- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии экономических отношений между ОАЭ и Индией

Через месяц после того, как Абу-Даби и Нью-Дели подписали торговое соглашение, направленное на углубление связей, бизнес-делегация высокого уровня из ОАЭ посетила контролируемый Индией Кашмир, чтобы изучить инвестиционные возможности в регионе. Делегация прибыла в Сринагар 20 марта и, как ожидается, посетит туристические места, включая Пахалгам и Гульмарг, во время четырехдневной поездки. Среди членов делегации руководители более 30 компаний, включая саудовских и индийских предпринимателей, — главы эмиратской Royal International Group и дубайской Al Tayer Group. Делегацию возглавляет Бал Кришен, генеральный директор UAE financial Services group Century Financial. Делегация будет изучать инвестиционные возможности в сфере  туризма. Администрация Джамму и Кашмира «стремится привлечь новые инвестиции в промышленность и туризм, выделяя ключевые возможности и секторы роста», — цитирует его слова Republic World. Индийское правительство в прошлом году объявило, что Дубай будет инвестировать в инфраструктуру и другие проекты в Джамму и Кашмире, регионе, на который претендуют Индия и Пакистан. Это стало первым заявлением любого иностранного правительства с тех пор, как автономия Кашмира была отменена в 2019 году, а этот штат с мусульманским большинством был разделено на две территории, непосредственно управляемые Нью-Дели. В январе с.г. вице-губернатор Джамму и Кашмира Манодж Синх подписал крупные инвестиционные сделки с несколькими компаниями из ОАЭ, включая LuLu Group, Al Maya Group, MATU Investments LLC, GL Employment Brokerage LLC и Noon Group на выставке Dubai Expo. Он также подписала меморандум о взаимопонимании с Century Financial дубайской финансовой консалтинговой фирмой  об инвестициях в размере 100 млн долларов дубайской финансовой консалтинговой фирмой. В феврале  Дубай подписал соглашение с Нью-Дели о строительстве инфраструктуры, которая будет включать ИТ-башни, логистические центры и больницу, в контролируемой Индией части штата Кашмир. В феврале ОАЭ и Индия подписали соглашение о свободной торговле, которое снижает пошлины почти на 90% товаров, торгуемых между ними, включая металлы, минералы, нефтехимию и нефть. Ожидается также, что в течение пяти лет эта сделка удвоит двустороннюю ненефтяную торговлю до 100 млрд долларов. Индия является вторым по величине торговым партнером ОАЭ. В ОАЭ также проживают миллионы индийских рабочих, что вносит огромный вклад в приток денежных переводов в Индию.

Ряд пакистанских экспертов в этой связи указывают на то, что такой разворот ОАЭ связан, прежде всего, с их попыткой создать в этом регионе некий противовес Ирану, а для Индии этот сценарий примечателен с точки зрения противостояния тесному китайско-пакистанскому союзу. Важно также отметить, что с тех пор как Иран и Китай подписали в марте всеобъемлющее стратегическое партнерство, Тегеран официально стал частью многомиллиардной инициативы «Пояс и путь» (BRI). Отношения между Пекином и Нью-Дели, особенно после их пограничного противостояния в прошлом году, были не самыми лучшими. В настоящее время в индийских политических кругах растет признание того, что этой угрозе необходимо противостоять. Кроме того, крушение в Афганистане режима Ашрафа Гани стало серьезной неудачей для Индии, одновременно придав Пакистану новое значение в этой стране. Афганистан является важной частью Международного транспортного коридора Север-Юг, представляющего собой многомодальную сеть морских, железнодорожных и автомобильных маршрутов протяженностью около 4500 миль для перемещения грузов между Индией, Ираном, Афганистаном, Азербайджаном и Россией, а также Центральной Азией и Европой в целом. Афганистан также должен был стать ключевым узлом для транспортировки грузов из Индии в Центральную Азию. За последние 20 лет Индия потратила примерно 3 млрд долларов на поддержку свергнутого ныне США режима в Афганистане. С 2001 года Нью-Дели помогал строить дороги, плотины, линии электропередач, клиники и школы по всей стране, а также обучает государственных служащих и афганских офицеров, а также предоставляет стипендии тысячам афганских студентов. Индия вступила в стратегическое партнерство с бывшим афганским правительством в 2011 году, после чего Нью-Дели активно занялся восстановлением экономики и налаживанием дипломатических отношений в Афганистане. Индия также профинансировала строительство 135-мильной автомагистрали, соединяющей район Деларам в Афганистане с границей Ирана. Шоссе Зарандж-Деларам стоимостью 150 млн долларов имеет высокое стратегическое значение, поскольку оно соединяет Индию с Афганистаном, не имеющим выхода к морю, через иранский порт Чабахар в обход Пакистана.

Эта неудача и усиление Пакистана в регионе дало Индии еще один толчок к формированию новых альянсов, а поскольку ОАЭ и Израиль станут мощными технологическими центрами, они станут ценными партнерами. Мир в Афганистане может привести к расширению Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), укрепив глобальное присутствие Китая и авторитет  во всех странах, связанных с BRI, включая Пакистан и Иран. Новый режим талибов в Кабуле уже назвал Китай своим «самым важным партнером» и выразил заинтересованность в том, чтобы стать частью КПЭК. Это то, что ни Индия, ни ОАЭ не приветствовали бы.