- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Крылатые ракеты государств Ближнего Востока. Часть 3

Объединенные Арабские Эмираты

Свою первую КР воздушного базирования для истребителей «Мираж» (Mirage 2000В) ОАЭ приобрели в начале 2000-х годов. Получившее название «Блэк Шахин» (Black Shaheen) изделие является облегченным экспортным вариантом франко-британской КР «Скальп ИДжи/Шторм Шадов» (SCALP EG/Storm Shadow), предположительно модифицированным в соответствии с требованиями РКРТ, касающимися ограничений массы полезной нагрузки и дальности стрельбы. Отмечается, что продажа состоялась, вопреки опасениям США по поводу того, что даже модифицированная КР SCALP EG может достигать дальности, значительно превышающей предел соглашения в 300 км.

После оснащения КР своего парка истребителей «Мираж 2000» ОАЭ предприняли попытку повысить оперативный потенциал своих истребителей-бомбардировщиков F-16 американского производства. Однако США заблокировали любую интеграцию «Блэк Шахин» с эмиратскими F-16, что заставило Абу-Даби запросил у Вашингтона 300 КРВБ AGM-84H/SLAM-ER с дальностью 280 км. Согласно источникам, запрос все еще находится на рассмотрении.

В своей публикации за 2010 год агентство Reuters сообщало об интересе ОАЭ к российскому контейнерному ракетному комплексу «Клуб-К» (Club-K), который рассчитан на применение экспортных версии КР «Калибр» 3М54 (по кодификации НАТО RS-SS-N-27A/B Sizzler) и 3M14 (RS-SS-N-30 Sagaris). Как отмечают зарубежные источники, каких-либо дополнительных сообщений, свидетельствующих о том, что закупка осуществлена, не поступало. Однако, учитывая строгий режим безопасности вокруг части военного арсенала ОАЭ, они не исключают возможности тайной сделки.

Отечественные разработки

Первые признаки того, что ОАЭ не довольствовались простым приобретением  готовых РК появились в 2013 году, после подписания соглашения с Сербией, касающегося сотрудничества в рамках проекта по созданию многофункционального ракетного комплекса ALAS. Разработанный сербской компанией Edepro РК ALAS с реактивным двигателем способен поражать наземные цели на дальности до 25 км, а версия ALAS-C, предназначенная специально для ОАЭ, – морские цели. Остается неясным, поступил ли РК на вооружение армии Эмиратов.

Подобно многим государствам Ближнего Востока, ОАЭ стремятся перейти от импорта вооружений к созданию собственной оборонно-промышленной базы производства передовых оружейных систем. В частности, на Международной оборонной выставке IDEX 2021 страна представила относительно большое количество отечественных оружейных разработок. Наблюдатели особо отметили продукцию HALCON Systems, дочернего подразделения по высокоточным ракетам главной военной компании страны EDGE Group.

В своей экспозиции HALCON представила ПКР наземного базирования HAS-250 с дальностью стрельбы до 250 км и два реактивных барражирующих боеприпаса, получивших название «Шадов» (Shadow 25 и Shadow 50). Как утверждалось, обе модели  способны поражать цели на дальностях до 250 км. При этом, масса полезной нагрузки составляет 25 и 50 кг соответственно. HALCON также представила КР «Насеф» (Nasef), гарантирующую, как сообщалось, поражение целей на дальности 90 км при наземном старте и 120 км при воздушном старте и оснащенную аппаратурой спутниковой навигации и полуактивной лазерной ГСН. Большинство этих образцов оснащено небольшими ТРД национального производства, три из которых также были представлены на выставке.

Оценивая экспозицию ОАЭ на IDEX 2021, эксперты, с одной стороны, отметили незначительную дальность стрельбы ракеты «Насеф» по сравнению с другими КРНБ. С другой же стороны, возможности конструирования и производство двигателей и других компонентов собственной разработки (например, исполнительных механизмов) демонстрируют серьезность амбиций Эмиратов по созданию национального потенциала для производства БПЛА и высокоточных боеприпасов, применяемых из-за пределов досягаемости средств поражения противника (standoff munitions).

В рамках этих усилий ОАЭ активно развивают официальные контакты с зарубежными оборонными организациями, изучают иностранный опыт и технологии. В этом плане аналитики отмечают сотрудничество с ЮАР, которое во многих отношениях пошло на пользу растущему ОПК Эмиратов. Так, в рамках усилий ОАЭ по производству планирующих бомб, разработанных в ЮАР, в 2013 году было создано совместное предприятие между Tawazun Dynamics и южноафриканской компанией Denel. После нескольких переименований и реорганизаций в 2020 году появилось окончательно сформированное новое дочернее предприятие EDGE Group HALCON. Предположительно, ОАЭ использовали контакты, установленные в ходе этого процесса, для незаконного приобретения технологий. Наконец, HALCON, широко набирает персонал из Denel, а также из других южноафриканских организаций на инженерные и управленческие должности.

Источники полагают, что помимо перечисленных проектов, в ОАЭ могут также работать над другими программами КР, которые, вероятно, находятся на самых ранних стадиях разработки. Если же Эмираты решат работать над более амбициозными проектами по созданию КР большой дальности – им снова станут полезными связи с Южной Африкой. Там в 1990-х годах бывшее подразделение Kentron компании Denel работало над двумя КРНБ Mupsow и Torgos. Ни одна из них не пошла в массовое производство.

 

Известные ТТХ КР Объединенных Арабских Эмиратов

Модель Год пр-тия на вооружение Дальность, км Общая масса, кг Масса БЧ, кг Тип БЧ Скорость, Маха Тип ПУ Примечание
«Блэк Шахин» Начало 2000-х > 250 1300 450   0.8 ВБ облегчённый экспортный вариант Storm Shadow/SCALP EG
ALAS-C Нет данных 25-50   10 Тандемная   НБ Сербская разработка
HAS-250   250         НБ ПКР в разработке
«Шадов 25»   250   25     НБ В разработке
«Шадов 50»   250   50     НБ В разработке
«Насеф»   90/120         НБ,ВБ В разработке

 

Египет, Катар и Кувейт

В дополнение к более существенным программам разработки КР, описанным выше, несколько стран Ближнего Востока приобрели КР воздушного базирования в рамках программ модернизации своих ВВС.

В частности, Египет в 2015 году для оснащения своего парка новых истребителей-бомбардировщиков «Рафаль» (Rafale) заказал французскую версию франко-британской ракеты SCALP EG. Впервые ракета была продемонстрирована в 2021 году. Аналогично Катар для своего парка «Рафалей» заказал в общей сложности 140 SCALP EG. В свою очередь самолеты «Еврофайтер Тайфун» (Eurofighter Typhoon), приобретенные Кувейтом, как сообщается, способны нести британскую версию под названием «Шторм Шадов» (Storm Shadow).

 

Королевство Саудовская Аравия

Согласно отчету IISS за 2021 год Королевские ВВС Саудовской Аравии приобрели в Великобритании в начале 2010-х годов около 350 КРВБ «Шторм Шадов». Продажа подняла вопросы о потенциальном нарушении РКРТ, и позже она оказалась связанной с гуманитарными проблемами, вызванными начавшейся в 2015 году в Йемене воздушной кампании под руководством КСА. Кроме того, Эр-Рияд заказал в общей сложности 650 американских КР «Слэм-ИАр» (SLAM-ER) для оснащения своих истребителей-бомбардировщиков F-15SA (поставка 84 самолетов завершилась в полном объеме в декабре 2020 года). Однако, поскольку администрация президента США Дж.Байдена в настоящее время рассматривает возможность продажи оружия Саудовской Аравии, а некоторые источники указывают на высокую вероятности остановки экспорта наступательных вооружений класса «воздух-земля» – статус реализации закупки остается неясным.

Помимо этого, подобно другим государствам региона, КСА в настоящее время прилагает серьезные усилия для развития собственного ОПК до продвинутого уровня. Поставленной целью является доведение к 2030 году уровня расходов на отечественную продукцию до 50% национального оборонного бюджета. При этом, известно, что местный ОПК не включает производство крылатые ракеты. Однако Королевство сообщило о своих усилиях по разработке внутри страны небольшого ТРД и миниатюрного ТВД, которые можно было бы использовать для приведения в действие КР.

В данном контексте специалисты отмечают опубликованное в 2018 году в социальных сетях Саудовской Аравии изображение небольшого ТРД, предположительно разработанного Городским центром науки и технологий короля Абдулазиза (King Abdulaziz City for Science and Technology, KACST). Сообщалось, что двигатель, получивший название ТК-200, имеет тягу 230 ньютонов.

Помимо того, KACST официально анонсировал и другие проекты двигателей. Так, в 2019 году сотрудники KACST представили миниатюрный ТВД TKF-500, мощностью 5,35 килоньютона, который, как утверждалось, разработан и произведен KACST совместно с бразильской компанией Turbomachine. Как предполагают специалисты, двигатель TKF-500 является производным от бразильского турбовентиляторного двигателя TF-1200, который Turbomachine продвигает, как «недорогую силовую установку для КР большой дальности и военных БПЛА». Учитывая относительную нехватку опыта Саудовской Аравии в этой области, вполне вероятно, что ее усилия по отечественному производству миниатюрного ТВД идут параллельно с программой саудовских БПЛА. В рамках же последней разработка технических систем была передана на аутсорсинг иностранной компании с конечной целью технологической локализации и отечественного производства.

Пока не найдено данных о прикладной привязке обоих саудовских двигательных проектов к конкретным практическим применениям. Однако упомянутый выше  информационный бюллетень, опубликованный в социальных сетях, в качестве потенциальных применений TKF-500 называл легкие самолеты, БПЛА и управляемые ракеты. Также известно, что Turbomachine, бразильский партнер KACST, уделяет особое внимание технологиям КР. В частности, разработанный компанией ТРД TJ-1000 установлен на бразильскую КРВБ AV-TM 300 от Avibras. В 2015 году Turbomachine представила макет собственной КР под названием «Кабуре 300» (Cabure 300) с дальностью 300 км.

Учитывая амбициозное расширение программы Саудовской Аравии по БР, идея тайных усилий по разработке КР в будущем — или даже в настоящее время — не кажется наблюдателям надуманной. Одновременно страна расширяет свою внутреннюю программу производства БПЛА, и потенциальные будущие высокоскоростные беспилотники могут стать столь же актуальным применением для разрабатываемых в КСА реактивных двигателей.

 

Алжир

Алжир – это одна из немногих стран региона, имеющая на вооружении КР, адаптированные для стрельбы с подводных лодок (submarine-launched cruise missiles, SLCMs, КРПЛ). Согласно западным источникам, четыре из шести ПЛ ВМС страны проекта 877 (по кодификации НАТО «Кило») оснащены экспортной версией российской КРПЛ 3М14Э «Калибр» (RS-SS-30B), некоторые варианты которой могут применяться для поражения как морских, так и наземных целей. Сообщается, что Алжир применил ракеты «Калибр» для поражения наземных целей во время военных учений в 2019 году. В 2008-2009 годах страна также получила из России КРВБ Х-59 (по кодификации НАТО RS-AS-18 Kazoo).

 

Сирия

Сирия закупила у России в 2009 году передвижной береговой РК 3K55 «Бастион» (RS-SSC-5 Stooge). В комплексе используется сверхзвуковая ПКР 3M55 «Оникс», способная поражать цели на дальности до 300 км. Западные источники отмечают, что, хотя Россия и продемонстрировала способность ракеты атаковать наземные цели, остается неизвестным, обладают ли этой возможностью версии, поставленные Сирии.

Израиль, опасаясь передачи «Ониксов» ливанской «Хизбалле», нанес в 2013 году авиаудары по различным объектам, в которых, как предполагается, они располагались. Однако в сообщении Wall Street Journal со ссылкой на источники в западной разведке утверждалось, что несколько ракет действительно были переданы «Хизбалле» и что некоторые из них уже находятся в Ливане. Позже израильский военный чиновник сделал подтверждающее заявление.

В период гражданской войны Сирийский научно-исследовательский центр предпринял попытку превратить стареющие истребители МиГ-21 ВВС Сирии в необитаемые КР. Однако после того, как в 2015 году один из реконфигурированных самолетов использовали против повстанцев, удерживавших город Ариха, программу  признали непрактичной и прекратили.

 

Ирак

Согласно экспертам IISS, в 1990-х годах Ирак инициировал несколько проектов по преобразованию ПКР в КРНБ. В частности, один из них предусматривал преобразование китайской ПКР HY-2 в КРНБ с дальностью стрельбы 1000 км. Однако до вторжения США значительного прогресса достигнуто не было. Во время кампании 2003 года Ирак выпустил в общей сложности 5 слегка модифицированных HY-2 по наземным целям в Кувейте. Хотя ракеты и не были перехвачены, ни одна из них свою цель не поразила.

 

ПКР с возможностью атаки наземных целей

Помимо специализированных КР наземного базирования на Ближнем Востоке также наблюдается распространение современных ПКР, выполняющих второстепенную роль при атаке наземных объектов.

Так, изготовленные в США ПКР «Гарпун» (Harpoon Block II) способны поражать наземные цели на дальности до 124 км или 248 км (в случае версии с увеличенной дальностью). Ракета экспортировалась в Марокко, Саудовскую Аравию и Турцию, и заказана Катаром. ВМС Египта в настоящее время имеют «Гарпуны» на борту своего быстроходного ракетного корвета проекта «Амбассадор» (Ambassador IV), но по данным SIPRI, под давлением Израиля функция атаки наземных целей была с этих ракет снята. Кроме того, египетский флот обладает партией ПКР «Гарпун», запускаемых с ПЛ. Вместе с тем, обладают ли эти ракеты возможностью атаки наземных целей остается неизвестным.

На Ближнем Востоке для своих систем ПКР нашли рынки и Европейские оборонные предприятия. В частности Египет, Марокко, Оман, Катар и ОАЭ импортируют ракеты «Экзосет» (Exocet MM40 Block 3) от ведущего европейского производителя ракетных вооружений MBDA. Ракета пригодна для поражения наземного противника, а установленный на ней ТРД обеспечивает дальность стрельбы до 200 км. В свою очередь Алжир закупает ПКР RBS-15 MK3 от шведской кампании Saab Bofors Dynamics. Изделие имеет дальность стрельбы более 200 км и способно наносить удары по суше.

Однако Ближний Восток не является единственным импортером ПКР. Некоторые региональные оборонные предприятия (главным образом израильские) поставляли системы клиентам в Европе. Как уже упоминалось, ВМС Финляндии приобрели  израильскую ПКР «Габриэль 5», пригодную для атаки морских и наземных целей. Израильская компания Rafael в 2021 году представила новую ПКР «Си Брейкер» (Sea Breaker) с дальностью 300 км. По данным Rafael, «Си Брейкер» пригодна для оснащения наземных и морских боевых платформ, может применяться в зонах, недоступных для глобальных навигационных спутниковых систем и обладает автоматической системой распознавания целей. Учитывая широкую рекламу системы со стороны производителя, специалисты полагают, что она продвигается на экспорт. Находится ли «Си Брейкер» на вооружении  Армии обороны Израиля – остается неизвестным.

 

Таким образом, в приведенных выше разделах достаточно подробно описаны системы крылатых ракет, которые, согласно открытым источникам, находятся в арсеналах или разрабатываются государствами Ближнего Востока. Вместе с тем, следует понимать, что из-за режима секретности, принимаемого в отношении данного вида вооружений, всегда существует возможность распространения или появления новых образцов КР вне поля общественного контроля. Аналогичная ситуация складывается и в отношении региональных группировок, поддерживаемых Ираном.

Не вызывает сомнений тот факт, что распространение и развитие КР влияют на региональную стабильность. Подобно другим необитаемым системам КР не влекут за собой риск человеческих потерь для своих пользователей, что потенциально снижает порог их применения. Способность КР уклоняться от перехвата и их высокая точность на  больших дальностях также стимулируют принятие упреждающих решений, придавая местным кризисам дополнительный элемент нестабильности. Однако наиболее важно то, что КР позволяют минимизировать отставание в развитии ВВС, что способно стимулировать некоторых субъектов к нарушению существующего военного баланса.