ программа борьбы с бедностью, призванная перестроить всю социально-экономическую структуру, привела к негативным результатам. Так, в Докладе отмечается, что женская экономическая активность в Пакистане является самой низкой во всей Южной Азии – 15,4%, по сравнению с 43,5% в Индии, 57,2% в Бангладеш и 85,0% в Непале. (Женщины в мире владеют всего 1% земли и больше всех подвержены влиянию нехватки продовольствия – даже до текущего финансового кризиса они составляли 60% хронически голодающих людей).

В апреле 2007 г. ВБ подготовил доклад по проблемам бедности в сельских районах Пакистана, где проживает около 80% бедного населения страны или 35 млн. человек. В докладе было отмечено, что за период 2001-2005 гг. в сельских районах произошло сокращение уровня бедности на 5,6% — в основаном за счет таких показателей благосостояния, как доступ к питьевой воде, электрификация, начальное образование, в то время как реальные доходы на душу населения выросли незначительно (а в наиболее бедных районах практически не изменились).

Нынешний Пакистан испытывает самый сильный кризис бедности за всю историю: общее число людей, живущих ниже черты бедности, увеличилось с 45,5 млн. в 2004-05 г. до 56,6 млн. в 2007-08 г. Это значит, что продовольственная инфляция вытолкнула дополнительно 10 млн. людей в разряд бедных за последние три года. За период правления Мушаррафа процент населения, живущих ниже черты бедности, вырос с 30,0% в 1999 г. до 39,8% в 2008 г. За этот же период в разряд бедных влилось 16,2 млн. человек. По подсчетам известного пакистанского экономиста д-ра Акмала Хуссаина, к 2011-12 г. число бедных возрастет до 79 млн. человек. Обнищавшее население пополняет ряды террористов, приводит к уличным грабежам, суициду и психическим заболеваниям. Со своей стороны, известный пакистанский журналист И.А.Рахман замечает, что огромные средства расходуются на систему, которая процветает за счет подавления масс, делая бедных еще беднее, а богатых – еще богаче. И пока новые власти не станут выполнять обещания, данные в предвыборных манифестах (хлеб, одежда, жилье), их авторитет будет падать, а бедность в стране – расти.

1. Dawn, 22.10.2008.

2. Независимая газета, 1.09.2000; Dawn, 23.10.2008.

3. The Nation, 24.12.2008.

4. Dawn. Economic and Business Review, May 6 – 12, 2002.

5. The Nation, 19.10.1999.

6. Dawn, 13.01.204.

7. The News, 26.09.2008; Dawn, 28.07.2008.

8. Dawn, 22.10.2008.

9. Pakistan: Promoting Rural Growth and Poverty Reduction/ Report Summary. April 23, 2007. – www.worldbank.org.pk/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/SOUTHASIAEXT/PAKISTAN .

10. The Nation, 7.05.2008; Dawn, 23.10.2008.

11. Dawn, 23.10.2008.