- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о внешней политике Турции в 2022 году. Часть 9

4 ноября 2021 года Министерство иностранных дел Турции представило в Великом национальном собрании (Меджлисе) страны брошюру, посвященную контурам и основным направлениям внешней политики страны в 2022 году, в рамках бюджетных слушаний на 2022-й год.

Брошюра озаглавлена как «Вступая в 2022 год: наша предприимчивая и гуманная внешняя политика».

Напомним, что в прошлой Части 8 нашей публикации (ссылка на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=83702 [1]) мы закончили рассмотрение турецких тезисов, касающихся организации и перевода на регулярную основу Дипломатического форума в Анталье.

Раздел 33 сборника называется «Дипломатический форум в Анталье», который Турция стремится превратить в глобальную площадку международного диалога и поиска «развязок» для различных глобальных и региональных проблем.

Однако, невзирая на неплохо выглядящую статистику по посещению мероприятия зарубежными гостями, все же это мероприятие имеет свой региональный охват – его посещают, в первую очередь, представители дружественных Турции стран Восточной Европы и Африки, южнее Сахары.

Тем не менее, пока состоялось лишь только одно мероприятие и говорить о перспективах ещё рано.

В конце концов, эта площадка может быть, на каком-то из отрезков истории, востребована кем-то из глобальных игроков для того, чтобы транслировать свои предложения и идеи на аудиторию Форума, с учетом его охвата и внимания к нему.

Тем самым, выступающий «получит аудиторию», и с другой стороны – Форум получит статусного гостя (гостей) и перспективу перехода в новое качество в том случае, если такие посещения станут регулярными. Кроме того, глобальный игрок «Х», тем самым, подчеркнет свои особые отношения с Турцией, как с хозяйкой мероприятия.

Эти рассуждения – отнюдь не умозрительные: В этом смысле, можно вспомнить пример того же Глобального энергетического конгресса, который из года в год проходил в Стамбуле. Собирал он достаточно узкий состав участников, среди которых не было сколь-нибудь влиятельных игроков, как из страны, так и из-за рубежа. Уровень самого статусного представителя турецкой власти, открывающего мероприятия, едва ли всегда даже достигал министра энергетики и природных ресурсов страны.

Так продолжалось больше 10 лет существования этой площадки до тех пор, пока она не получила в свой актив посещение мероприятия президентом Путиным В.В. в 2016-м году с подписанием на его полях соглашения о строительстве газопровода «Турецкий поток». После этого, за мероприятием закрепился статус того, что его могут посещать и главы влиятельных на международной арене государств. То есть, это – «несгораемая сумма» для организаторов стамбульской энергетической площадки.

Аналогичная ситуация может произойти в будущем и с площадкой Дипломатического форума в Анталье, в особенности, с учетом нынешней крайней напряженности в отношениях между Россией и Западом, точкой сосредоточения которой стала Украина.

Этот Форум вполне может использоваться той или иной или обеими сторонами для озвучивания своих базовых тезисов. Как известно, «ПИАРом является всё, кроме некролога», а ADF проходит в Турции, стране НАТО и т.д. Опять же, подчеркнем ещё раз, нынешнюю взрывоопасную ситуацию на Украине, с обострением ситуации на востоке страны, с перспективами того, что востребована может оказаться любая мало-мальски значимая площадка. А, как ни крути, Дипломатический форум в Анталье и создается с большим замахом, да и чисто географически – ближе к месту событий, чем «западные столицы». Так что, он может оказаться очень даже востребованным, причем, уже в 2022 году (мероприятие пройдет 11 – 13 марта с.г. – И.С).

Переходим к рассмотрению следующего Раздела 34, который называется «Конференция послов».

Цитируем издание:

«Конференция послов, которая регулярно проводится нашим Министерством (иностранных дел) с 2008 года и объединяет всех наших послов, работающих в штаб-квартире (то есть, в головном офисе Министерства в Анкаре – И.С..) и за рубежом, дает возможность получить инструкции от наших высокопоставленных должностных лиц, особенно от нашего президента, для оценки международных тенденций, касающихся нашей внешней политики, а также определить наши приоритеты на предстоящий период.

Помимо наших государственных чиновников, в конференции принимают участие руководители основных учреждений, с которыми мы сотрудничаем, высокопоставленные лица из зарубежных стран и организаций, представители научных кругов, гражданского общества и делового мира, и она (Конференция – И.С.) служит полезной консультационной площадкой для формирования нашей внешней политики в свете текущих событий.

В связи с эпидемией коронавируса, 12-я Посольская конференция прошла 9-10 ноября 2020 года в смешанном формате, где наши послы, работающие в центре (в Головном офисе – И.С.), присутствовали физически, а наши послы за рубежом — онлайн.

Конференция, организованная на тему «Турецкая дипломатия в период 100-летия национального суверенитета: от традиции к будущему», была проведена на базе инфраструктуры, предоставленной местной компанией. Мы продолжаем наши усилия по повторному физическому проведению конференции послов в 2022 году».

К изложенному выше добавить нечего, поскольку проведение подобных посольских мероприятий, разъясняющих «фронт-офису» дипломатии текущие тренды в центре – это общепринятая мировая практика.

За исключением, пожалуй, того, что пристальный интерес должна вызывать тематика мероприятия, запланированного в Турции, которая, по сути, означает эволюцию турецкой дипломатии и намекает на качественный переход её к «будущему». Под которым, разумеется, следует понимать будущее турецкой дипломатии, как дипломатии страны, серьезно укрепившей свой международный статус.

Впрочем, основные тезисы, которые могут прозвучать от турецкого руководства в адрес послов, вряд ли, будут представлять собой что-то принципиально отличающееся того, что излагается в рассматриваемой нами брошюре турецкого МИДа – в русле «предприимчивой и гуманитарной внешней политики». Главное здесь – пожалуй, фиксация тех принципиальных изменений, которые произошли и в статусе Турции на международной арене и в её внешней политики за истекшее столетие. И трансляция открытой части звучащих тезисов в окружающий Турцию мир.

Следующий Раздел 35 издания турецкого МИДа называется «Цифровая дипломатия».

Цитируем:

«Цифровизация и новые технологии меняют каждый аспект жизни и по-разному влияют на дипломатию. В рамках нашей инициативы «Цифровая дипломатия», о которой мы объявили в 2019 году, в целях развития технологических навыков, которыми должны обладать дипломаты в цифровую эпоху, и наиболее полного использования технологических возможностей, особенно больших данных и искусственного интеллекта, во всех аспектах нашей внешней политики, от консульских служб до публичной дипломатии, от кибербезопасности до международных отношений, мы стремимся извлечь выгоду из преобразующей силы технологий во всех направлениях. Соответствующие подразделения моего Министерства (в смысле, Министерства иностранных дел; текст иногда написан от первого лица министра М. Чавушоглу – И.С.) продолжают работу по этому вопросу».

В развитие изложенного выше, следует отметить, что органом Турции, курирующим цифровизацию страны, является Офис по цифровой трансформации при Администрации президента. В его составе есть несколько рабочих групп, которые курируют приоритетные для страны направления, включая, но не ограничиваясь, кибербезопасность, альтернативные финансовые инструменты, большие данные и искусственный интеллект.

Турция, пока, безусловно, не входит в число стран, лидирующих в цифровой сфере, если под ней понимать наличие в стране собственных, как выражаются в Турции «milli ve yerli», решений и технологий. Однако, Турция достаточно чутко использует те решения, которые ей предлагает рынок. Ярким примером тому является заход в социальную сеть-мессенджер «Telegram» как президента страны Р.Т. Эрдогана, так и турецких информационных источников, включая флагман турецкого зарубежного вещания – (теле-) канал TRT World, его российское подразделение, которое функционирует с приставкой in Russian.

Отдельно стоит отметить и то, о чем Министерство иностранных дел Турции не сказало в свой, открытой для публики, брошюре – от той информационной политике, которую оно ведет на русскоязычную аудиторию. Она включает в себя не только наличие, к примеру, русскоязычной версии сайта Агентства «Анадолу», но и то, что в дискуссиях в социальных сетях турецкая точка зрения отстаивается и на русском языке тоже, причем, носителями русского языка. Такого рода активность, также надо относить к разделу «Цифровая дипломатия».

Следующий Раздел 36 называется как «Устойчивое развитие, наша гуманитарная помощь и помощь развитию».

Цитируем:

«В целях минимизации негативных последствий эпидемии коронавируса мы принимаем активное участие в исследованиях, проводимых на многосторонних и международных площадках. В этом контексте мы поддержали инициативы по облегчению бремени задолженности беднейших стран в «Большой двадцатке», выделение специальных прав заимствования в МВФ для поддержки процесса восстановления и работу Всемирного банка в этом контексте.

Эпидемия поставила под угрозу успехи, которых с трудом добились страны с низкими доходами и наименее развитые страны в достижении Целей устойчивого развития ООН и в рамках Стамбульской программы действий.

В качестве сопредседателя Группы друзей наименее развитых стран, мы продолжаем вносить свой вклад в общие усилия по восстановлению и развитию, оказывая помощь на двустороннем уровне, а также оказывая поддержку многосторонним инициативам.

С другой стороны, в этом процессе возникла необходимость полезного и инклюзивного использования возможностей, предлагаемых цифровизацией. В целях преодоления цифрового разрыва между развитыми и развивающимися странами была подтверждена важная роль, которую Банк технологий ООН (о нем будет сказано чуть позже, однако, заметим, что центром Банка технологий ООН является турецкий городе Гебзе – И.С.) может сыграть для наименее развитых стран, размещенных в нашей стране.

Отношение нашей официальной помощи в целях развития к нашему национальному доходу также было выше целевого показателя ООН (0,7%) — 1,12% в 2020 году. Турция продолжает оставаться в числе ведущих стран в этой области.

Согласно Глобальному отчету о гуманитарной помощи за 2021 год, наша страна занимает второе место после США с объемом гуманитарной помощи в размере 8,036 млрд долларов. Наша страна, которая выделяет 0,98% своего валового национального дохода на гуманитарную помощь, сохраняет позицию «самой щедрой страны в мире».

Изложенное в данном разделе – это яркий пример практической реализации Турцией своей гуманитарной внешней политики. Это касается и объемов выделяемой Турцией помощи развивающимся странам и того, что ключевые институты развития (включая те, которое относятся к ООН) переносятся на территорию Турцию. В ряде случаев речь идет о региональном охвате работы турецких офисов с прицелом на Африку, Кавказ и Среднюю Азию. В ряде случае речь идет уже о том, что Стамбул становится головным, глобальным офисом. Что, повторимся, полностью вписывается в политику Турции по превращению Стамбула в «центр ООН», ну а самой страны – в центр поддержки и обеспечения развития стран третьего мира.

Касательно упомянутого выше Банка технологий ООН: как сообщают официальные источники, «Банк технологий ООН был создан Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 2016 году и начал функционировать в 2018 году со штаб-квартирой в Гебзе, Турция. Мандат Банка технологий ООН заключается в укреплении потенциала наименее развитых стран, которых насчитывается 47, в области науки, техники и инноваций в целях полного осуществления их стратегий развития. 47 наименее развитых стран находятся в Африке (34), Азии (8), Тихоокеанском регионе (4) и Карибском бассейне (1)».

Итак, заметим, что создание Банка технологий ООН на территории Турции – это ещё один кирпич в здание турецкой «предприимчивой и гуманной (гуманитарной) внешней политики», в том числе, в перспективных для Турции направлениях – Африка и Азия. Теперь, получается, что вся работа ООН в рамках трансфера технологий наименее развитым странам мира будет вестись через Турцию и город Гебзе (недалеко от Стамбула – прим.), что следует считать немалым для Турции достижением, которая как мы видели из статистики, занимает вторую строчку мира по объему оказываемой гуманитарной помощи.

Такая щедрость, разумеется, не может не иметь и своего прицела – повышения влияния Турции в развивающейся части мира, за которой может оказаться будущее. Другой вопрос заключается в том, насколько эффективны подобного рода инвестиции не только с точки зрения получателя, но и, в первую очередь, с точки зрения поддерживающей стороны. Однако, заметим такую черту турок как большую практичность и предполагаем, что они выстраивают систему критериев эффективности, которая препятствует пустой растрате средств.

Раздел 37 брошюры турецкого МИДа озаглавлен как «Сирийцы, находящиеся в нашей стране под режимом временной защиты и миграционный кризис».

Цитируем издание:

«Наша страна, которая за последние 7 лет приняла самое большое количество беженцев в мире, является убежищем для 3,7 миллиона сирийцев, более 4 миллионов перемещенных иностранцев (из текста не совсем понятно, является ли вторая цифра включающей первую, полагаем что ответ – да – И.С.) в рамках своей гуманитарной ответственности и традиций.

С самого начала сирийского кризиса, несмотря на наши призывы к справедливому бремени и ответственности, международная помощь сирийцам, к сожалению, до сегодняшнего дня была ограниченной.

Мы подчеркиваем при каждой возможности, что Турция не в состоянии взять на себя риск новой массовой миграции.

Мы будем держать в повестке дня проблемы, созданные желанием ЕС остановить иммиграцию на границе, нарушив свои обязательства, и возложить бремя на страны, граничащие с ЕС, такие как Турция.

Наша страна более чем выполнила свою часть в рамках Соглашения от 18 марта. ЕС также должен выполнить свои обязательства, поддержать усилия нашей страны по возвращению сирийцев и инициировать Программу добровольного гуманитарного приема. Несмотря на то, что ЕС и связанные с ним агентства позволяют Греции отталкивать и жестоко обращаться с лицами, ищущими убежища, в нарушение международного права, мы выражаем нарушения Грецией прав человека на каждой платформе».

Достаточно показательно то, что турецкий министр не говорит о том, что Турция не в состоянии нести бремя, связанное с фактическим нахождением на её территории 4 млн выходцев из зарубежных стран. В этом разделе, турецкий МИД говорит о неспособности взять на себя «риск новой массовой миграции», очевидно, подразумевая тему Идлиба. Иными словами, основным приоритетом Турции, в этой сфере, на 2022 год является недопущение «окончательного решения Идлибского вопроса» со стороны Дамаска при поддержке со стороны Москвы и Тегерана.

Что же до критики миграционной политики Греции, то, очевидно, эти темы и новые факты со стороны Турции – это та турецкая позиция, которая продолжится в наступившем 2022-м году.