- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам заседания Центрального совета Организации освобождения Палестины

На  Центральный совет Организации освобождения Палестины (ЦС ООП) собрался в Рамалле для определения приоритета «национальных задач»  и заполнения вакантных мест в ООП. Вакансии включали должность спикера Палестинского национального совета (ПНС), законодательного органа ООП. После недавней отставки спикера Салима Зануна ЦС ООП проголосовал за назначение на его место Равхи Фаттуха, который ранее занимал пост спикера Палестинского законодательного совета (ПЗС) и ненадолго стал временным президентом Палестины в 2004-05 годах. ЦС ООП также проголосовал за назначение представителя Палестинской национальной администрации (ПНА) Хусейна аль-Шейха генеральным секретарем Исполнительного комитета ООП, заменив на этом посту покойного Саиба Эреката. И Фаттух, и аль-Шейх — противоречивые фигуры. Фаттуха однажды обвинили в контрабанде тысяч мобильных телефонов через иорданскую границу, что он, конечно, отрицал; а аль-Шейх, как глава Главного управления по гражданским делам ПНА, имеет тесные рабочие отношения с Израилем и, как широко считается, вынашивает амбиции стать преемником главы ПНА Махмуда Аббаса. Сам процесс этих назначений вызывает важные вопросы. Прежде всего, процедурные: палестинское руководство утверждает, что ЦС ООП делегировал все полномочия ПНС, но ряд серьезных фигур в ООП полагает, что спикер должен был быть избран непосредственно последним органом, а не подчиненной ему формально структурой. В 2018 году многие местные эксперты усомнились в легитимности хаотичного совещания, на котором ПНС заполнила множество вакансий в рамках явно недемократического процесса. Во время недавнего вебинара Нассер аль-Кудва, племянник покойного палестинского лидера Ясира Арафата, сказал, что, хотя он присутствовал на той встрече, он не помнит, как был согласован этот процесс. В преддверии встречи на прошлой неделе ХАМАС, «Исламский джихад» и Народный фронт освобождения Палестины (НФОП) поставили под сомнение легитимность ЦС ООП и объявили, что не будут присутствовать на сессии. Ханан Ашрауи, которая ушла из Исполнительного комитета ООП в 2020 году, также бойкотировала встречу, наряду с рядом других высокопоставленных политических фигур. В преддверии встречи группы, выступающие против нынешней ситуации, в том числе Национальная кампания за восстановление ООП  и Народное движение за перемены, выступили с совместной петицией, настаивающей на проведении выборов в ПНС, чтобы обеспечить реальное представительство 14 млн палестинцев по всему миру. Они также провели акции протеста в Рамалле и Газе. Заключительное коммюнике ЦС ООП стало в принципе повторением предыдущих заявлений, в том числе  призыва прекратить сотрудничество с Израилем в области безопасности и настоятельно призвать международное сообщество выполнить давние резолюции о прекращении оккупации. Это произошло на следующий день после того, как израильские силы убили трех членов «Бригад мучеников Аль-Аксы» в Наблусе — операция, которую многие палестинцы считают невозможной без постоянной координации израильских и палестинских служб безопасности. В этой связи эксперты сходятся во мнении, что М.Аббасу и его ближайшему окружению, в очередной раз удалось использовать ЦС ООП для легитимизации своих действий и заполнения вакансий своими сторонниками.

Что касается приоритета «национальных задач» в конце своего 31-го заседания, ЦС ООП, второй по значимости орган, принимающий решения в Организации освобождения Палестины (ООП), объявил  о приостановлении признания Израиля. ЦС ООП заявил, что это решение будет действовать до тех пор, пока Израиль не выполнит два основных палестинских требования – признает суверенное государство Палестина на границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме и прекратит строительство своих незаконных поселений на оккупированном Западном берегу, включая Восточный Иерусалим и долину реки Иордан. ЦС ООП постановил, что «присутствие израильской оккупации, ее армии и ее поселенцев на земле Государства Палестина является незаконным» и что «оно должно быть немедленно прекращено». Тем временем ЦС ООП принял решение о «приостановке всех форм сотрудничества в области безопасности между органами безопасности ПНА и военными учреждениями израильской оккупации», что привело к убийству и задержанию сотен палестинских боевиков, выступающих против оккупации, с момента создания ПНА в 1993 году. В этой связи надо отметить, что в течение многих лет ЦС ООП и его руководство повторяли одно и то же заявление о приостановлении признания Государства Израиль и прекращении сотрудничества в области безопасности с его военными и разведывательными органами. Однако на местах ничего не происходит, и спецслужбы ПНА и Израиля придерживаются политики «вращающихся дверей» в координации своих действий.  Израильские военные на регулярной основе получают разведывательную информацию от спецслужб ПНА. Затем офицеры ПНА покидают районы, где планируется проведение возможной израильской операции, и израильские силы проводят свою операцию и благополучно возвращаются на свои базы, в то время как ПНА очень внимательно следит за тем, чтобы минимизировать возможность каких-либо военных столкновений.  В этой связи не стоит  ожидать каких-либо реальных изменений на этом направлении. Статус-кво устраивает как Израиль, так и ПНА.  ХАМАС, «Исламский джихад» и НФОП уже выступили с тем, чтобы призвать к созданию временного ПНС, что пока выглядит маловероятным сценарием, поскольку это будет означать отставку Махмуда Аббаса, что на повестке дня сейчас не стоит.