- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации вокруг израильских портов в Хайфском заливе

После 15 лет планирования и строительства «Порт залива» («Намаль а-мифрац») в Хайфе открылся для эксплуатации в сентябре 2021 года на условиях 25-летней концессии. Порт управляемый китайской компанией SIPG (Shanghai International Port Group), будет заниматься погрузкой и разгрузкой контейнеровозов. Порт является одним из крупнейших инфраструктурных проектов, реализованных в Израиле и более 5,5 млрд шекелей было инвестировано в инфраструктуру и операционное оборудование. Порт занимает площадь около 840 дунамов в море и был открыт для работы после шести лет строительства.

Согласно экономическим оценкам правительства, сделанным еще до загруженности портов в последние месяцы, экономический вклад от открытия «Порта залива» и южного порта в экономику  страны составит 9 млрд шекелей (0,7% ВВП). По тем же оценкам, открытие двух портов косвенно создаст 32 тысячи рабочих мест. Открытие портов также окажет решающее влияние на экономику Хайфы и Ашдода: открытие «Порта залива» должно привести к увеличению ВВП Хайфы на 1,5 млрд шекелей и созданию в городе 5800 рабочих мест.

Порт был открыт на небольшом мероприятии по запуску, проведенном Министерством транспорта и Израильской портовой компанией (HNI) в сотрудничестве с компанией SIPG, которая будет им управлять. Сообщалось, что открытие порта впервые позволит огромным судам, перевозящим 18 000 контейнеров и более, встать на якорь в Израиле и сократить время их разгрузки и погрузки. Это суда длиной 400 метров и шириной 62 метра и с осадкой  около 17,3 метра.

Ожидалось, что открытие «Порта залива» для операций немедленно не уменьшит загруженность портов, поскольку оперативная очередь состоит в основном из судов для генеральных и навалочных грузов. Но в долгосрочной перспективе ожидается облегчение, потому что два старых порта, которые знают, что им будет трудно конкурировать с новыми портами в контейнерном секторе, вероятно, изменят большую часть своей деятельности в пользу разгрузки и погрузки генеральных грузов, таким образом облегчая снижая время ожидания.

Предполагалось, что в первую очередь «Порт залива» будет обслуживать контейнеровозы, а старый порт в Хайфе будет заниматься остальными грузами. Но когда в феврале на рейде в очереди на разгрузку оказалось в ожидании  50 кораблей, 27 из которых перевозят строительные материалы, «Порт залива» начал и их разгрузку.  Длительное ожидание значительно увеличивает транспортные расходы из-за штрафов, которые приходится платить импортерам.

Первым разгружаемым в порту судном стал сухогруз «Анастасия» с 4 тысячами тонн строительной арматуры. Для разгрузки судна, по информации портала Port2Port будет использоваться автомобильный кран. Прибытия в порт «Анастасии» предшествовала настоящая драма. Профсоюз работников портов угрожал забастовкой, если судно будет разгружаться в новом порту (в последний момент забастовка была запрещена судом).

Национальный трудовой суд удовлетворил ходатайство Ассоциации производителей и Торговой палаты в начале месяца (2 февраля) и издал запретительный судебный приказ в отношении трудового спора, объявленного профсоюзом в старых портах Хайфы и Ашдода. Изданный приказ предписывал продолжать регулярную и обычную работу до вынесения судебного решения. Суд отметил в своем постановлении, что в это время «было доказано, что забастовка противоречит обязательству профсоюза о промышленной тишине» и что в основе спора между государством, старыми портами и профсоюзом лежат «вопросы, урегулированные в договоре».

Пока же в старом порту Хайфы, находящимся в стадии приватизации, открылась информационная комната, в которую уже начали заходить некоторые компании, заинтересованные в приобретении. Это означает, что «Порт залива» выйдет на запланированную мощность еще до того, как новый покупатель соседнего порта Хайфы успеет взять бразды правления в свои руки и модернизировать объект, что, конечно же, даст новому порту под управлением китайской компании значительное преимущество.

В старом порту Хайфы в настоящее время работает около 1100 человек. Ожидается, что тендер на его продажу скоро завершится и предполагается, что только летом те, кто купит его, смогут взять его под свой контроль. После этого потребуется как минимум несколько месяцев работы для обновления оборудования, чтобы порт начал конкуренции с соседом.

Пока же компания Israel Shipbuilding Industries, принадлежащая Шломи Фогелю, семье Шмельцер и Сами Кацаву, которая вместе с DP World из Дубая участвует в торгах на приобретение порта Хайфа, сообщила, что две компании получили одобрение и вошли в информационную комнату. Вход в информационную комнату возможен только кандидатам, внесшим залог в размере 5 млн шекелей. Информационная комната включает в себя материалы, предоставленные Хайфским портом, чтобы группы, участвующие в тендере, могли подробно узнать о его деятельности. В рамках пороговых условий, участники торгов должны иметь опыт эксплуатации портов.

В то же время комиссия по приватизации порта во главе с генеральным директором Министерства финансов Рамом Белинковым официально уведомила представителя группы претендентов, среди которых турецкая компания Yilport, о том, что компания не сможет принимать участие в тендере из соображений национальной безопасности. В состав группы кроме Yilport входят британская компания British Global Ports и американская GraeStone. Шансы группы изначально были невелики, и министр транспорта Турции специально обратился к своему израильскому коллеге Мири Регев с просьбой предоставить Yilport возможность участвовать в тендере по приватизации Хайфского порта.

Тем не менее, представителям группы, в состав которой входит турецкая компания, вплоть до ноября отказывали в ознакомительных визитах в порт и не допускали в информационную комнату, где те могли бы ознакомиться с документацией о деятельности порта. Ситуация изменилась, когда другой участник тендера, госкомпания из ОАЭ DP World потребовала предоставить ей право участвовать и в назначении руководства порта вместо того, чтобы ограничиться ролью инвестора. Это требование было признано чрезмерным и шансы допуска к тендеру турецкой компании вновь повысились.

Но в конечном счете было решено отказать Yilport, а вместе с ней и всей группе в праве участвовать в процессе приватизации. Юрисконсульт группы Амнон Эпштейн протестовал против принятого решения и не исключает обращения в суд.