- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Крылатые ракеты государств Ближнего Востока. Часть 1

Если развитие и боевое применение баллистических ракет (БР) на Ближнем Востоке привлекли большое внимание, то проблема распространения крылатых ракет (КР) в регионе остается зачастую незамеченной. Являясь когда-то прерогативой Израиля, в последние 20 лет экспансия КР, как вида высокоточного оружия, неуклонно ускорялась.

Первоначально к Израилю в клуб стран, разрабатывающих и производящих свои собственные КР, присоединились Иран и Турция. Сегодня свои первые шаги в этом направлении делают Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Такие государства, как Алжир, Египет, Кувейт, Катар и Саудовская Аравия, уже закупили КР за границей или намерены сделать это в ближайшем будущем. Вместе с тем эта тенденция не ограничивается государственными субъектами. При мощной технической и материальной поддержке со стороны Ирана йеменские повстанцы-хоуситы применили КР в своей кампании ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) против коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией.

Движущие силы распространения КР в регионе столь же разнообразны, как и сами системы. Способность КР преодолевать оборонительные системы делает этот вид вооружений привлекательным вариантом в регионе, где наблюдается распространение все более совершенных средств ПВО/ПРО. Акторам, испытывающим недостаток современных ВВС, КР дают возможность поражать цели в глубине территории более оснащенного противника, превращаясь в эффективный инструмент асимметричного сдерживания. В то же время, для современных ВВС крылатые ракеты стали одним из важнейших средств поражения. Крылатые ракеты морского базирования, способные наносить удары большой дальности по наземным целям, служат инструментом проецирования силы в регионе. В случае с Израилем КР, запускаемые с подводных лодок, также служат главной опорой потенциала страны для нанесения ответного ядерного удара.

Вместе с тем, по мнению военных аналитиков значительного числа исследовательских центров Запада, движущие силы распространения КР выходят за рамки узких военных потребностей и соображений. Несколько ближневосточных государств предпринимают амбициозные усилия по развитию национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК), уделяя особое внимание высокоточным боеприпасам, средствам противодействия воздушному нападению и БПЛА. Благодаря существующей технологической схожести с этими системами, КР представляют собой привлекательный вариант для подобных проектов военного строительства. Они также представляют собой передовую систему вооружения, изготовление которой обеспечивает их производителям значительный международный престиж.

 

Региональные программы крылатых ракет

Исламская Республика Иран

Как и в отношении баллистических ракет, номенклатура КР Ирана является наиболее развитой среди других государств региона. Однако в отличие от БР, в области крылатых ракет официальный Тегеран предоставляет достаточно скудную информацию. Материалы же открытых источников, как правило, основываются на экспертных оценках, полученных после просмотра очередного видео испытательных пусков или эпизодов военных учений. В совокупности, ограниченный объем первичной информации и широкая номенклатура моделей КР значительно затрудняют классификацию этого вида вооружений ИРИ.

Тем не менее, основываясь на истории появления КР в Иране, можно говорить о двух этапах формирования их арсеналов. Первый, начальный, относится к периоду ирано-иракской войны 1980-х годов и базируется на ирано-китайском сотрудничестве. Второй стартовал на рубеже 2000-х годов и связан с нелегальным приобретением Тегераном через Украину ракет Х-55 советского производства. В результате деятельности по обоим направлениям иранскому руководству удалось развить собственную индустрию КР и поставить на вооружение армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР) несколько семейств тактических и оперативно-тактических ракет наземного, воздушного и морского базирования. Следует отметить, что, по мнению экспертов, независимо от давности приема на вооружение той или иной модели КР, все они продолжают сохранять свою актуальность для ВС Ирана и могут быть применены в случае военного конфликта в регионе. 

Начало

Считается, что интерес Тегерана к КР, прежде всего их противокорабельной разновидности, был спровоцирован, а затем усилен так называемой «танкерной войной» во время ирано-иракской войны 1980–1988 годов. Приобретение в 1985 году китайской противокорабельной ракеты (ПКР) HY-2 (экспортное обозначение С-201, по кодификации НАТО «Шелкопряд»), предназначенной для батарей береговой обороны, дало старт отношениям, которые поддерживали иранский сектор тактических управляемых ракет, по крайней мере, следующие два десятилетия.

Ракета приводилась в движение жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) и имела несколько модификаций: А, В и С. Первая оснащалась инфракрасной (ИК) головкой самонаведения (ГСН). Вторая имела радиолокационную, а третья –  телевизионную ГСН. Вероятность поражения цели после захвата её радиолокационной ГСН оценивалась в пределах 0,9. К концу 1980-х годов Тегеран запустил собственную линию по производству ПКР HY-2G. Модель характеризовалась переменным профилем полета, что затрудняло её перехват. Однако, в виду дозвуковой скорости (основные ТТХ КР ИРИ приведены в таблице в конце раздела), низкой помехозащищенности и сложности обслуживания ЖРД эффективность ПКР серии HY в современных условиях невелика.

Вслед за HY-2G Иран получил очередную модификацию под обозначением HY-41 (С-201W). Следует отметить, что полет новой модели поддерживался турбореактивным двигателем (ТРД), а старт производился с помощью твердотопливного ракетного ускорителя. Тем самым преодолевались логистические недостатки предыдущих версий серии HY. Данный вариант китайской ракеты лег в основу иранской ПКР «Раад» (Raad).

«Раад» («Гром») Тегеран официально представил в 2004 году. Подобно HY-2G «Раад» имеет ТРД и стартует с бронированной гусеничной самоходной пусковой установки (ПУ) с помощью твердотопливного (ТТ) ракетного ускорителя. Внешне иранская разработка отличается воздухозаборником, расположением крыльев и иной формой хвостового оперения. Значительное увеличение дальности стрельбы (до 350 км) переводит её в категорию оперативно-тактических ракет. Согласно иранским источникам, «Раад» выходит на цель с помощью сигналов спутниковой навигационной системы. Непосредственно для атаки используется новая помехозащищенная радиолокационная ГСН иранской разработки. ГСН обеспечивает поиск цели в секторе +/- 85 градусов и гарантирует высокую точность поражения противника. Тем не менее, в современных условиях «Раад» является морально устаревшей моделью. Ракета выпущена в ограниченным количестве и используется, главным образом, в ходе учений, как имитатор целей.

В начале 1990-х годов Тегеран получил китайскую ПКР YJ-8 (экспортное обозначение C-801, по кодификации НАТО CH-SS-N-04 «Сардина»). По своим характеристикам YJ-8 близка к французской ПКР «Экзосет» (Exocet). YJ-8 поступила на вооружение батарей береговой обороны и надводных кораблей ВМС ИРИ. Вариант C-801K адаптирован для применения самолетами F-4 «Фантом» (Phantom) ВВС Ирана. Сообщается о примерно 100 C-801K, закупленных Тегераном.

Практически одновременно с YJ-8 Китай начал поставки в Иран ПКР YJ-82 (экспортное обозначение  С-802, по кодификации НАТО CH-SS-N-06 «Саккада») с компактным ТРД. По одним данным С-802 попали в ИРИ с ракетными катерами китайского производства, по другим – в варианте воздушного базирования. Из-за давления США в 1997 году КНР прекратила передачу С-802 Ирану, но оказала ему активную помощь в создании собственной линии по производству КР.

Хотя этот проект иногда называют обратным инжинирингом, иранские источники открыто заявляют о существенной помощи со стороны Китая, включая передачу технологий и обучение иранских специалистов. В иранском исполнении С-802, получила название «Нур» (Noor). Ракета, вероятно, создана силами специализирующейся на КР Промышленной группы «Самен Алами» (Samen Alaeme Industrial Group, SAIG), являющейся структурным подразделением иранской Организация аэрокосмической промышленности (Aerospace Industries Organisation, AIO). В рамках этой же программы Тегеран разработал свой первый малый турбореактивный двигатель «Толу 4» (Tolu 4), основанный на французском TRI-60. Агрегат производится иранской компанией Turbine Engine Manufacturing Industries (TEM) и, как сообщается, серийно изготавливается с 2005 года.

«Нур» передана ВС ИРИ в 2005 году. Ракета имеет длину 6,38 м, диаметр 0,36 м. Наведение на цель осуществляется с помощью активной радиолокационной ГСН. Полет происходит на высоте 20-30 м. Для старта используется ТТ ускоритель, после его отделения в работу вступает ТРД с воздухозаборником, расположенным под корпусом, между двумя нижними крыльями. «Нур» стоит на вооружении основных типов боевых надводных кораблей и вертолетов Ми-171 ВМС, а также истребителей F-4 «Фантом» ВВС ИРИ. Представляется справедливым говорить о семействе ракет «Нур», к которому относятся такие модели, как «Гадер», «Гадир» и «Моктадер».

«Гадер» (Gader, рус.- «Способный») начали собирать, ориентировочно, в 2009, а впервые представили на военном параде в 2011 году. Внешне ракета имеет большую, чем «Нур»,  длину (7,4 м), что объясняет её большую дальность (до 250 км). Вероятно, что для старта «Гадер» также использует внешний ТТ ускоритель. По сообщениям иранских источников, выход на цель осуществляется с помощью цифрового автопилота, а для её поиска задействуется активная радиолокационная ГСН.

«Гадир» (Gadir) называют последним достижением морской оборонной промышленности. Ракета применялась в 2019 году в ходе военно-морских учения «Велаят 97». При дальности стрельбы 300 км «Гадир» может применяться с наземных и морских платформ. Утверждается, что модель обладает большей точностью и разрушительной способностью.

В 2015 году, в своем выступлении по телевидению министр обороны и поддержки ВС ИРИ заявил о проведении дальнейшей модификации «Гадир» до версии «Моктадер» (Moqtader, или «Могучий»). Новый вариант будет иметь в два раза большую дальность стрельбы (очевидно, около 600 км). Специалисты отмечают отсутствие какой-либо другой дополнительной информации по этой модели. Прогнозируется, что «Моктадер» станет ПКР с убирающимся крылом, поскольку её размеры должен значительно превышать параметры «Гадир».

Ориентировочно в 2004 году в Иране появляется легкая ПКР «Ковсар» (Kowsar), предназначенная для поражения малых надводных целей водоизмещением до 500 тонн. Конструкция «Ковсар» базируется на китайской ПКР TL-10A, которая была разработана, предположительно, по иранскому заказу. Развитием «Ковсар» стало семейство КР малой дальности в составе «Ковсар-1», «Ковсар-3» и «Зафар».

В целом развитие семейства шло по пути увеличения дальности стрельбы (от 15 до 25 км), поражающей способности, точности и помехоустойчивости. Согласно публикациям, КР семейства «Ковсар» оснащаются оптической или радиолокационной ГСН. ПКР «Зафар», кроме того, выполнена по схеме «выстрелил – забыл». Эти легкие ракеты сыграла важную роль в повышении наступательной способности быстроходных катеров и вертолетов иранских ВМС.

По имеющимся данным, 14 июля 2006 года, во время 33-дневной войны ливанская «Хизбалла» атаковала израильские корабли двумя ПКР «Ковсар». Одна из ракет успешно поразила корвет проекта «Саар» ВМС Израиля, в результате чего был нанесен значительный ущерб кораблю и погибли четыре члена экипажа. Сообщается, что вторая ракета попала в египетское торговое судно, экипаж которого, несмотря на нанесение значительных повреждений, не понес никаких потерь. Согласно оценке зарубежных экспертов, малогабаритные и относительно высокоскоростные ракеты семейства «Ковсар» являются сложными целями для оборонительных систем боевых кораблей. Обладая взрывателем замедленного действия, КР детонируют вскоре после проникновения в корпус корабля, что приводит к повышенному ущербу.

КР «Наср» (Nasr) дает начало еще одному семейству ракет малой дальности. Основой для «Наср» стала китайская ракета С-704, которая, как утверждается, разрабатывалась специально по иранскому заказу. Согласно различным источникам впервые о «Наср» заявлено в 2006 году, а массовое серийное производство ракеты под названием «Наср-1» началось в 2010 году.

Специалисты классифицируют семейство «Наср», как промежуточное звено, находящееся между КР «Ковсар» и «Нур». Основное отличие от «Ковсар» заключается в массе боевой части (БЧ). При общей массе 350 кг ПКР «Наср-1» имеет дальность стрельбы не менее 35 км, а масса её БЧ (130 кг) примерно в 4,5 раза превышает аналогичный показатель КР «Ковсар-3». Благодаря повышенной поражающей способности, целями для «Наср-1» служат корабли с водоизмещением до 4000 тонн. Наведение на цель осуществляется оптико-электронной и ИК ГСН.

Развитие семейства «Наср» шло тем же путем, что и ракет семейства «Нур». Для увеличения дальности стрельбы к базовой модели добавлялся ТТ ускоритель и небольшой ТРД. Ракета может применяться с мобильной наземной ПУ, морских и воздушных боевых платформ. На основе «Наср-1» разработана и представлена в 2016 году ПКР «Насир». Отличительной особенностью модели является дополнительная разгонная ступень и, как следствие, увеличенная  вдвое дальность стрельбы. Последней разновидностью семейства «Наср» специалисты называют ПКР «Наср-е Басир». Пассивная ИК ГСН ракеты активируется на конечном участке траектории, что затрудняет обнаружение ракеты противником. Утверждается, что ИК ГСН «Наср-е Басир» способна отслеживать морские цели под любыми углами, имеет относительно высокую устойчивость к помехам и гораздо более чувствительна.

Отдельно следует отметить, что на базе КР «Наср» в Иране разработана первая ПКР в герметичной капсуле, предназначенная для применения с подводных лодок (ПЛ). Информация о подобном оружии, разработанном в рамках проекта «Джаск-2», впервые появилась в 2017 году. известно, что подобными ракета-торпедами оснащаются ПЛ проектов «Гадир» и «Фатех» ВМС ИРИ.

Системы на базе Х-55

После создания производственной линии для ПКР «Нур» (китайской C-802) в начале текущего тысячелетия Иран предпринял первые попытки разработать собственные КР наземного базирования (КРНБ). Из незаконных источников на Украине в середине 2001 года Тегеран приобрел в общей сложности 6 КР советского производства Х-55 (по кодификации НАТО RS-AS-15 «Кент»). Дальность стрельбы советских изделий достигала 2500 км, а масса БЧ 400-450 кг, включая вариант в ядерном снаряжении. В сообщениях также утверждалось, что в период с 2001 по 2003 год украинские специалисты посещали Иран для обслуживания этих ракет.

Более 10 лет спустя, в 2012 году, тогдашний президент AIO Мехди Ферехи объявил, что Иран вскоре представит КР «Мешкат» (Meshkat) с дальность стрельбы свыше 2000 км. Утверждалось, что ракета окажется пригодной для применения с воздушных, морских или наземных платформ. Тремя годами позже, в 2015 году Иран представил КРНБ «Соумар» (Soumar), которая, предположительно, стала результатом проекта «Мешкат». Примечательно, что презентация нового образца вооружения не сопровождалась какими-либо сведениями о его ТТХ.

«Соумар», по мнению специалистов, внешне является копией Х-55. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения. Крыло ракеты складное и разворачивается после старта. Для запуска с наземной ПУ используется стартовый ТТ ускоритель. «Соумар» размещается на мобильном колесном шасси, которое несет до 4-х КР в транспортно-пусковых контейнерах. На ракете установлен маршевый малогабаритный ТРД, использующий в качестве топлива керосин.

По оценкам экспертов, пропорции корпуса ракеты, размеры  двигателя, а также видимые снаружи детали двигателя соответствуют оригинальному ТРДД Х-55 Р95-300. Однако, следует отметить, что в 2014 году на внутренней оборонной выставке Иранская организация авиационной промышленности (Iran Aviation Industries Organisation, IAIO) демонстрировала ТРД собственной разработки под обозначением «Толу 14», конструкция которого сильно напоминала Р-95. Два года спустя этот же двигатель вновь выставлялся вместе с несколькими другими реактивными и поршневыми двигателями иранского производства во время выставки, на которой присутствовал тогдашний президент Ирана Хасан Роухани.

«Ховейзех» (Hoveyzeh) – еще одна КР, созданная на базе Х-55. Ракета представлена в 2019 году. Согласно первоначально заявленным данным, изделие имеет дальность стрельбы 1350 км, что позволяет ей из западной части Ирана достигать территории Израиля.

Согласно наблюдениям экспертов, основное различие между КР «Соумар» и «Ховейзех» заключается в совершенно новом кожухе двигателя последней. Вопреки тому, что «Ховейзех», по словам министра обороны ИРИ Амира Хатами, оснащен турбовентиляторным двигателем, размеры корпуса, а также фотографии воздухозаборника и элементов выхлопа двигателя соответствуют иранскому ТРД «Толу 4». В этой связи, учитывая технические проблемы производства миниатюрных турбовентиляторных двигателей, предполагается, что Тегеран столкнулся с проблемами при проведении обратного проектирования R95-300 и решил, по крайней мере, в краткосрочной перспективе выбрать взамен менее экономичный, но более надежный двигатель «Толу 4».

Действительно, во время презентации «Ховейзех» командующий ВКС КСИР Амир Али Гаджизаде упомянул, что Иран столкнулся с «существенным препятствием» в области двигательной установки, которое с тех пор было преодолено. На том же мероприятии А.Хатами заявил, что дальность полета «Соумар» составляла всего 700 км. Этот показатель существенно меньше как в сравнении с дальностью стрельбы Х-55, так и с заявленной дальностью «Ховейзех». Остается неизвестным, оговорился ли министр обороны, намеренно ли преуменьшил возможности «Соумар» или же все-таки сообщил об имевших место технические недостатки, приведшие к ограничению возможностей этой модели.

Еще одну ракету семейства «Соумар» Иран представил в 2020 году. На этот раз ПКР наземного базирования имела дальность стрельбы более 1000 км и называлась «Талайе» (Talayeh), или «Шахид Абу Махди» (Shahid Abu Mahdi). Указывалось, что подобно «Ховейзех» она также оснащена ТРД «Толу 4». Вскоре после презентации командующий ВМС ИРИ Хоссейн Ханзади объявил, что «Шахид Абу Махди» будет развернут в будущем – образец пока на вооружение не принят.

Годом ранее появления «Соумар», в 2014 году, в рамках выставки достижений ВКС КСИР, организованной для верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи, была продемонстрирована КР полностью иранской разработки под обозначением «Я Али» (Ya Ali). В последствие появились кадры наземного запуска ракеты на испытательном полигоне в Куме. Анализируя снимки в высоком разрешении, эксперты пришли к выводу, что на модели установлен все тот же ТРД «Толу 4». Вместе с тем, было отмечено, что корпус КР украшен логотипами КСИР, что может свидетельствовать о собственной разработке этой организации. В том же 2014 году ВКС КСИР заявили о работах над версией «Я Али» воздушного базирования, предназначенной для истребителей-бомбардировщиков Су-22. Источники также отмечают, что с момента своего представления «Я Али» не был замечен ни в каких рекламных материалах, выпущенных Ираном. Этот факт можно  интерпретировать как знак прекращения программы, но, с другой стороны, как уже указывалось секретность Ирана в отношении своих программ КР значительно жестче их баллистических собратьев.

351 (согласно обозначению Центрального командования ВС США), или «Кудс» (Quds, согласно данным йеменских хоуситов) – пожалуй, самая загадочная модель среди иранских КРНБ. Ракета никогда не выставлялась в самом Иране и впервые демонстрировалась хоуситами на выставке ракет и БПЛА в Йемене в июле 2019 года. Несмотря на официальные заявления хоуситов эксперты ООН пришли к заключению, что КРНБ 351/«Кудс» изготовлена в Иране.

Если производство иранских КР на базе Х-55 приписывают AOI Ирана, то к разработке 351/«Кудс», предположительно, причастен Университет имени имама Хоссейна, курируемый КСИР. По данным группы экспертов ООН по Йемену силовая установка модели основана на ТРД чешской конструкции PBS TJ-100. Под обозначением «Кудс-1» ракета, по утверждениям йеменских повстанцев, использовалась ими для атаки международного аэропорта Абха в Саудовской Аравии в июне 2019 года. В сентябре 2019 года атаковала НПЗ в Абкейке и Хураисе. В ноябре 2020 года модификация «Кудс-2» нанесла удар по нефтяному объекту в Джидде. Исходя из удаленности пораженных целей и характеристик силовой установки, предположительная дальность КР типа 351/«Кудс» оценивается различными источниками в пределах 700-1000 км.

Сверхзвуковые разработки

Несмотря на то, что пока иранские разработки КРНБ и ПКР сосредоточены на дозвуковых ракетах, есть также свидетельства интереса Тегерана к сверхзвуковым системам. Так, в 2016 году тогдашний министр обороны Хоссейн Дехган (Hossein Dehghan) отмечал, что Иран «скоро» создаст сверхзвуковые ПКР. Командующий ВМС Ирана Хоссейн Ханзади (Hossein Khanzadi) подтвердил в 2020 году, что будущее приобретение сверхзвуковых ПКР является приоритетом для ВС страны.

Иран явно предпринял шаги по развитию такого потенциала. В частности, в 2018 году украинские спецслужбы пресекли попытку двух иранских граждан, один из которых оказался дипломатом, переправить в Иран компоненты советской сверхзвуковой ПКР Х-31 (по кодификации НАТО RS-AS-17 «Криптон») вместе с документацией. Годом позже верховному лидеру ИРИ представили первый иранский проект прямоточного керосинового двигателя RJ-HP1. Интересно, что в отличие от других иранских реактивных двигателей RJ-HP-1 разработан не контролируемой государством военной промышленностью Ирана, а частной компанией, Конструкторским бюро двигательных систем Фарзанегана (Farzanegan Propulsion Systems Design Bureau, г. Решт). Сообщается, что компания уже продает несколько моделей турбореактивных и поршневых двигателей меньшего размера, а в число своих услуг включает также проектирование двигателей и реверс-инжиниринг. Ее основатель Хоссейн Пурфарзане (Hossein  Pourfarzaneh) ранее занимал высокопоставленную должность в государственном ОПК ИРИ. Хотя диаметр RJ-HP-1 в 0,36 м соответствует диаметру Х-31, остается неизвестным, является ли двигатель собственной разработкой или результатом реверс-инжиниринга иностранной конструкции. В краткосрочной перспективе ПКР, вероятно, останутся в центре устремлений Тегерана, направленных на создание сверхзвуковых КР.

Технологии наведения

Несмотря на нежелание Ирана предавать гласности свой арсенал КР и связанные с ним технологии в той же степени, что и свой запас БР, анализ из открытых источников позволяет составить представление об иранских системах наведения.

Так, в ходе интервью информационному агентству Tasnim, говоря о разрабатываемой КРВБ с дальностью 1500 км, эксперт КСИР сообщил, что ракета будет использовать комбинацию технологий наведения в составе инерциальных навигационных систем (INS), глобальных систем позиционирования (GPS) и наведение по карте местности (Terrain Contour Matching, TERCOM). В брошюре к представленному на МАКС-2019 изделию под названием «Мобин» (Mobin, промежуточная модель с признаками КР и БПЛА, находится в разработке) сообщалось, что для навигации планируется использование как TERCOM, так и механизма электронно-оптической корреляции (Digital Scene Matching Area Correlator, DSMAC). В репортаже иранского телевидения о маневрах БПЛА в 2021 году упоминалось об использовании «искусственного интеллекта для обработки изображений», позволяющего уничтожать цели на большой дальности «без необходимости получения сигналов GPS».

По оценкам экспертов, приведенные примеры свидетельствуют о стремлении иранских инженеров поддерживать свои разработки на достаточно высоком технологическом уровне. Применение же систем наведения TERCOM и DSMAC говорит об определенном доступе Тегерана к геопространственным данным, необходимым для их использования.

 

Известные ТТХ КР Исламской Республики Иран

 

Модель в ВС/КСИР ИРИ Базовая модель Год представ-ления Дальность, км Общая масса, кг Масса БЧ, кг Скорость, МАХ Тип ПУ Примечание
Первичные модели КР
С-201 1980 95 3000 513 0,8 НБ
С-801 1990 10-50 165 0,9 МБ,ВБ
Модели на базе китайских КР
«Раад» С-201 2004 350 500 0,6-0,8 НБ СПУ
«Нур» С-802 2005 10-120 715 155 0,9 НБ,МБ.ВБ
«Гадер» «Нур» 2011 250 0,9 НБ,МБ,ВБ
«Гадир» «Нур» 2019 300 0,9 НБ,МБ,ВБ
«Моктадер» «Нур» 2015 600 0,9 НБ,МБ,ВБ В разработке
«Ковсар» TL-10A 2004 3-15 105 30 0.8 НБ,МБ,ВБ
«Ковсар-1» С-701Т 15-25 100 29 0,8 НБ,МБ,ВБ
«Ковсар-3» С-701R 25 120 29 0.8 НБ,МБ,ВБ
«Зафар» С-701AR 2012 8-25 120 30 0.8 НБ,МБ,ВБ
«Наср-1» С-704 2010 8-35 350 130 0,8-0,9 НБ,МБ,ВБ
«Насир» «Наср-1» 2016 НБ,МБ,ВБ
«Наср-е Басир» «Наср-1» 2019 НБ,МБ,ВБ
«Джаск-2» «Наср-1» 2017 МБ(ПЛ)
Модели на базе российской Х-55
«Соумар» 2015 700 НБ
«Ховейзех» 2019 1350 НБ
«Талайе» 2020 1000 В разработке
«Я Али» 2014 700 НБ, ВБ
351/ «Кудс» 2019 700-1000 НБ
«Мобин» 2019 450 120 В разработке