- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир: «Россия может больно ударить по западным интересам в Африке»

Внимание Алжира по-прежнему приковано к расширяющемуся конфликту на Украине. В этой связи алжирские источники утверждают: в ответ на враждебные действия США и стран Евросоюза, особенно на поставки оружия на Украину и присылку «добровольцев», Россия в состоянии адекватно на это ответить.

Во-первых, она в состоянии наводнить Европу миллионами беженцев, и без того критично перегруженной мигрантами.

А во-вторых, еще более болезненными могут быть действия Москвы на африканском театре военных действий в условиях, когда Запад критично зависит от поставок сырья из Африки.

Речь идет о возможном нарушении их потоков, что способно вызвать серьезные потрясения для экономики западных государств, вызвать перебои в работе их промышленности западных стран и спровоцировать сильное недовольство пока еще «сытого и довольного европейского населения».

Обратим особое внимание на то, что около трети всех запасов природных ресурсов планеты Земля сосредоточены именно в Африке, включая более 50% платины и платиноидов, кобальта, марганца, 42% хрома,  более 25% бокситов и 9.5% мировых разведанных запасов нефти и др. Причем, согласно данным компании ВP, африканские страны производят 12% мировой нефти (более 10 млн баррелей в день).

Не случайно, что в последние годы Запад вкладывал огромные капиталы в их разработку. Так, совокупная доля только Италии, США, Франции, Великобритании, Германии и Финляндии в инвестициях в разработку природных богатств африканского континента составляют около 44%.

При этом алжирские источники отмечают наибольшую уязвимость от ответных действий России Франции. Они отмечают, что после заявлений министра экономики последней Брюно Ле Мэра, обещавшего добиться достижения «коллапса российской экономики», Париж, «критично зависящей от поставок урана из Нигера», дающего 7.5% мировой добычи, может серьезно поплатиться.

Как известно, становой хребет французской энергетики – атомные электростанции, причем именно отсюда, из местности Арлит, до недавнего времени Париж получал треть своих урановых поставок. И хотя отчасти эту зависимость в последние годы ему удалось снизить (в том числе за счет казахстанского сырья), Нигер остается критично важным для Франции.

Причем по данным специалистов Всемирной ядерной ассоциации, нигерские урановые руды являются особенно привлекательными для добычи, поскольку содержание урана в них – одно из самых высоких в мире.

Не случайно, что известная французская компания Areva стабильно присутствует в этой стране, даже несмотря на резкое ухудшение здесь ситуации с безопасностью, вызванном продолжающимся наступлением радикальных исламистов в Сахеле.

Важно заметить, что как подчеркивают алжирские источники, России вовсе не обязательно даже командировать сюда спецназ ГРУ ГШ или даже бойцов ЧВК «Вагнер». Последние, по их же данным, уже успели сильно и жестко выдавить французские компании из золотых приисков ЦАР и делают сейчас тоже самое в Мали. Москве достаточно лишь опереться на местные силы, готовые выполнить всю работу за не такую уж и большую цену.

В Алжире отмечают, что представители очень многих повстанческих группировок ищут возможности заработать на «российско-украинском конфликте», и «повышение ставок» Европой вызывает их растущий в этом интерес.

Этому желанию способствует то, что местное население, мягко говоря, находится не в восторге от работы западных компаний на его территории.

Во-первых, число его представителей, задействованных на этом производстве, ничтожно мало и они в связи с этим обвиняют их руководство в расизме (это касается не только Нигера, но и других стран).

Во-вторых, среди населения популярны слухи (зачастую небезоновательные) относительно «разрушения французами» местной экологии, из-за чего уровень загрязнения – не только радиоактивного – воды и почв (с этим они связывают заметное увеличение числа заболевших онкологией), но и вредными химическими веществами, применяемыми при его добыче. Соответственно, по данным алжирских источников, мечты многих представителей местного населения связаны с тем, чтобы «наказать колонизаторов, грабящих нас и убивающих своим грязным бизнесом».

И в том числе они с надеждой смотрят на то, что их заменят российские компании. Впрочем, пока главные мечтания многих африканцев – убрать французов и их западных союзников, отношение к которым дополнительно ухудшается в том числе из-за демонстрируемой Парижем политической импотентности, о чем сигнализирует его неспособность удержать даже Сахель на примере последних событий в Мали и Буркина-Фасо.

Аналогичным образом ситуация обстоит и в отношении большинства других стран, где работают западные компании. В том числе это относится к Нигерии, важной для энергетического рынка нефтедобывающей стране, ситуация в которой серьезно влияет на котировки «черного золота» в мире – на долю Нигерии приходятся 18% африканской добычи нефти. Заметим, что в ней заинтересованы многие государства: в первую очередь, США, Великобритания и другие страны Запада. Причем до недавнего времени США получали из Африки 22% нефти, 15% – европейские страны, и важно заметить, что 4% европейского импорта «черного золота» дают совместно Нигерия и Ангола.

В Анголе имеется немало западных энергетических компаний, включая Chevron Corporation, Exxon Mobil Corporation, Total S. A., Statoil ASA, Eni S. p. A. До недавнего времени большая часть ангольской нефти добывалась американскими компаниями и экспортировалась в США.

Что же касается Нигерии, то там крупнейшими международными нефтяными компаниями, действующими в, являются западные структуры Chevron Corporation, Exxon Mobil Corporation, Royal Dutch Shell plc, Total S. A. и Eni S. p. A.

В стране  орудуют многочисленные повстанческие группировки, представители которых мечтают избавить свою Нигерию от «Запада, грабящего национальные богатства страны», и среди них также наблюдается растущее желание использовать для этого российские ресурсы, чтобы если не выдавить их оттуда, то достойно наказать.

Не случайно, что ранее они уже неоднократно препятствовали ведению там бизнеса, как это было с той же компанией «Шеврон».

Также важно заметить особую роль для мировой экономики стран «африканского медного пояса», включая Замбию и особенно Демократической Республики Конго (ДРК), где сконцентрированы серьезные запасы кобальта, руд цветных и редкоземельных металлов. И дальнейшее распространение там нестабильности может серьезно сказаться на сырьевой «достаточности» Запада.

Соответственно, в ДРК также действуют многочисленные повстанческие группировки, одним из мотивов действий которых также является разграбление национальных богатств стран Африки и уничтожение ее уникальной природы. В частности, обвинения Запада в организации «кровавого танталового бизнеса» там стали уже «хрестоматийными».

В этой связи важно указать, что климат инвестиционной безопасности таких стран находится на традиционно опасно низком уровне. Во всяком случае, по подсчетам аналитиков, каждую пятилетку шанс гражданской войны здесь составляет почти 25%.

При этом нанести ответные пропорциональные удары в Африке по России Западу не удастся в силу того, что по сравнению с последним и за исключением стран вроде Гвинеи, где работает «Русал» у нее там и близко нет подобных активов.

В этой связи важно заметить, что по данным алжирских источников, выдавливанию западных компаний способствует и соответствующий настрой руководства Китая по расширению его сырьевого влияния в Африке практически по всем сырьевым сегментам. И здесь Москва может найти общий язык со своим союзником – Пекином.