- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о нефтегазовой отрасли Мавритании

После объявления о крупном газовом открытии на шельфе Мавритании на месторождении природного газа Торту (The Tortue natural gas field) в 2015 году, которое было сделано американской компанией по глубоководной разведке и добыче Kosmos Energy, интерес к перспективам по добыче нефти и газа в этом регионе резко возрос. Мавританские власти много раз заявляли, что стоят на пороге «нефтегазового бума». Открытие Kosmos Energy привело к разработке проекта Гранд Торту-Ахмейим (The Grand Tortue Ahmeyim), контрольный пакет акций которого в настоящее время принадлежит нефтегазовому гиганту BP (60%). На морской границе между Мавританией и Сенегалом, на глубине 2850 метров BP в настоящее время занимается сооружением плавучего завода по производству сжиженного природного газа, чтобы использовать запасы месторождения, оцениваемые в 15 трлн куб. футов газа, с 30-летним потенциалом добычи. Ожидается, что он  начнет действовать в 2022 году [i] [1].

С момента открытия четыре крупнейшие промышленные компании начали геологоразведочные работы у берегов Мавритании, при этом 19 морских блоков в настоящее время открыты для участия в тендерах. Власти страны находится на ранних стадиях преобразования портового города Нуадибу (Nouadhibou) в региональный хаб, с амбициозными планами увеличить объем его хранилищ нефти в 300 000 тонн, а также расширить вместимость хранилищ столицы Нуакшота на 150 000 тонн [ii] [2]. В последние годы правительство Мавритании активно поощряет развитие своего нефтегазового сектора на суше – с 15 000 кв. км сейсмических данных 2D для бассейна Тауденни, указывающих на резервный потенциал, и его нефтехимической промышленности – с планами строительства нефтеперерабатывающего завода в стране.

Крупнейшим игроком в нефтегазовой отрасли Мавритании является BP, подписавшая в 2016 году соглашение о приобретении рабочей доли и управлении разведочными блоками Kosmos, которые содержат значительные запасы глубоководного газа и перспективы разведки. Имея 62% рабочей доли в морских блоках C-6, C-8, C-12 и C-13 наряду с Kosmos Energy (28%) и Мавританским обществом добычи углеводородов и добычи полезных ископаемых (The Société Mauritanienne Des Hydrocarbures et de Patrimoine Minier — SMHPM) (10%), BP очень ценит партнерские отношения с Мавританией для содействия устойчивому развитию ресурсной базы этой страны[iii] [3]. 2018 год ознаменовался новыми событиями в многонациональном проекте Гранд Торту-Ахмейим после объявления Окончательного инвестиционного решения для первой фазы проекта между BP, Kosmos Energy, SMHPM и сенегальской национальной нефтяной компанией Petrosen.

Учитывая все вышеуказанное и имея запасы в 120 млн баррелей нефти и 1,2 трлн куб. футов природного газа, существует большая вероятность того, что углеводороды станут гораздо важнее для экономики Мавритании, чем другие полезные ископаемые этой страны (такие, как железная руда, например) [iv] [4]. Для инвесторов откроются рыночные возможности в области разведки нефти и газа, переработки и хранения углеводородов, производства и передачи электроэнергии, а также возможности для разработчиков предоставлять поставки и логистическую поддержку компаниям, где уже нефть обнаружена. В настоящее время Мавритания имеет 250 действующих разрешений на добычу нефти и газа и 90 действующих в стране операторов. Доля доходов от нефти и природных ресурсов поступает в национальную нефтяную компанию страны, SMHPM, и этими доходами управляет Национальный фонд доходов от углеводородов.

Действующей нормативно-правовой базой Мавритании для нефтяного сектора, занимающегося добычей нефти, является Нефтяной кодекс (Petroleum Code [5]), который предусматривает налоговые правила и льготы в отношении деятельности в секторе, а также поощряет и регулирует производство, импорт и экспорт, транспортировку, хранение и коммерциализацию углеводородов. Нефтяной кодекс разработан для того, чтобы правительство Мавритании могло вносить свой вклад и извлекать выгоду из соглашений о добыче нефти в рамках Контракта о разделе продукции (Production sharing contract [6], или PSC), имея в своих руках максимально прозрачную информацию о доле правительства в доходах, а также доле участия SMHPM во всех проектах.

Как напоминает издание Energy Capital & Power, подрядчикам, осуществляющим нефтяную деятельность, государство предоставляет разрешение на разведку, разработку и добычу нефти и газа в стране, и они обязаны принять условия PSC, предоставляя правительству Мавритании возможность приобрести 10%-ную долю участия во время геологоразведочных работ и дополнительное 10%-ное участие во время добычи. Иностранные подрядчики, работающие в стране, должны зарегистрировать местную компанию или филиал для разведки, добычи и оказания услуг [v] [7]. Владельцы контрактов, в соответствии с кодексом, могут также подать заявку на продление этапа разведки месторождений, которые считаются потенциально коммерческими, способствуя разработке новых ресурсов нефти и газа.

Мавританские власти также разработали так называемую Стратегию ускоренного роста и совместного процветания (The Strategy for Accelerated Growth and Shared Prosperity — SCAPP), которая охватывает период с 2016 по 2030 год. Она была утверждена Советом министров 17 сентября 2015 года. После детального анализа социально-экономического положения Мавритании SCAPP служит для содействия инклюзивному, устойчивому развитию в стране при одновременном улучшении управления, укреплении социального развития и содействии созданию рабочих мест.

Стратегия направлена на содействие все более экологичным и инклюзивным видам деятельности с высокой добавленной стоимостью, которые требуют больших трудовых ресурсов для достижения непрерывного роста ВВП не менее чем на 7% в год до 2030 года. В соответствии с ключевыми пунктами стратегии Мавритании в области устойчивого развития на период до 2030 года, одним из ключевых принципов SCAPP является развитие и поощрение специализированных областей производства для продвижения местной предпринимательской деятельности и создания рабочей силы с эквивалентной иностранной квалификацией. Роль, которую возобновляемые источники энергии могут сыграть в повышении энергоэффективности страны, была отмечена в стратегии содействия повышению экономической устойчивости Мавритании и улучшению условий жизни населения.

Как одна из стран, составляющих MSGBC – Мавритания, Сенегал, Гамбия, Гвинея-Бисау и Гвинея-Конакри-Бассейн (Mauritania, Senegal, The Gambia, Guinea-Bissau, and Guinea-Conakry-Basin), Мавритания становится все более перспективной для инвесторов в регионе. Благодаря привилегированному расположению на берегу Атлантического океана, соединяющему Северную Африку с Африкой к югу от Сахары, страна готова извлечь выгоду из своих новых углеводородных богатств и укрепить отрасль, чтобы стать важным региональным и международным хабом.

[i] [8] https://www.offshore-energy.biz/bp-led-tortue-flng-projects-phase-1-58-pct-done/ [9]

[ii] [10] https://www.trade.gov/country-commercial-guides/mauritania-oil-and-gas [11]

[iii] [12] https://www.bp.com/en_mr/mauritania/home/who-we-are.html [13]

[iv] [14] https://eiti.org/es/implementing_country/36 [15]

[v] [16] https://energycapitalpower.com/exploration-and-investment-opportunities-in-mauritanias-petroleum-industry/ [17]