- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 19

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР. Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и уже можно говорить об «операции» практически на всей территории Украины. Сменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей реакции в Турции на российскую специальную операцию. Имея в виду геополитическую важность Турции для России, как «южного окна» в мир.

Часть 18 нового цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=84487 [1].

Напомним, что в предыдущей части нашей публикации мы остановились на статье ведущего турецкого политолога Бурханеттина Дурана в газете Daily Sabah (распространяется и на Западе, в частности, в офисах различных международных организаций – И.С.) под заголовком: «Дипломатия Эрдогана имеет значение в украинском кризисе».

Как мы уже сказали, украинский кризис, по мнению не только Бурханеттина Дурана, но и очень многих обозревателей в Турции, повысил статус Турции на международной арене. Это выражается в объеме тех международных контактов, которые, в эти дни, ведёт страна на всех уровнях, включая президента Р.Т.Эрдогана, министра иностранных дел М.Чавушоглу, а также министра национальной обороны Х.Акара.

Тут, конечно же, турецким автором упускается из виду такой критерий, как эффективность контактов, исходя из взглядов Анкары на конфликт, а также тех целей и задач, которые ставит перед собой страна.

Тем результатом, про который турки заявляют, как своё немалое достижение, является встреча между министрами иностранных дел России и Украины на полях Дипломатического форума в Анталье. Конечно же, эта встреча была «омрачена» весьма конкретным заявлением министра С.Лаврова, сказавшего, что в Анталье нет и не планируется никаких переговоров, и не стоит плодить переговорные площадки, когда одна уже, и так, существует.

Однако, турецкая сторона делает упор на то, что ценен, сам по себе, и факт встречи между официальными лицами, которые лично не встречались между собой достаточно продолжительное время.

Заметим только, что, по всей видимости, ценен этот факт не только и не столько для сторон – участниц конфликта, а для самой Турции, которая делает себе реноме «эффективного посредника» в глазах третьих стран. По крайней мере, с украинской стороны это находит одобрение, вылившееся в том, что украинское руководство назвало Турцию в качестве возможного гарантора выполнения условий будущего соглашения. Россия никак это (пока) не прокомментировала.

О каком соглашении говорит турецкий обозреватель? В том смысле, кто будет, на его взгляд, будет ставить условия соглашения, будучи победителем в конфликте?

Достаточно интересно, что стороной, проигрывающей в конфликте, генерально, на взгляд турецкого обозревателя, является именно Россия. Президент В.Путин, на взгляд Б.Дурана, «зажат в угол», не имея возможности достичь поставленных целей. Его, (пока ещё) без вердикта Международного уголовного суда (но, видимо, всему – свое время – И.С.), мировые лидеры, включая президента Дж.Байдена, называют «военным преступником» и сейчас речь идет о том, что российскому президента необходимо «спасти своё лицо».

И, видимо, Турция, «понимающая трудности российского президента», может взять на себя миссию по тому, чтобы «спасти лицо» российскому президенту, который, перед лицом жестоких международных санкций, не только не смог добиться поставленных перед собой задач, но и оказался изолированным «ото всего мира». Причем, если рассуждать с точки зрения сроков, то эти сроки идут пусть и не на дни, но и не на месяцы – а, именно, на недели.

Тем более, ставкой в этой игре многими, и не только турецким автором, называется само существование Российской Федерации. И Украина, соответственно, рассматривается в качестве, своего рода, «второго Афганистана», который грозит второй раз за последние три десятилетия похоронить под собой нашу страну.

Тут, сразу напрашивается вопрос: верит ли, на самом деле, Бурханеттин Дуран в то, что он сам пишет касательно «отчаянного положения России»? Или же, все-таки, речь идет о том, что «кое-что», идущее вразрез с этой точкой зрения, он «придерживает» для, так сказать, «внутреннего потребления»?

Сразу заметим, что, если бы всё так было просто и Россия оказалась бы на грани поражения, по крайней мере, по расчетам турецкой стороны, то тут и действия Турции могли бы оказаться совершенно другими. Не будем ни «демонизировать» Турцию за её «туранские» устремления, ни идеализировать страну за то, что она (пока) не присоединилась к антироссийским санкциям.  Просто оговоримся, что Турция — это страна, которая расширяется и будет расширяться туда, где будет образовываться вакуум. Если вакуум образуется в Европе, то Турция двинется туда, если в России – то в Россию. И там, и там у Турции есть перспективы для своего расширения. Другой вопрос, что эти перспективы могут и не конвертироваться в конкретные возможности.

Так что, сбалансированный характер нынешних действий Турции указывает не только на то, что страна хочет сохранить отношения с обеими странами конфликта, но и то, что ещё ничего не является очевидным. А, до тех самых пор, самой выигрышной позицией для Турции является позиция нейтральная. С перспективной смены этого подхода, когда процесс надо будет если не возглавить, то, по крайней мере, попробовать «оседлать».

Турция эту позицию разыгрывает, помимо всего прочего, для того, чтобы улучшить своё восприятие на Западе. Турецкий автор даже пишет об успехах в этом вопросе.

Однако – тут он, опять же, упускает или опускает достаточно важный аспект: речь идет о том, что эффект улучшения восприятия Турции за рубежом, в Западных странах, может быть лишь только достаточно краткосрочным, ситуационным, длящимся ровно столько, сколько необходимо для «усмирения» России.

Когда и если западники «придавят» Россию, и острота кризиса на Украине спадёт, тут и «важность» и «положительный образ» Турции в западных столицах моментально испарятся. Так что, строить на этих «флуктуациях» западного сознания и риторики какие-то стратегические расчеты могут только крайне недальновидные люди. Турки, вроде, в этом замечены не были, однако, как мы можем видеть, они исправно об этом на публике говорят. Но, возможно, повторимся, не всё то, что официальные пропагандисты в Анкаре понимают, они публикуют в виде своих статей.

Они не могут не видеть и понимать, что все последние годы, Запад занимается и тем, чтобы «усмирять» саму Турцию, правда делает это, с учетом особенностей ситуации с ней, достаточно точечными, мягкими методами. Но и их, кстати, хватает, чтобы Турция ощутила бы изрядные трудности в сфере экономики, которые все последние годы сопровождаются оттоком из страны капитала, а также падением курса турецкой лиры.

Жесткие методы свержения президента Р.Т.Эрдогана ни в 2013, ни в 2016 годах не сработали и Запад приступил к планомерной, долгосрочной осаде Турции в надежде на то, что на выборах 2023 года ситуация изменится и ко власти в стране придет прозападный оппозиционный блок. Надо отдать западным политтехнологам должное – они такие вещи научились проводить достаточно умело, мысля не краткосрочными, а среднесрочными и даже, при необходимости, долгосрочными категориями.

Думается, что турецкие официальные лица не склонны к наивности и не могут не понимать, а, следовательно, будут, здесь и сейчас, на волне складывающейся конъюнктуры добиваться для себя конкретных, практических уступок со стороны Запада по всему спектру существующих проблем и требований страны.

24-25 марта с.г. ознаменуются целым рядом «жизнеустроительных» мероприятий в Брюсселе, где 24 марта состоятся экстренный саммит лидеров стран НАТО и встреча в рамках G7, а также откроется заседание Европейского совета, которое продлится до 25 марта (на нем президент Джо Байден выступит с речью). Заметим, что в экстренном саммите стран НАТО, на уровне глав государств, примет участие и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Вот информация о поездке турецкого лидера с официального президентского сайта, опубликованная утром 24 марта с.г.:

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган прибыл в Брюссель, столицу Бельгии, куда он отправился для участия в Чрезвычайном саммите глав государств и правительств НАТО.

Президент Эрдоган в брюссельском аэропорту Мельсбрук был встречен со стороны постоянного представителя Турции при НАТО Басата Озтюрка, постоянного представителя при Европейском союзе Мехмета Кемаля Бозая, посла в Брюсселе Хасана Улусоя, главы делегации турецкого военного представителя генерал-майора Исмаила Юнера, генерального консула в Брюсселе Умута Дениза, генерального консула в Антверпене Бату Кескина, военного атташе полковника Чагры Сагироглу, председателя Международного союза демократов (UID) Кёксала Куша, президента UID Бельгии Эниса Чимена и других официальных лиц.

Во время визита президента Эрдогана сопровождают его супруга Эмине Эрдоган, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу и министр национальной обороны Хулуси Акар».

Заметим, что накануне поездки президента Р.Т.Эрдогана в Брюссель состоялось заседание Совета национальной безопасности Турции. Можно считать, что оно, во многом определит основные тезисы турецкого лидера на Саммите НАТО в Брюсселе. Мы не раз уже писали о том, что у Турции – своя повестка в сфере международной (глобальной и региональной) безопасности, от которой страна отталкивается.

И именно эту повестку Турция продвигает в ходе своего диалога с западными партнёрами, что знаменует фундаментальную перемену по сравнению со временами Холодной войны, когда Турция шла именно что в фарватере западных союзников по НАТО и даже не пыталась говорить о своем собственном взгляде на международную безопасность. И Россия в турецкой повестке находится далеко не на первых ролях, что, как мы полагаем, всерьез беспокоит Запад, который стремится добиваться более активной позиции Турции по отношению к России.

Итак, с чем же Турция отправляется на Саммит НАТО? Обратимся к тому пресс-релизу, который был опубликован по итогам заседания Совета национальной безопасности Турции на сайте Управления по связям с общественностью при Администрации президента Турции:

«После заседания Совета национальной безопасности (MGK), состоявшегося в Президентском комплексе (Аксарай, в Анкаре – И.С.) под председательством президента Реджепа Тайипа Эрдогана, было опубликовано заявление.

В заявлении отмечается, что Советы была предоставлена информация и обсуждены дополнительные меры касательно операций, проводимых с решимостью и с успехом, как внутри страны, так и за её пределами, против всех видов угроз и опасностей национальному единству и солидарности, прежде всего, против таких террористических организаций, как РПК – СКО (Союз курдских общин – И.С.) – ПДС / СНС, ФЕТО (так называемая террористическая организация Фетхуллаха Гюлена – И.С.) и «Исламское государство» (ИГ, Исламское государство, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.).

В заявлении указано, что последние события между Российской Федерацией и Украиной обсуждались во всех измерениях:

«Отмечено, что необходимо наращивать усилия для скорейшего прекращения обстрелов, достижения прекращения огня и окончательного решения проблем между двумя странами с учетом суверенитета и территориальной целостности Украины.

Было заявлено, что Турция продолжит свою посредническую и содействующую деятельность в дополнение к выполнению своих обязанностей, включая тщательное выполнение Конвенции Монтрё, для поддержания мира и стабильности в Черном море».

В заявлении было указано, что выражено желание продвигать политические процессы в Ираке таким образом, чтобы укрепить стабильность в стране:

«Подчеркивая важность, придаваемую безопасности и миру иракского народа, было отмечено, что наша борьба с террористическими организациями будет продолжаться решительно.

Было оценено, что спокойствие, установленное в Ливии ценой больших жертв, является важным приобретением и возможностью для ливийского народа достичь мира и процветания, и было рекомендовано избегать шагов, которые могут привести к новым конфликтам, и действовать демократическим процессы на основе легитимности для установления постоянного мира и стабильности.

Решимость Турции защитить свои границы и свои права в Восточном Средиземноморье, ее взвешенная позиция в отношении событий на севере Черного моря, ее настойчивость в установлении и поддержании стабильности на Балканах и Кавказе, а также точность ее усилий по достижения глобального и регионального мира обсуждались на фоне недавних событияй. Это было подтверждено еще раз».

Итак, как мы видим, для Турции украинский кризис не является единственным пунктом повестки дня в сфере безопасности. Более того, с учетом того, что Турция декларирует хорошие отношения и с Россией, и с Украиной, война на Украине для Турции не является стратегической угрозой, а, следовательно, не является стратегическим приоритетом.

На этом фоне, выделяется упоминание в пресс-релизе террористической угрозы для Турции и той борьбы, которая ведется страной. В особенности, с Рабочей партией Курдистана и её «филиалами». Среди прочих приоритетов Турции – такие направления, как Ирак, Ливия и Восточное Средиземноморье. Отдельно упоминаются регионы Балкан и Кавказа. Заметим, что по значительно части этих пунктов повестки дня наличествует прямой диалог между Россией и Турцией.

Что же до Украины, обращает на себя внимание упоминание «посреднической и содействующей роли» Турции в урегулировании конфликта. Это – та принципиальная позиция, на которой стоит Турция и которая, как мы видим, была подтверждена и перед Саммитом НАТО.

Отдельно стоит упомянуть Конвенцию Монтрё и то, что Турция её строго придерживается. Как следует ожидать, Турция, в эти дни, снова активно вернется к вопросу строительства Канала Стамбул и поиска под него международного партнёра и инвестора.

Украинский кризис дает Турции новый аргументы по тому, что судоходный поток надо выводить из Стамбула либо полностью, либо его ограничивать. Основным тезисом должно стать то, что необходимо обеспечивать безопасность морского торгового судоходства.

В этом смысле, становится крайне важным «дублирование» Пролива Босфор, в отношении которых сейчас введен особый режим ведения военных действий.

Совершенно очевидно, что само течение конфликта может, чуть ли не каждый день, давать Турции новые аргументы в пользу строительства Канала «Стамбул».

Самый простой пример – это постановка украинских мин в Черном море, которые, как сообщают российские СМИ, были установлены «неправильно» и дрейфуют «во все стороны». Понятно, что наличие лишь только одной судоходной артерии, соединяющей Черное и Мраморное море, становится крайне рискованным для региональной торговли и, если говорить шире, то для всего морского сообщения. И это – лишь только один из тех аргументов, которые могут и, со всей неизбежностью, будут возникать в этим дни в пользу турецкого проекта сооружения Канала, параллельного Босфору.