- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О планах Алжира по развитию туризма

Несмотря на все усилия алжирских властей им не удается сделать свою страну туристической державой. Речь об этом шла на состоявшихся в последние дни почти одновременно двух семинаров с участием представителей алжирских властей и бизнеса в Оране и Таманрассете.

В качестве примера они привели крайне невысокие доходы от этой отрасли, которые даже в «предковидный» 2019 год составили лишь скромные 165 млн долларов. Для сравнения – практически все другие североафриканские страны, за исключением погруженной в состояние политической нестабильности Ливии получили доходы в миллиарды долларов каждая.

Почему же таким образом обстоят дела у Алжира? Заметим, что для развития туристической отрасли у него имеются все необходимые условия и даже более того – он имеет и целый ряд преимуществ, которых нет у других его региональных конкурентов.

Так, Алжир обладает уникальными природными и историко-архитектурными памятниками античности и средневековья. Например, здесь можно найти больше наследия эпохи Карфагена, чем в том же Тунисе, который, пользуясь невниманием Алжира к туризму, фактически «монополизировал» ее и зарабатывает на этом серьезные деньги.

Немало имеется в АНДР и памятников древнеримской эпохи, многие из которых сохранились довольно неплохо, включая город-порт Шершель.

Особую привлекательность для туристов, своих и зарубежных, имеет уникальная алжирская природа, особенно на дальнем юге. Речь в первую очередь идет о Сахаре, тему которой опять-таки практически «монополизировал» соседний Тунис.

Впрочем, Алжир располагает гораздо более привлекательными условиями для развития данного туристического направления. Это не только гораздо более колоритные каменистые участки Сахары, но и ситуация с безопасностью. Во всяком случае, в Тунисе, где наблюдается все больший разгул различных преступных группировок, в том числе и террористических, ее уровень представляется на порядок ниже, чем в соседнем Алжире.

Отдельного разговора заслуживают алжирские горы Атлас на востоке страны, где еще сохранились уникальные леса из пробкового дуба, а также имеются уникальные живописные водопады и пр.

Наряду с экологическим туризмом Алжир может предложить и пляжный отдых на своем южном побережье Средиземного моря, когда-то служившем важным местом отдыха французов и других европейцев.

К этому надо добавить и очень привлекательное географическое положение этой страны. Причем более выгодное, чем у «раскрученного» Египта, для которого туристическая отрасль является одной из важнейших сфер его экономики: находясь в непосредственной близости от Франции, Италии и Испании, уже за счет одного этого он способен привлекать миллионы туристов из этих стран и миллиарды долларов доходов. Ведь совокупность туристической привлекательности АНДР, ее транспортная доступность, невысокий курс динара по отношению к доллару и евро – все это позволяет рассчитывать на комфортный отдых по вполне приемлемой стоимости.

Заметим, что в Алжире существует понимание значимости туристической отрасли. Не случайно, что там регулярно проходят посвященные этому мероприятия на государственном и региональном уровнях, на которых их участники с грустью констатируют, что, несмотря на уникальные соответствующие преимущества их страны, туризм в их стране «умирает».

Однако ничего удивительного в этом нет. Рассмотрим причины такой безотрадной ситуации.

Как представляется, первое, с чего следует начать Алжиру для ее исправления – открыться миру. Ведь на общемировом фоне туристическая доступность этой страны почти нулевая и по закрытости она может посоперничать даже с Северной Кореей. Кроме крайне трудно получаемых въездных виз (они действуют даже в отношении таких лояльных к Алжиру стран как Россия) желающим посетить эту страну требуется дополнительно получить особое приглашение от алжирских граждан. И всё это автоматически отсекает от посещения данной страны миллионы потенциальных туристов.

Кроме того, в Алжире в отличие от других североафриканских стран – тех же Египта, Марокко и Туниса – фактически отсутствует необходимая для приема миллионов гостей инфраструктура, включая отели и транспорт.

Разумеется, они есть, но вовсе не в таком объеме и качестве, чтобы действительно соответствовать статусу туристической страны.

Соответственно, для ее создания необходимо вложить миллиарды долларов инвестиций. Однако желание вкладывать их в Алжир упирается в ущербное инвестиционное законодательство, делающее эту страну непривлекательной для иностранного бизнеса. И без его решительного изменения прогресс в данной сфере видится невозможным. Причем до сих пор алжирские власти не продемонстрировали реального желания поменять данную ситуацию.

Сам по себе приход денег не является панацеей от «туристической болезни». Другая проблема – отсутствие эффективного менеджмента, позволяющего создавать туристическую инфраструктуру и развивать ее, и с максимальной отдачей управлять ей.

Впрочем, и это не является такой уж непреодолимой проблемой. Она вполне легко решается, к примеру, с помощью турецких партнеров Алжира, с которыми он развивает все более активное сотрудничество и которые доказали свою эффективность при развитии собственной туристической отрасли.

Другим серьезным минусом для развития алжирского туризма служит отсутствие у руководства АНДР комплексного видения его развития с учетом нынешних непростых реалий в условиях продолжающейся ковидной пандемии и ухудшения ситуации с международной безопасностью.

Далее ему необходимо было бы сконцентрироваться на развитии отдельных его направлений – например, пляжного, экологического, историко-архитектурного, религиозного (в стране имеется немало не только исламских, но и иудейских и католических святынь).

Отдельное направление – национальное (кабило-берберское, туарегское и т.д.), подразумевающее знакомство с особенно колоритной культурой алжирских национальных меньшинств, способное стать настоящей «изюминкой» алжирского туризма.

Наличие в этой стране всех этих составляющих дополнительно создает ему привлекательность, поскольку за одну поездку даже самый притязательный турист может удовлетворить практически все свои ожидания.

Развивая данную тему, важно заметить, что практически все алжирские провинции имеют свои уникальные памятники, способные отдельно заинтересовать туристов вроде знаменитых древнеримских терм в вилайе Хеншела с почти идеальной сохранностью по современным меркам.

Соответственно, власти АНДР для увеличения собственной туристической привлекательности должны создать порегионно, по каждой вилайе, список объектов, способных привлечь внимание гостей, алжирских и зарубежных, опираясь на которые, обеспечить их конкурентное преимущество в борьбе за туристические потоки.

Важно заметить, что развитие туризма в Алжире позволило бы решить ему и другие важные вопросы. И в том числе дать десятки тысяч рабочих мест в том числе и в традиционной проблемных с занятостью провинциях страны, особенно на ее востоке и юге.

И, как представляется, всё это решаемые проблемы. Более того – имеющиеся у АНДР возможности позволяют превзойти соответствующие туристические достижения других стран региона. Основное препятствием для этого служат лишь действия (а вернее бездействие) алжирских властей.