- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об использование Турцией религиозных организации и турецкой диаспоры для достижения политических целей

Управление по делам религий Турции (Diyanet) получило разрешение на создание новой академии в постановлении, утвержденном турецким парламентом 16 марта. Причиной создания академии является развитие профессиональной компетентности новых кадров в Diyanet. Планы также включают прием в академию персонала, не являющегося Diyanet, в обмен на три года обязательной службы после окончания учебы. Однако новое положение предусматривает также подготовку иностранных священнослужителей. Депутат правящей партии справедливости и развития (ПСР) и богослов Ахмет Оздемир, представивший законодательное предложение, заявил, что проведение религиозных служб в соответствии «с потребностями эпохи» возможно только с квалифицированными религиозными чиновниками, заявив, что Diyanet требует создания такой академии для достижения этой цели. По словам Оздемира, академия сыграет важную роль «в предотвращении предубеждений против ислама и мусульман». Депутаты, выступающие против этого предложения, заявили в ходе парламентских дебатов, что нынешние отделы образования Diyanet достаточны для удовлетворения потребностей, изложенных в предложении, и что академия будет пустой тратой ресурсов. Они также утверждали, что потребность в новых квалифицированных кадрах является признанием неадекватности школ имам-хатипов (религиозных средних школ) и теологических факультетов в университетах Турции, в которые турецкое правительство в последние годы вложило значительные средства для повышения качества образования. По мнению оппозиции, существуют  учебные заведения, созданные по аналогичным схемам, такие как Полицейская академия и Академия юстиции, которые были созданы отдельным законом, независимым от их институтов, но они утверждают, что тот факт, что академия Diyanet должна быть создана в рамках такого же отдельного закона, является проблематичным для «ее бюджетной прозрачности».

В течение многих лет Diyanet руководил обширной стипендиальной программой для участия религиозных чиновников в академических исследованиях. Он также отправляет студентов-богословов, желающих получить степень магистра и докторантуру за границу, при условии работы в течение определенного периода времени в Diyanet после ее окончания. Кроме того, в рамках стипендиальной программы он предлагает иностранным выпускникам теологии возможность получить ученую степень и докторскую степень для обучения в турецких университетах. Оплачиваются расходы на обучение, проживание и проезд студентов. С новым регламентом Diyanet сможет набирать иностранных священнослужителей, работающих в любой части мира, в новую академию через другой процесс отбора, отличный от того, который используется университетами. Вместо определенных академических и языковых квалификаций, требуемых университетами, Diyanet сможет предоставлять образование иностранному духовенству в Турции, которые, скорее всего, будут отбирать для этой цели его представители за границу.

Diyanet — одно из самых противоречивых учреждений в Турции, и Р.Т.Эрдогана часто обвиняют в том, что он использует его в своих политических целях. Противники Эрдогана утверждают, что Diyanet служит укреплению представления о том, что действия правительства находятся в гармонии с исламом и что Эрдоган — лидер, который служит исламу.  Diyanet более заметно на социальной арене, которую партийная база, жаловавшаяся на строгую светскую политику, «дискриминирующую благочестивый сегмент общества до прихода ПСР», рассматривает как месть секуляристам и укрепление связей внутри партии. Поддержка правительства и скрытая критика оппозиции, особенно в проповедях в мечетях, часто подвергаются критике со стороны оппозиции. Назначенные правительством имамы часто намекают в мечетях и социальных сетях, что поддержка оппозиции была бы грехом и что завоевания мусульман будут потеряны

Diyanet — это организация, которая также стоит на повестке дня в Европе. Европейские страны начали принимать меры против Diyanet, в которой работает духовенство в ЕС, из-за вовлечения его в политическую деятельность, распространения пропаганды в пользу Эрдогана и их предполагаемой шпионской деятельности для профилирования противников Эрдогана в Европе. В то время как Германия строит планы по созданию структуры по подготовке собственного мусульманского духовенства, она требует, чтобы чиновники из Diyanet говорили по-немецки. В 2017 году Германия начала расследование в отношении имамов из Турецко-Исламского союза по делам религий (DITIB), аффилированного с Diyanet, которые якобы предоставляли Анкаре информацию о противниках правительства. Расследование, в котором участвовали в общей сложности 19 имамов, не могло быть превращено в уголовное дело, поскольку они покинули Германию и их местонахождение было неизвестно. Тем временем Турецкий фонд по делам религий (Türkiye Diyanet Vakfı, TDV), фонд с огромными активами и годовым бюджетом более миллиарда турецких лир, был превращен в инструмент для проецирования политической исламистской идеологии за рубежом. Правительство Эрдогана использовало эту организацию для строительства мечетей и религиозных школ за рубежом и предоставления стипендий тысячам иностранных студентов, все это было направлено на пропаганду  религиозной идеологии, которая порой напоминает ту, на которую подписываются радикальные террористические группировки. Согласно последним по времени раскрытым финансовым данным, TDV имел доход в 1,3 млрд турецких лир в 2020 году, большая часть которого поступила от пожертвований, и потратил 853,6 млн лир в том же году на финансирование проектов. Стоимость его активов, в основном в виде недвижимости, принадлежащей холдинговым компаниям, и акций коммерческих предприятий, никогда не декларировалась, но оценивалась в многомиллиардную цифру. Фонд действует в 149 странах и имеет 1 003 филиала в Турции. Флагманский проект фонда — обучение и подготовка иностранных студентов по обмену в соответствии с исламистской идеологией режима Эрдогана и воспитание поколения молодых исламистов, которые будут помогать и продвигать эту идеологию в других странах. И при этом используется не только религиозный фактор.

Откровенно игнорируя неоднократные предупреждения Европы о рисках подрыва интеграционной и миграционной политики, турецкое правительство стремится мобилизовать турок и мусульман для достижения своих политических целей, а президент Реджеп Тайип Эрдоган призывает всех объединиться под одной нацией и одним флагом. Провокационные и скандальные высказывания в адрес европейских мусульман, особенно турецкого происхождения, были сделаны Эрдоганом во время встречи со своими сторонниками из Европы и других континентов. Встреча была организована под названием Союза международных демократов (UID), прокси-группы правительства Эрдогана за рубежом, 24 февраля 2022 года: «Знайте: мы станем [глобальным] сообществом, над которым не будет власти. … Помните [наш девиз] одна нация, один флаг, одна родина и одно государство». Хотя UID был создан для поддержания международного присутствия при политической, дипломатической и финансовой поддержке правительства Эрдогана, его основное внимание уделяется Европе, где проживает около 5 млн турок, причем многие из них получили гражданство в тех странах, где они живут. Речь президента Эрдогана также была сосредоточена вокруг Европы, давая указания членам UID работать усерднее для достижения этих целей. «Следующей опорой моста, который мы построили из прошлого в будущее, должны стать и будут места, где мы живем в Европе. Чем больше вы расширяете этот зонтик как Союз международных демократов, чем больше вы расширяете свою сферу деятельности и влияния, тем успешнее вы можете выполнять миссию донесения этих посланий до наших граждан, организации их и подготовки к будущему», — сказал Эрдоган, напомнив о наследии Османской Империи, которая раньше правила многими сегодняшними странами Центральной и Восточной Европы. Очевидно, что Эрдоган рассматривает турок, живущих в Европе, как прежде всего  граждан Турции, а не как граждан и/или резидентов стран, где они живут, работают и выходят на пенсию. И в этом контексте UID отводится особая роль. Он также отметил, что «сотни миллионов мусульманских друзей и братьев стоят за турками и что все они привержены продвижению дела Аллаха и истины». «Когда мы должным образом мобилизуем эту силу, никакая организация, никакая злая структура, никакие скрытые или открытые препятствия не могут встать на нашем пути. Имейте в виду, Турция уже не та старая Турция», —  заявил Эрдоган. В завуалированном обращении к европейским лидерам турецкий президент предупредил, что Турция, поддерживаемая турками и мусульманами в Европе, сорвет любые планы европейских правительств. «Вместе мы испортим заговоры тех, кто пытается разделить наш народ, и вместе мы обрушим их заговоры на их головы. Мы также предпринимаем необходимые шаги против растущей враждебности к исламу и туркам за рубежом», — заявил он.

Объединяя своих сторонников в Европе вокруг своего видения, турецкий президент также критиковал турок, которые не поддерживают и не разделяют его целей. «Когда мы смотрим на людей, которые вошли в местные и национальные парламенты на выборах в Европе, мы видим, что, хотя их имена турецкие или мусульманские, к сожалению, большинство из них-люди, которые порвали свои некогда тесные связи с нашей нацией», — отметил он. Высказывания Эрдогана были адресованы турецким и мусульманским политикам во многих европейских странах, которые не разделяют политическую исламистскую идеологию и, очевидно, ставят интересы стран, которым они служат, выше интересов Турции. Речь Эрдогана на встрече UID — безусловно, самая провокационная на сегодняшний день, явно приравнивающаяся к откровенному политическому вмешательству Турции в европейские дела, использующему турок и мусульман в качестве козырей против этих стран. В прошлом такое вмешательство вызывало гнев европейских лидеров, которые предупреждали Турцию о подрыве ее интеграционной и миграционной политики и называли усилия Анкары дестабилизирующим воздействием на турок и мусульман в Европе. Резолюция Европейского парламента, утвердившая 6 июля 2017 года критический доклад Комиссии по Турции за 2016 год, в котором содержался призыв к замораживанию переговоров о вступлении, этот тренд подчеркивает. В ней  подчеркивается, что «турецкое правительство должно воздерживаться от систематических усилий по мобилизации турецкой диаспоры в государствах-членах в своих собственных целях; с обеспокоенностью отмечает сообщения о предполагаемом давлении на членов турецкой диаспоры, проживающих в государствах-членах; и осуждает слежку турецких властей за гражданами с двойным гражданством, проживающими за рубежом».

UID часто называют «длинной рукой» президента Эрдогана в Европе для мобилизации турецкой и мусульманской диаспор для достижения целей политических исламистов в Турции. Эрдоган в октябре прошлого года проинструктировал членов UID быть более агрессивными и активными, сказав им: «Не защищайтесь. Атакуйте, объясните нашу причину!», — пообещав, что турецкие государственные институты окажут им усиленную помощь. Он призвал своих сторонников усердно работать над тем, чтобы занять важные посты в правительствах принимающих их стран, пообещав им поддержку турецких правительственных учреждений во время семинара с представителями UID в Женеве в декабре 2019 года. С помощью систематической кампании, направленной на мобилизацию диаспоры, Эрдоган надеется достичь нескольких целей: привлечь голоса для своей партии на национальных выборах; использовать диаспору для давления и запугивания европейских столиц; и запугать своих оппонентов дома, преследуя критиков за рубежом. Основными правительственными учреждениями, которым было поручено поддерживать UID и связанные с ней группы, являются Министерство иностранных дел, Президиум по делам турок за рубежом и связанных с ними сообществ (YTB) и печально известная Национальная разведывательная организация Турции (MIT).