- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сирия: курды, турецкая оккупация Африна и Россия

Курды являются одной из основных этнических групп в Сирии и второй по численности курдской общиной компактного проживания после Турции. Много десятилетий они ведут борьбу за свои права как в Сирии, так и в Турции и Ираке. Исторически Россия и Советский Союз принимали активное участие в решении судеб курдов на всем протяжении ХХ века. Для правильной оценки последствий турецкой оккупации части Сирийского Курдистана (Африн) и тех возможностей, которые открываются для России, необходимо понимать общее отношение курдов к России.

Северные курдские земли вошли в состав Российской Империи в результате русско-иранских войн в первой половине ХIХ века[i] [1]. По Туркманчайскому и Адрианопольскому трактатам с Персией и  Турцией Россия приобрела ряд территорий населенных курдами и расширила российские курдские территории после присоединения Туркмении в 1885 году. Часть карсских и ардаганских курдов переселились в Россию в 1878 году. По первой переписи населения 1897 года в России проживало почти 100 тысяч курдов.

Советский Союз стал первым государством предоставившим курдам ограниченное самоуправление. В  июле 1923 года Сергей Киров, возглавлявший в ту пору коммунистов Азербайджана, подписал указ о создании Курдистанского уезда с центром в селении Лачин. В его состав вошли  пять из шести дайр (районов) более чем на 90% которых населяли курды[ii] [2].

Курдская автономия в АзССР просуществовала немногим более 7 лет. После окончания Великой Отечественной войны СССР пытался объединить курдские районы Азербайджана с так называемой Курдской Народной Республикой (Мехабадской республикой), возникшей в Северном Иране при активной поддержке СССР в 1946 году.[iii] [3]

Следующим, наиболее удачным, шагом СССР в поддержке права курдов на самоопределение и создание своего государства была помощь  восстанию иракских курдов в 1963 году под руководством Мустафы Барзани (одного из лидеров Курдской Народной Республики эмигрировавшего в СССР после ее разгрома), окончившееся созданием Курдской автономии в Ираке в 1975 году[iv] [4].

СССР последовательно поддерживал Рабочую партию Курдистана в Турции (РПК), лидер которой Абдулла Оджалан является убеждёнными марксистом. Даже после развала СССР РПК сохранила представительство в Москве, где Оджалан пытался получить политическое убежище в 1998 году.

Достаточно последовательная политика России в отношении всех трёх курдских общин сформировала у курдов достаточно положительное отношение к России. Это было очевидно во время недавнего визита в оккупированную турками Рожаву.

Турция и курды – немного истории

Территория компактного проживания курдов была завоёвана турками в XVI веке. Если бы не горы, занимающие особое место в курдском фольклоре, Османская Империя полностью уничтожила бы курдов в пределах ее территории. Исход курдов в горные регионы современной Турции спас их от уничтожения и сохранил как нацию и позволило начать продолжающуюся по сей день борьбу за независимость[v] [5].

Исторически курды не были мусульманами и приспосабливались к религии завоевателей. В Турции они формально стали суннитами, сохранив, однако, много традиционных зороастирийских и езидских ритуалов.

По окончании Первой мировой войны державы-победители в 1920 году заключили Севрский договор, который разделил территорию Османской Империи и предусматривал создание отдельного курдского государства. Этот договор вызвал отчаянное сопротивление в Турции и был заменён Лозаннским договором 1923 года, где уже не было упоминания о курдах.  Севрский договор практически забытый в традиционной западной историографии имел, однако, значительное влияние на отношение турок к курдам и положил начало жёсткой кампании по подавлению стремления курдов к независимости[vi] [6]. Это привело к отчаянному сопротивлению курдов и возникновению Рабочей партии Курдистана (РПК). В результате военной кампании проводимой турецкой армией в Турецком Курдистане только с 1978 года было убито около 40 тысяч курдов[vii] [7]. Курдский язык был запрещён в Турции до 1991 года, ЕСПЧ вынес 2408 решений по компенсациям родственникам убитых турецкой армией курдов[viii] [8] в период с 1959 по 2011 гг. Турция и РПК пытались заключить мир, но поддержка Турцией джихадистких групп в Сирии привела к возобновлению вооруженного конфликта между РПК и турецким правительством в 2015 году. ЕСПЧ неоднократно обращал внимание на особую жестокость турецкой армии и правоохранительных органов к курдам. С 2011 года Турция является абсолютным лидером по нарушениям Европейской Конвенции по правам человека. К 2017 году общее количество приговоров против Турции в ЕСПЧ достигло 4514 из которых 2889 касались нарушения прав человека со стороны правоохранительных органов и властей в Турецком Курдистане[ix] [9].

РПК имеет давние отношения с сирийскими и иракскими курдами, которые подвергались не менее жестоким ударам турецкой армии. Все это укрепило в сознании курдов образ Турции как своего экзистенциального врага. В тоже время в период правления Хафеза Асада Сирия поддерживала РПК и долгое время предоставляла убежище его руководству.

Турецкая военная операция «Оливковая ветвь»

Весной 2012 года сирийские правительственные войска ушли из Африна. Этот шаг был продиктован сложившейся на тот момент оперативно-тактической ситуацией в войне с различными джихадисткими группировками. В результате курдам удалось создать Автономную администрацию Северо-Восточной Сирии (Рожава), окончательно сформировавшуюся в январе 2014 года. С 2014 года до военного вторжения Турции в Африн в январе 2018 года он был процветающим и мирным районом с населением около 700 000 человек. Его безопасность обеспечивали силы курдского сопротивления, аффилированные с, но независимые от, PПK. 20 января 2018 года турецкая армия и союзные с ней вооружённые формирования сирийской оппозиции (бригады «Султан Мурад», «Фейлак аль-Шам», «Фиркат аль-Хамза»,  «Аль-Джабба аль-Шамийя» и сохранившиеся формирования военной полиции разгромленной правительством  Сирийской национальной армии (СНА) начали операцию «Оливковая ветвь» по захвату контроля над Африном.  Операция продолжалась до 18 марта 2018 года и окончилась поражением Сил народной самообороны (YPG). Основной заявленной целью «Оливковой ветви» было уничтожение террористических групп. Тут необходимо отметить что YPG достаточно успешно защищали территорию Сирийского Курдистана от исламистских террористов на протяжении 7 лет и никаких террористов на территории кантона Африн не было, в отличие от провинции Идлиб и кантона Алеппо граничащих с Африном на юго-западе и юго-востоке.  Очевидными реальными целями Турции в Африне вероятно были расширение территории расселения джихадистов и защита северного фланга провинции Идлиб, установление контроля над территорией которую Турция считает исконно своей также как и соседнюю провинцию Хатай, а также зачистка Африна от неарабского и нетюркского населения. Об этом свидетельствует исход около 200 000 курдов, что на две трети уменьшило курдское население Африна (города и одноимённого кантона в провинции Джабал аль-Хаш[x] [10]). Также надо учитывать что YPG по мнению Турции является террористической организаций аффилированной с РПК. Турецкие оккупационные власти распустили гражданскую курдскую администрацию в конце 2019 года. Турки и их союзники убили 498 гражданских лиц, ранили 696 человек включая 303 ребёнка и 213 женщин[xi] [11].

Большинство беженцев переместились в пять лагерей (Аль-Авда, Африн, Барходан, Сардан и Шабба) созданных Администрацией Северо-Восточной Сирии (АСВС), а остальные были распределены по 42  деревням и городов на севере провинции Алеппо.

С конца 2018 года Африн управляется коалицией исламистских суннитских групп и турецкой оккупационной администрацией. Одновременно  с вытеснением курдского населения Турция и ее союзники организовали переселение нескольких тысяч турецких и исламистских семей из приграничных районов Турции и провинции Идлиб[xii] [12].

Оккупационным силам достался по сирийским меркам богатый и процветающий город уже более тысячелетия являющийся  центром курдской культуры. На протяжении веков Африн развивался как центр самобытного суфийского «курдского ислама», который был менее консервативным и более светски терпимым, чем в окружающих регионах. В Африне всегда было меньше мечетей, чем в любом другом месте Сирии, а местное население весьма условно соблюдало мусульманские религиозные обряды. После захвата провинции Хатай в 1938 году Турцией в Африн переселились армянская и алавитская общины. Это создало уникальную для арабского мира атмосферу религиозной и этнической терпимости, где мирно сосуществовали большие и богатые общины езидов, алавитов, армян-христиан и арабов. Эта культура религиозной  и этнической толерантности позволила Африну стать гостеприимным убежищем для беженцев, спасающихся от насилия во время гражданской войны в Сирии.

Из-за отсутствия междоусобных конфликтов на религиозной почве и репутации района как места, где принимаются люди самых разнообразных этносов и  культур, около 400 000 беженцев и вынужденных переселенцев всех национальностей и вероисповеданий бежали в Африн с территорий контролировавшийся «Исламским государством», «Джебхат ан-Нусрой» (обе организации запрещены в России) и подобными им исламистскими группировками. Таким образом, хотя Африн был преимущественно курдским городом, он также был домом для всех арабов, ассирийцев, туркмен, чеченцев и армян.

К сожалению, гармоничная социальная структура, которая строилась в Африне на протяжении долгого времени, рассматривалась президентом Турции Реджепом Тайиппом Эрдоганом как угроза для его тоталитарного режима по двум причинам. В первую очередь, пример Африна показал, что возглавляемый курдами демократический проект Автономной администрации Северо-Восточной Сирии, проходящий по всей Рожаве, является жизнеспособной моделью для всего ближневосточного региона. И, во-вторых, прогрессивно настроенная философия АСВС была прямой угрозой для ультраконсервативного и националистического альянса Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического движения (ПНД) основных участников коалиции Эрдогана, которая исповедует культ турецкого этнического шовинизма, исторического реваншизма и воссоздания ОсманскойИмперии. Эрдоган, как и каждый президент Турции до него, считает курдский народ экзистенциальной угрозой Турции и  поддерживает радикализацию салафитского ислама, исповедуемого ИГ, «Джебхат ан-Нусрой» и другими радикальными джихадистами, которые к 2018 году были единственными союзниками Турции, оставшимися в Сирии. Очевидно также, что захват Африна является логичным продолжением политики Турции по восстановлению Османской Империи и возврату земель, которые Турция считает исторически своими[xiii] [13].

Привлечением к оккупации коалиции исламистских джихадистов Эрдоган решает сразу несколько проблем от устранения наиболее радикальных элементов из Турции и Идлиба и облегчения задач по контролю за Идлибом и сирийско-турецкой границы до создания буферной зоны по образцу такой же зоны на ливано-израильской границе выполнявшей схожие задачи. Использование джихадистов предопределило уничтожение курдской культуры, этнические чистки, и природу оккупационного режима кантона Африн. Это лишний раз подтверждает, что основной целью захвата Африна является фактическая аннексия провинции с ее насильственной  турксификацикй и заселение ее турецкими поселенцами, которые были бы в долгу перед Турцией за передачу им незаконно конфискованного имущества курдов и, следовательно, лояльны к турецкому режиму. Это позволит повторить сценарий аннексии провинции Хатай, в которой после массовой резни и исхода исконного населения в 1938 году был проведён референдум о присоединении к Турции в котором голосовали преимущественно турецкие переселенцы. Многочисленные случаи незаконного захвата имущества и передачи его переселенцам в Африне хорошо задокументированы[xiv] [14].

Анкара практически закрыла Африн для посещений как иностранными журналистами так и жителям других сирийских регионов. Наиболее безопасным маршрутом для желающих попасть в кантон Африн являются несколько сельских дорог на сирийско-турецкой границе (в провинции Азиз), на которых отсутствуют контрольно пропускные пункты[xv] [15].

Действия оккупационных властей позволяет предположить, что Турция не собирается возвращать Африн как под сирийский так и под курдский контроль.

Этому также способствует практическая заморозка процесса примирения в Сирии и нежелание Дамаска вести какие либо переговоры с АСВС и другими организациями сирийских курдов о предоставлении им самоуправления.

Курдское подпольное сопротивление в Африне стало проявлять себя в середине 2019 года и начало собирать доказательства систематического геноцида и нарушений прав человека на фоне почти полного игнорирования проблем Африна международным сообществом и СМИ.

Представители курдского сопротивления в Африне, с кем удалось встретиться, подтвердили, что турецкая оккупационная администрация всячески поощряет преступные действия экстремистских групп, а зачастую сама совершает преступления против гражданского населения от захвата собственности до убийств, похищений и изнасилований[xvi] [16].

По данным курдского сопротивления большинство переселенцев – это арабские джихадисты (многие из которых являются иностранными наемниками) и их семьи (включая рабов) из Гуты, Дейр-эз-Зора и Алеппо. Курдское сопротивление в Африне оценивает общее количество переселенцев в около 100 000 человек. Переселение организовано и осуществляется турецкими военными и оккупационной (временной) администрацией при активном участии боевиков бригад «Султан Мурад», «Фиркат аль-Хамза», «Аль-Джабба аль-Шамийя» и  т. Н. «полиции» СНА.

Истинное значение и характер этого переселения теряется на общем фоне гуманитарной катастрофы вызывной войнойв Сирии в результате которой около четверти населения (8,5 млн человек)[xvii] [17] были вынуждены покинуть места постоянного проживания и стали внутренними переселенцами.

Курдское сопротивление утверждает, что Турция использует Африн как основной инкубатор для подготовки и отдыха боевиков ИГ и «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России). Символика ХТШ заметна на улицах Африна и близлежащих поселений. Боевики ХТШ в конце 2020 года провели зачистки поселковых сил самозащиты и самоуправления и заменили местную милицию и администрации своими представителями. Лидеры боевиков Абдул-Джаббар аль-Ахмад, Абу аль-Магира и Абу Кармо эмигрировавшие в турецкую провинцию Азаз после разгрома террористов в Алеппо были замечены в Африне в 2020 и 2021 годах вместе с подразделениями.

Джихадисты развернули кампанию террора и планомерного уничтожения оставшегося в Африне курдского и езидского населения.  Особенно радикально изменилось положение женщин после введения в кантоне шариатских законов. Их практически исключили из общественной жизни. Только за первые 7 месяцев 2021 года 13 женщин были убиты турецкими оккупационными силами и 75 похищены боевиками. Эта информация подтверждается и репортерами  курдского агенства АНХА аффилированного с Партией демократического союза (PYD) – одной из участниц правящей в Рожаве курдской коалиции[xviii] [18].

Аналогичные преступные акты содержатся и в недавнем докладе ACAPS (Assessment Capacities Project), независимой НКО, особо отметившей широко распространенную практику по разграблению и захвату имущества принадлежащего курдам, армянам и езидам. Доклад ACAPS особо отметил жестокость боевиков СНА.[xix] [19]

Комиссия ООН по расследованию ситуации в Сирии подтвердила системность грабежей и захвата имущества боевиками СНА в Африне и Рас аль-Айне и вселение семей боевиков в захваченные дома.[xx] [20] Кроме того, в том же отчёте особое внимание уделено варварскому обращению боевиков и переселенцев с сельскохозяйственными угодьями. Оккупационная администрация обложила агрохозяйства оставшихся в регионе курдов различными налогами и сборами, среди которых местное население особенно возмутил налог в 4 доллара США на каждое оливковое дерево. Африн всегда славился своими оливковыми плантациями. В регионе до оккупации было около 26 млн оливковых деревьев. Боевики использовали около 13 млн на отопление и иные хозяйственные нужды. Ещё около 3 млн было уничтожено переселенцами и мелкими фермерами, которые не имеют денег на уплату этого «налога»[xxi] [21]. Курдское сопротивление считает, что боевики выжгли около 10 000 гектаров что составляет около  70% банка сельскохозяйственных земель кантона. С начала 2021 года продукты изготавливаемые в Африне маркируются как «сделано в Турции»[xxii] [22].

При финансовой поддержке катарских и кувейтских религиозных благотворительных фондов в кантоне построено 22 поселения и мечети для переселенцев и боевиков. Турция также систематически грабит и уничтожает исторические места.

Так в результате артиллерийских обстрелов в июне и октябре 2021 года был уничтожен Замок Калотех, построенный во время крестовых походов[xxiii] [23]. Сирийских школьников а Африне заставляют учить не только турецкий язык но и историю Турции вместо истории Сирии. В школах введена гендерная сегрегация, чего не было последние 50-60 лет.

Продолжаются убийства и похищения местных курдов. По данным курдского сопротивления в    2020 году было похищено 88[xxiv] [24] курдских и армянских женщин, о судьбе 45 из них до сих пор информации нет. В 2021 году оккупационными властями было убито 49 гражданских лиц, включая 13 женщин и 13 детей, 655 гражданских лиц было похищено включая 75 женщин. Эти цифры проверке не поддаются, однако в кантоне царит атмосфера страха, а местное население подвергается постоянными проверками и запугиванию. Нередки случаи безосновательных задержаний и многодневного содержания под стражей без объяснения причин. Похищениями занимаются боевики бригад «Султана Мурада» и «Хамзы».

В докладе ООН утверждается,  что подразделения СНА передают захваченных лиц под контроль турецкой администрации, что означает «наличие  сотрудничества и совместных операций турецкого правительства и СНА, которые могут, в случае получения доказательств о прямом подчинении челнов СНА турецким офицерам, повлекут за собой уголовную ответственность для турецких командиров которые знали или должны были знать о совершаемых преступлениях, или которые не приняли должных мер по  их предотвращению»[xxv] [25]

Весьма ожидаемо турецкое правительство выступило с опровержением этих докладов.  Несмотря на громкие отрицания Управление  Верховного комиссара ООН по правам человека призвал Турцию расследовать эти преступления. Никакой информации о таком расследовании ни в публичном доступе ни у курдского сопротивления в Африне нет.

Пока операция «Оливковая ветвь» была в фокусе мировых СМИ, АСВС сумела заинтересовать Amnesty International (AI) судьбой курдского и езидского населения Африна. В период с мая по июль 2018 Миссия AI опросила 32 человека, некоторые из которых все ещё жили в Африне.  По свидетельству опрошенных лиц протурецкие незаконные вооружённые формирования, такие как «Ферга 55», «Джаба аль-Шамие», «Фейлак аш-Шам», «Султан Мурад» и «Ахрар аль-Шаржи» совершили большинство преступлений против гражданского населения. 16 июля 2018 года AI передала отчёт турецкому правительству. Турция обвинила АИ в предвзятости и не предоставила никакого ответа по существу[xxvi] [26].

Сирийское правительство не только практически полностью игнорирует оккупацию Африна, но и создало тяжёлые условия для афринских беженцев, осевших вне районов контролируемых АСВС.   Мировое сообщество, озабоченное в первую очередь правами джихадистких боевиков, украинских националистов, бойцов армии освобождения Косово и движения Талибан, предпочитает не замечать трагедии курдов в Африне и ситуации в сирийском Курдистане в целом.

Лишение АСВС и сирийских сил самообороны американской поддержки и вывод американских войск из Сирийского Курдистана практически убили надежду курдов на поддержку и защиту США курдских интересов[xxvii] [27]. Сочетание традиционно тёплого отношения курдов к России, турецкие зверства в Африне и  предательство интересов курдов США создаёт для России возможности по привлечению курдов к буксующему процессу мирного урегулирования и достижения взаимоприемлемого компромисса с режимом Ассадов.

Окно для манёвра?

Россия с 2015 года неоднократно заявляла о своём намерении усилить поддержку сирийских курдов[xxviii] [28]: «Надо наконец признать, что кроме правительственных войск президента Асада, а также курдского ополчения в Сирии с «Исламским государством» и другими террористическими организациями реально никто не борется. Мы знаем все проблемы региона, все противоречия, но нужно все-таки исходить из реалий».  Вмешательство России не только обеспечило стабилизацию в арабской части Сирии, но и помогло силам курдам перехватить инициативу в военных операциях против ИГ и расширить подконтрольную ему территорию вдоль сирийско-турецкой границы.

Следующим шагом стало открытие представительства АСВС в Москве в феврале 2016 года. В Рожаве этот шаг был воспринят как  ответный шаг Москвы, направленный против Турции и очевидная поддержка целей курдского самоопределения. Впоследствии аналогичные представительства были открыты в Праге, Стокгольме, Берлине, Париже и Гааге.

Эти шаги  Москвы не привели к немедленной и безоговорочной поддержке Россией АСВС и «Сил демократической» Сирии» (СДС). Значительными сдерживающими факторами является продолжающееся сотрудничество в первую очередь СДС c США и весьма сложные отношения с Турцией. Президент Путин несколько раз публично озвучил тезис о том, что курдские силы самообороны являются   «реальным фактором в ситуации в Сирии»[xxix] [29]. К открытому неудовольствию Президента Эрдогана размещение российских патрулей на линии соприкосновения сил курдской самообороны и турецкой армии и ее союзников предотвратило дальнейший захват Турцией территории Рожавы. Россия предпринимает усилия для обеспечения полновесного участия курдов в процессе национального сирийского примирения, одновременно своими действиями признав, что идея независимого курдского государства является в текущих условиях нежизнеспособной.

Россия выступает за создание курдской автономии в рамках послевоенного урегулирования в Сирии. Лидер PYD Салих Муслим, который выступает за так называемую «курдскую демократическую автономию» в составе неделимой Сирии, несколько раз посещал Москву, чтобы обсудить возможные сценарии. После того как инициатива России по федерализации Сирии была отвергнута Дамаском и основными оппозиционными группами, Россия выдвинула проект конституции для будущей Сирии, который предоставляет курдам более широкие административные свободы в пределах более децентрализованного светского правительства, причем  в этом проекте курдский язык наряду с арабским признаётся официальным языком в Рожаве. PYD приветствовал российский проект конституции, назвав его «важным и очень позитивным шагом» для постконфликтного сирийского государства.

Российское руководство понимает, что растущий военный потенциал сирийских курдов и их ключевая роль в боевых действиях против ИГ предоставляют им историческую возможность узаконить свои притязания на государственность. В то же время Россия полностью понимает возможные последствия своей поддержки политических устремлений сирийских курдов, поскольку они могут рассматривать любой автономный статус как пролог для последующей полной независимости Рожавы. Независимость Рожавы категорически неприемлема Турции, поскольку значительно усилит курдское сопротивление в Турции даже если АСВС/СДС/ПДСне будут поддерживать своих турецких собратьев. Отсутствие  единства и внутрикурдские разногласия по ключевым вопросам также сдерживают возможности России по использованию курдского фактора в процессе внутрисирийского примирения. Особенно большое негативное влияние на положение курдов в сирийском примирении имеют сепаратные договорённости СДС c американской компании Delta Crescent и подразделениями JSCOC по добыче и  переработке на поставленной американцами мобильном НПЗ американского ВМС пропускной способностью 3000 баррелей в день. Нефть вывозится на автомобильных танкерах в иракский Курдистан, где продаётся по приблизительно 20 долларов за баррель[xxx] [30]. Свидетельством внутрикурдских разногласий по, в частности, эксплуатации месторождений нефти в провинции Хасеке, является запрет пропуска конвоев с нефтью через несколько деревень не контролируемых СДС. Эти же противоречия не позволили организовать эффективную оборону Африна. Эти противоречия хоть и ослабляют значение курдского фактора в мирном процессе, но и играют на руку России не заинтересованной в распаде Сирии. Курды и центральное правительство являются тактическими союзниками в войне против исламских экстремистов, но в долгосрочной перспективе существует большой риск обострения отношений между ними. Дамаск (впрочем как и Турция) рассматривает курдскую общину как самую серьёзную угрозу своему существованию. Понимание этого и вызвало пассивность Дамаска в ситуации с Африном. Иран, будучи основным союзником курдов, также не горит энтузиазмом поддерживать даже минимальную курдскую автономию в силу опыта и истории отношений с собственной курдской общиной.

Все это сильно ограничивает как уровень российской поддержки курдам, так и возможность использования курдского фактора в достижении устойчивого результата процесса мирного примирения. Ситуация в и вокруг Африна позволяет Москве отодвинуть этническую сторону вопроса и сфокусировав внимание на массовые нарушения прав человека в Африне использовать эту ситуацию как полезный инструмент для продвижения своих собственных целей в отношениях с Анкарой и Дамаском. Привлечение внимания к ситуации в Африне позволит сдерживать (или по крайней мере ограничивать) турецкие амбиции по распространению своего влияния и территориальной экспансии. Более активная позиция России по вопросу оккупации Африна может быть не только полезной для сдерживания Турции и изменения позиции Дамаска в более прагматичную  сторону, но и мобилизации курдской поддержки российской политике в регионe.

[i] [31] Мария Сабир Кызы Искандерова Бакинское ханство и его присоединение к России, диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, М, 1983

[ii] [32] Ганиев Т.А., Корякин В.В. Курдский фактор и его роль в формировании геополитической обстановки на Ближнем Востоке, Электронный научный журнал Архонт, выпуск 2. (5) 2018 г., https://cyberleninka.ru/article/n/kurdskiy-faktor-i-ego-rol-v-formirovanii-geopoliticheskoy-obstanovki-na-blizhnem-vostoke/viewer [33]

[iii] [34] М.С. Лазарев., Курдистан и курдский вопрос (1923—1945). М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005.

[iv] [35] https://www.britannica.com/topic/Kurd

[v] [36] https://thekurdishproject.org/history-and-culture/kurdish-history/

[vi] [37]  Nick Danford, Forget Sykes-Picot. it’s the Treaty of Serves that explains the modern Middle East, Foreign Policy, August 2015, https://foreignpolicy.com/2015/08/10/sykes-picot-treaty-of-sevres-modern-turkey-middle-east-borders-turkey/ [38]

[vii] [39] Eder, Mine (2016). «Turkey» [40]. In Lust, Ellen (ed.). The Middle East (14 ed.). CQ Press. ISBN [41] 978-1506329307 [42].

[viii] [43] https://bianet.org/english/human-rights/138337-turkey-ranks-first-in-violations-in-between-1959-2011

[ix] [44] https://www.hurriyetdailynews.com/opinion/sedat-ergin/turkey-is-the-champion-of-rights-violations-at-the-echr-124411

[x] [45] В российских СМИ эту провинцию иногда ошибочно называют провинцией Алеппо

[xi] [46] https://npasyria.com/en/70987

[xii] [47] https://www.rudaw.net/english/middleeast/syria/03112021

[xiii] [48] См. Например Рудницкий А.Ю., Аватков В.А., Сбитнева А.И. – Конфликтное взаимодействие Турции и Сирии: история и современность//Конфликтология /nota bene. -2020. -№2. DOI: 10.7256/2454-0617.2020.2.33629 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33629 [49] , стр.31 и далее

[xiv] [50] Доклад Независимой международной комиссии

по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике, документ ООН  A/HRC/45/31, 14 августа 2020 года, цит по https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G20/210/92/PDF/G2021092.pdf?OpenElement

[xv] [51] Автору удалось побывать в Африне в начале 2022 года

[xvi] [52] Беседы проведены в ходе посещения Африна в январе-феврале 2022 года.

[xvii] [53] Данные ООН, цитируются по https://www.statista.com/statistics/740245/number-of-internally-displaced-persons-in-syria/ [54] . Оппозиционные группы заявляют о более 13 миллионах перемещённых лиц, но документальных подтверждений этим цифрам нет.

[xviii] [55] Another bloody year on occupied Afrin, сообщение  ANHA 3 января 2022 года

[xix] [56] https://www.acaps.org/country/syria/crisis/conflict

[xx] [57] Доклад Независимой международной комиссии

по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике, документ ООН  A/HRC/45/31,  см. ссылку 13 выше.

[xxi] [58] https://hawarnews.com/en/haber/another-bloody-year-on-occupied-afrin-idps-affirm-continuation-of-resistance-until-liberation-h28440.html [59] Официальные документы ООН и отчёт ACAPS упоминают о 5-8 миллионах уничтоженных оливковых деревьев.

[xxii] [60] https://www.syriandemocratictimes.com/2022/01/20/afrin-syria-suffering-after-four-years-of-turkish-occupation/ [61]

[xxiii] [62] https://npasyria.com/en/47704/ [63]

[xxiv] [64] https://missingafrinwomen.org [65]

[xxv] [66] Документ ООН A/HRC/45/31

[xxvi] [67] Syria: Turkish occupation of Afrin has led to widespread human rights violations — new findings, Amnesty International UK press release, https://www.amnesty.org.uk/press-releases/syria-turkish-occupation-afrin-has-led-widespread-human-rights-violations-new [68]

[xxvii] [69] https://www.nytimes.com/2019/10/20/world/middleeast/pelosi-syria-turkey-jordan.html [70]

[xxviii] [71] Выступление президента В.В.Путина на 70-м пленарном заседании ГА ООН, цит.по http://kremlin.ru/events/president/news/50385 [72]

[xxix] [73] https://ria.ru/20170515/1494303294.html [74]

[xxx] [75] https://www.presstv.ir/Detail/2022/01/09/674385/Syria-US-forces-install-oil-refinery-Hasakah-SDF-smuggle-oil [76]