- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на признание Россией ДНР и ЛНР. Часть 3

21 февраля с.г. президент России В. Путин подписал Указы о признании ДНР и ЛНР. Эту новость следует рассматривать в качестве одной из пройденных развилок в нынешнем противостоянии между Россией и Западом. Особый интерес, в этой связи, вызывает та позиция, которую займет Турция в свете ожидаемых от Запада контрмер.

Продолжаем анализировать турецкую реакцию на события 21 февраля. Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=83789 [1].

Напомним, что в ней мы рассмотрели первую аналитику (а не комментарии) со стороны турецкого обозревателя Мухиттина Атамана, представляющего Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV).

Если резюмировать сказанное им в своем материале для издания Daily Sabah, то получится следующая картина: действия России по признанию ДНР и ЛНР сродни действиям других глобальных игроков, включая США, страны Западной Европы, Китай и Индию. Глобальные игроки не уважают ни границы, ни права «более маленьких и более слабых стран».

На момент написания данной публикации (вечер 23 февраля 2023 года) из важных, в контексте данной публикации, событий следует отметить телефонный разговор между президентами РФ В.Путиным и Турции Р.Т.Эрдоганом.

Обратимся к информации, опубликованной по следам этого разговора.

В частности, на сайте Кремля был опубликован следующий пресс-релиз:

«Лидеры обменялись оценками ситуации в связи с признанием Россией Донецкой и Луганской народных республик. Владимиром Путиным была подчёркнута объективная необходимость принятого решения в условиях агрессии украинских властей в Донбассе и их категорического отказа выполнять Минские соглашения. Реджеп Тайип Эрдоган привёл свои известные взгляды на этот счёт.

Затронута также тематика выработки долгосрочных юридических гарантий безопасности Российской Федерации. В данном контексте Владимир Путин выразил разочарование реакцией США и НАТО, которая свелась к попытке проигнорировать законные российские озабоченности и требования.

Условлено о продолжении российско-турецких контактов в различных форматах».

Как мы видим сайт Кремля избегает называть «известные взгляды» президента Р.Т.Эрдогана. В этом смысле, уместно обратиться уже к пресс-релизу, опубликованному на сайте Управления по связям с общественностью при администрации президента Турции. Цитируем (перевод авторский, то есть, неофициальный – И.С.):

«Звонок касался российско-украинской проблемы. Президент Эрдоган заявил, что всегда придавал большое значение тесному диалогу, установившемуся с президентом России Путиным, который, по его словам, дал положительные результаты, и что он полон решимости сохранить этот подход.

Подчеркнув, что Турция не признает шагов, нарушающих суверенитет и территориальную целостность Украины, и что эта позиция является вопросом принципа, президент Эрдоган подчеркнул важность достижения решения на основе Минских договоренностей.

Подчеркнув, что проблема усложняется и, что еще хуже, военное противостояние никому не выгодно, президент Эрдоган заявил, что Турция в этом духе придает большое значение продолжению дипломатических переговоров и что она и сегодня готова выполнить свою роль в деэскалации напряженности и сохранении мира.

Подтвердив свой призыв к решению проблемы путем диалога, президент Эрдоган сказал, что приоритет должен быть отдан дипломатии, и что Турция также сохраняет свою конструктивную позицию в рамках НАТО.

Президент Эрдоган отметил, что хотел бы как можно скорее приветствовать президента России Путина в Турции для участия в заседании Совета сотрудничества высокого уровня, как это было согласовано во время его визита в Сочи в сентябре».

Говоря о турецкой позиции, отметим, что Турция, в условиях эскалации нынешнего конфликта, стремится сохранить в своей «обойме» и российское и украинское направление, не отказываясь ни от одного из них. В определенном смысле, как можно заметить, положение Турции действительно оказывается уникальным в плане способности балансировать между Россией и Украиной.

Впрочем, как показывает практика, до сих пор, это уникальное положение не было востребовано, по крайней мере, со стороны России. Может ли измениться эта ситуация? – Пожалуй, что этот вопрос может сейчас получить и не столь однозначный, отрицательный ответ, как прежде. Другой вопрос, что урегулирование конфликта на базе Минских соглашений, как к тому призывает турецкая сторона, уже не является возможным по причине того, что Россия объявила о своем отказе от них.

Тем не менее, уникальное положение Турции, как «здравомыслящего члена НАТО», пытающегося проводить свою собственную политику, пусть и в рамках решений Североатлантического альянса, но без того, чтобы превращаться в «куклу Запада» может сулить России определенные выгоды. И турецкая сторона этот тезис, всеми силами, внедряет в российское сознание.

Отметим, что в конце турецкая сторона подтверждает свое приглашение российскому руководству посетить Турцию по случаю очередного заседания Совета сотрудничества высокого уровня, проведение которого обычно совпадает с Межправительственной комиссией по двустороннему сотрудничеству. Разумеется, это – яркое подтверждение того, что Россия не становится в глазах Турции «изгоем», против которого необходимо вводить санкции.

Статья писалась 23 февраля вечером, до принятия решения со стороны президента В. Путина о проведении военной операции на Донбассе.