- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ракеты и беспилотники как новый инструмент дипломатии на Ближнем Востоке

Последний месяц продемонстрировал обострение проблемы ракетного арсенала и беспилотников, находящихся в распоряжении иранских прокси-групп в регионе таких как движение «Хизбалла» в Ливане и движение хоуситов «Ансар Аллах» в Йемене. Развитие и модернизация арсенала этих военных средств могут повлечь за собой изменение военно-стратегического баланса на Ближнем Востоке и создание новых блоков и коалиций. Наиболее вероятным в этой связи представляется образование альянса Израиля с аравийскими монархиями: ОАЭ, Саудовской Аравией и Бахрейном.

16 февраля генеральный секретарь движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла обратился с речью в связи с Днем поминовения шахидов, руководителей и бойцов «Хизбаллы», погибших в ходе борьбы с Израилем. В их число входят фактический лидер «Хизбаллы» Аббас Мусауи, погибший в 1992 году, шейх Рагиб Харб и руководитель военного крыла движения Имад Мугние, погибший в Дамаске в 2008 году. Следует обратить внимание на три основных тезиса, прозвучавших в выступлении генсека «Хизбаллы».

Во-первых, движение располагает тысячами высокоточных ракет. При этом они не транспортируются в Ливан в готовом виде через территорию Ирака и Сирии, а производятся из компонентов на ливанской территории по технологии, предоставленной иранцами.

Во-вторых, Хасан Насралла заявил о готовности начать в случае враждебных действий Израиля против Ливана операцию «Ансария-2» (операцией «Ансария-1» называется противодействие шиитского движения израильской агрессии против Ливана в 2006 году). При этом возможные цели на территории Израиля уже определены, и Израилю будет сложно отклониться от ударов.

В-третьих, производство и складирование ракет имеет место на объектах, расположенных глубоко под землей в горах Южного Ливана, где они практически недоступны для израильских бомб и ракет.

Как бы в подтверждение слов Хасана Насраллы 18 февраля произошел случай, свидетельствующий об изменениях военного баланса в регионе Леванта. Беспилотник «Хасан», принадлежащий движению, вторгся в воздушное пространство Израиля с разведывательными целями. Ему удалось провести там 40 минут и углубиться на 70 километров, после чего БПЛА беспрепятственно вернулся  на базу в Ливане, несмотря на то, что его пытались поразить вертолеты и самолеты ВВС Израиля. Этот факт вызвал в Израиле глубокую тревогу и озабоченность. Подполковник Эран Нив, глава Управления Армии обороны Израиля по инновациям и методам ведения войны, отметил, что арсенал ракет и беспилотников «Хизбаллы» действительно представляет серьезную угрозу для Израиля. По его мнению, в случае массированного применения ливанскими шиитами этих военных средств Израилю придется начать против Ливана крупномасштабную сухопутную операцию, что было бы нежелательно с учетом будущих жертв, в том числе среди израильских военнослужащих. Он также поместил «Хизбаллу» на второе место среди угроз Израиля, впереди движений ХАМАС и «Исламский джихад» в Газе. По его мнению, после 2006 года ни Израиль, ни «Хизбалла» не собирались начать большую войну, придерживаясь стратегии сдерживания. Однако в условиях взаимных провокаций, у кого-то могут сдать нервы, и конфликт может разгореться. Интересно, что директор Института исследований национальной безопасности Израиля, генерал-майор в отставке Амос Ядлин в марте прошлого года отметил, что ракеты «Хизбаллы» являются для Израиля большей угрозой, чем иранская ядерная программа. Военный обозреватель 13-го канала ИТВ Ор Хиллер заметил по поводу вторжения ливанского беспилотника: «Это еще один вызов нашей системе «Железный купол», который ставит перед нами сложные вопросы». Обозреватель 14-го канала ИТВ Хэйл Бритон Розен задался вопросом, что будет, если десятки или сотни таких БПЛА вторгнутся в небо Израиля: «В течение двух часов после того, как прозвучали сирены, израильская армия не знала, сбит дрон или нет.  Она использовала самолеты и вертолеты, все средства для того перехватить беспилотник. Что будет, если десятки дронов вторгнутся в наше небо? Такой сценарий вызывает озабоченность».

Параллельно с угрозой, обозначившейся для Израиля, произошел удар ракет и беспилотников движения «Ансар Аллах» по целям, расположенным на территории ОАЭ. По информации правительственного информационного агентства WAM, 17 января один из ударов был нанесен по индустриальной зоне Мусаффа, где расположены нефтехранилища государственной Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC). Удар привел к пожару трех нефтеналивных блоков. В результате погибли три человека: два пакистанских и один индийский рабочий. Второй удар пришелся по зоне международного аэропорта Абу-Даби, но никаких человеческих жертв и серьезных разрушений не последовало. Беспрецедентный удар по Эмиратам (ранее хоуситы поражали только цели на территории Саудовской Аравии) был связан с тем, что ОАЭ приняли участие в отражении наступления хоуситов в провинциях Маариб и Шабва.

В течение двух последних месяцев хоуситы овладели юго-западной провинцией Аль-Байда, вытеснив оттуда проправительственные войска и боевиков «Аль-Каиды». Затем они стали перемещаться в провинцию Шабва под тем же предлогом борьбы с «Аль-Каидой». В то же время правительственные войска уходили из западной части этой провинции и сосредотачивались на юге и в провинциальном центре Атак. Так как основу правительственных войск здесь составляли отряды партии «Ислах», то южане из ЮПС обвинили «Братьев-мусульман» в намерении сдать Шабву хоуситам и усилили здесь присутствие своих «Кувват аль-хасс Шабвани» («Элитных сил Шабвы»). Начиная с 11 января, ОАЭ развернули в Шабве наступление силами своих прокси-групп и постепенно овладели провинцией. начиная с 11 января, ОАЭ развернули в Шабве наступление силами своих прокси-групп и постепенно овладели провинцией.

Эта атака вызвала большую озабоченность в руководстве ОАЭ. Особенно с учетом заявления пресс-секретаря хоуситов генерала Яхьи Сариха о том, что движение намерено осуществить ракетный обстрел офисов и штаб-квартир транснациональных компаний и банков на территории Эмиратов. В последнее время правительство ОАЭ взяло курс на нормализацию отношений со всеми соседями Эмиратов и проведение политики «нулевых проблем». Об этом свидетельствовал, в частности, визит в Иран в декабре прошлого года руководителя спецслужб аравийской монархии шейха Тахнуна бен Заида, брата Мухаммеда бен Заида. В то же время правительство ОАЭ продолжало курс на углубление сотрудничества с Израилем. Практика показала, что балансирование между интересами Тегерана и Иерусалима не может иметь долговременный характер.   В этой связи возможно, что правительство Эмиратов попытается пойти по «азербайджанскому пути» и приобрести израильские вооружения, в частности систему ПРО «Железный купол» для охраны своего воздушного пространства. В конце прошлого года правительство Азербайджана заявило о намерении приобрести израильское оружие на сумму в 2 млрд долларов для отражения гипотетического армянского наступления в Карабахе. 30 января с.г. официальные лица ОАЭ заявили,  что их ПВО перехватили одну ракету хоуситов. Примечательно, что заявление прозвучало в момент первого официального визита в эту страну президента Израиля Ицхака Герцога.

22 февраля прозвучали еще два примечательных заявления на эту тему. Во-первых, министр по делам промышленности и науки ОАЭ Аммар Султан призвал соседние государства к созданию «щита» (то есть системы ПВО) для отражения возможных атак ракет и беспилотников.

Во-вторых, на 12-м канале ИТВ со ссылкой на высокопоставленных военных был озвучен план создания военного блока в составе Израиля, Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна для противодействия угрозам безопасности этих государств.

Таким образом, дроны и ракетный арсенал прокси-групп стали для Ирана эффективным инструментом отстаивания своих интересов в регионе. Это справедливо в отношении не только такого небольшого и уязвимого государства как Израиль, но и для аравийских монархий. Пока КСА и ОАЭ могут справиться с атакой дронов из Йемена. Однако в случае нападения с двух направлений, Йемена и Ирака, где подобным арсеналом располагают «Аль-Хашд аш-Шааби», все выглядит гораздо более проблематично. Эти вызовы могут способствовать еще большему сближению между аравийскими монархиями и Израилем и созданию военного блока. Однако в таком случае градус напряженности в регионе Персидского залива еще больше повысится и вероятность конфликта возрастет.