- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на операцию РФ в Донбассе. Часть 6

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную операцию на Донбассе, целью которой была провозглашена демилитаризация и денацификация Украины. Эта операция стала логическим следствием признания Россией ДНР и ЛНР и очередным эпизодом в нынешнем витке противостояния между Западом / НАТО и Россией.

Продолжаем анализировать реакцию Турцию, как официальных лиц, так и обозревателей на происходящее. Часть 5 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=83895 [1].

Напомним, что мы остановились на высказываниях представителя националистического течения Турции – Девлета Бахчели, главы Партии националистического движения. Следующие заявления ожидаются 3 марта на заседании партийной фракции. Если же обратиться к тем заявлениям, что были озвучены Девлетом Бахчели до сих пор, то они были для него непривычно миролюбивы, взвешены и ориентированы на достижение мирного урегулирования вопроса с помощью диалога, в том числе, с учетом также озабоченностей и России. Заметим, что эти его заявления резко контрастируют с теми, которые сделали лидер Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдраоглу и глава Хорошей партии Турции Мераль Акшенер.

Обратимся к заявлениям лидеров других политических движений. В частности, к заявлениям бывшего соратника президента Эрдогана – Али Бабаджана, который возглавляется одну из новых оппозиционных партий, Партию демократии и прорыва (DEVA, что в турецком языке означает также «лекарство» — прим.).

Вот последние по времени заявления, прозвучавшие от Али Бабаджана в отношении кризиса, разразившегося на Украине. Цитируем, для начала, его твит от 25 февраля:

«Эрдоган раскритиковал ЕС и НАТО за то, что вчера они не заняли решительную позицию по Украине. В тот же день она (Турция – И.С.) воздержалась при голосовании по России в Совете Европы. Последовательность и решительность показывают силу государства. Это правительство ослабило нашу страну, втиснув ее в поле враждебности».

Мы видим тезис, аналогичный заявлениям других оппозиционеров относительно того, что Турция должна была не воздержаться, а проголосовать за исключение России из Совета Европы.

Цитируем куда как более развернутую и яркую позицию Али Бабаджана, которая была опубликована изданием Sozcu — одним из самых оппозиционных изданий, выступающих антагонистами нынешнего руководства страны. Основные тезисы бывшего соратника Реджепа Тайипа Эрдогана выглядят следующим образом:

«Мы стоим вместе с народом Украины, который просыпается под звуки бомб, сирен и сапог, без оговорок и безо всяких «но». Без «но», без оговорок и без сомнений…Потому что, когда с Востока доносится звук сапог, некоторые люди приходят в восторг. Они спят с имперскими мечтами, которые давно должны быть похоронены в истории.

Он (надо понимать, что отсылка делается к президенту страны Р.Т.Эрдогану – И.С.) хочет подорвать исторические союзы нашей страны. Мы видим их (эти попытки – И.С.). Сегодня очень важное испытание. Каждый раскрывает свою позицию и намерения. Принципы для нас главное. Чтобы отреагировать, партия DEVA не смотрит, кто выпустил пулю, не ждет, откуда доносится звук ботинок. Она выступает против всякого, кто нарушает международное право.

Мы переживаем чрезвычайно тревожный период как для нашего региона, так и для всего мира. Никто не должен забывать, что это тревожный процесс и для Турции. Я взываю к тем из нас, кто аплодирует звукам сапог, доносящимся с Востока. Примите решение. Почитайте хоть чуть-чуть историю.

Президент не смог обозначить четкую и резкую позицию в отношении Украины. Вчера в самолете он сказал: «Мы не откажемся ни от России, ни от Украины». Сегодня он говорит: «НАТО должно что-то сделать». Он представляет это так, как будто Турция не состоит в НАТО. Он пытается запутать наших граждан. Он стоит в стороне и говорит: «НАТО должно что-то делать, Европа ничего не делает». Что ты делаешь, друг? Скажи это».

С точки зрения стабильности внутренних балансов Черного моря и прибрежных стран, Конвенция Монтрё должна выполняться буквально. Я снова обращаюсь к правительству: не дрогните. Вы много раз нарушали международное право, да, но эта ошибка в отношении Монтрё нанесет ущерб стабильности нашей страны и стабильности других стран вокруг Черного моря.

Я спрашиваю правительство: почему вы активно не призывали наших граждан покинуть Украину, когда торговые маршруты были открыты, транспортировка была очень легкой, и все страны эвакуировали своих граждан? Рейсы были до вчерашнего дня. Надо было сказать: «Есть риск, приезжайте в свою страну, как можно скорее» неделю назад вместо того, чтобы давать советы сейчас: «Возвращайтесь по дороге (то есть, автомобильным транспортом – И.С.)».

И, в целом, вот как оценивается руководство страной Али Бабаджаном:

«Мы столкнулись с управлением (страной – И.С.), которое определяет один за одним заголовки газет, следит за ношением масок знаменитостями и тратит время на то, чтобы бороться с конкурсами, но не тратит время на турецкую внешнюю политику и безопасность региона».

Итак, мы видим очень простое послание от Али Бабаджана, которое заключается в том, что нынешнее турецкое руководство разрушает исторические альянсы Турции. Что под этим понимать? – Разумеется, «особые отношения» между Турцией и ЕС, США и НАТО. Правда, сложно понять, в чем заключается эта «особость» в плане реальных дивидендов для Турции, извлекаемых из отношений с западными партнёрами. Тем не менее, видим очевидный уклон турецкого оппозиционера в сторону «традиционного союза» с западными державами.

Обратимся к ещё одному бывшему соратнику президента Р.Т.Эрдогана – главе Партии будущего Ахмету Давутоглу и к его высказываниям, касающимся Украины.

Вот его пост в Твиттере, опубликованный 24 февраля: «Мы осуждаем и считаем абсолютно не приемлемым это вторжение России, которое противоречит международному праву, резолюциям ООН и всем соответствующим документам».

А вот его тезисы, перепечатанные оппозиционной газетой Cumhuriyet:

«Фактическое военное вмешательство России в Украине означает начало самого рискованного периода с точки зрения безопасности и стабильности в Европе со времен Второй мировой войны. Это может привести к фактической потере Хельсинкского процесса и процесса ОБСЕ, которые продолжались даже в период Холодной войны. Будучи непосредственным соседом Украины и России, Турция является одной из стран, которые больше всего пострадают от этой ситуации.

На таком критическом этапе необходимо срочно предпринять следующие шаги:

  1. В Анкаре должен быть создан кризисный центр как в военном, так и в дипломатическом отношении. Тот факт, что президент совершил поездку в Африку в период обострения кризиса, даже если он прервал поездку, является отражением непредсказуемого отношения к кризису. Отныне следует постоянно следить за развитием событий и немедленно предпринимать необходимые шаги с помощью кризисного бюро, в состав которого войдут подразделения Министерства иностранных дел, Генерального штаба и разведки, которые соберутся в Анкаре.
  2. Турция должна обнародовать свою принципиальную позицию по этому кризису. Все должны уважать международные обязательства и принцип незыблемости национальных границ, особенно договоренности Монтрё и Минские соглашения, а также защищать территориальную целостность Украины.
  3. Турция должна установить контакты как с сторонами (конфликта, то есть с Россией и с Украиной – прим.), так и с НАТО и Советом Безопасности ООН, чтобы немедленно обеспечить прекращение огня.
  4. Заявив, что она будет соблюдать все детали Конвенции Монтрё, Турция должна поднимать вопросы, связанные с этим соглашением, как в Киеве, так и в Москве, и должна не допустить, чтобы она (Турция) стала стороной в конфликте, который непосредственно касается (черноморских – И.С.) Проливов.
  5. Турция должна немедленно начать двусторонние консультации о возможных событиях со всеми странами Черноморского региона.
  6. К сожалению, Турция, которая в последнее время не участвовала в консультациях под руководством НАТО в рамках украинско-российского кризиса, значительно потеряла возможность следовать планам на случай непредвиденных обстоятельств в рамках НАТО. Принимая участие во всех консультациях в рамках НАТО, Турция должна занять позицию, направленную на то, чтобы кризис между Украиной и Россией не вышел бы за рамки кризиса между Украиной и Россией, превратившись в кризис между НАТО и Россией.
  7. Турция, учитывая возможность эскалации кризиса и превращения его в кризис между НАТО и Россией, должна разработать альтернативные планы и предпринять шаги, чтобы кризис не достиг этой стадии.
  8. Следует предпринять шаги для предотвращения повторных страданий наших татарских соотечественников, которые сильно пострадали в Крыму, путем установления контактов со сторонами в отношении наших татарских родственников, на которых эти события могут негативно повлиять.
  9. Президент и правительственные чиновники должны прозрачно информировать общество, особенно политические партии и все соответствующие учреждения, и гарантировать, что мы все готовы к любому сценарию.
  10. При необходимости Парламент должен собраться и оценить события.
  11. Турция должна подготовиться во всех сферах, на которые эти события могут негативно повлиять, от энергетики до сельского хозяйства.
  12. Немедленно принять необходимые меры для эвакуации наших граждан в Украину, особенно в Харькове».

Заметим фундаментальные различия во взглядах между Али Бабаджаном и Ахметом Давутоглу. Последний абсолютно ясно говорит о Минских соглашениях и о необходимости удержания кризиса внутри российско-украинских отношений с недопущением втягивания в него НАТО. Более того, открытым текстом говорится и о том, что Турция должна не допустить своего втягивания в кризис. То есть, речь идет о том, чтобы, со строгим соблюдением Конвенции Монтрё, Турция оставалась бы в конфликте нейтральным государством. Согласимся, что есть принципиальная разница между этим тезисом Ахмета Давутоглу и тезисом Али Бабаджана о необходимости вернуться к своим «историческим союзам».