- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 20

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР. Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и уже можно говорить об «операции» практически на всей территории Украины. Сменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей реакции в Турции на российскую специальную операцию. Имея в виду геополитическую важность Турции для России, как «южного окна» в мир.

Часть 19 нового цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=84522 [1].

Напомним, что в предыдущей части нашей публикации мы анонсировали, с турецкой стороны, Брюссельские мероприятия, которые включают в себя внеочередной Саммит НАТО, заседание «Большой семерки», а также заседание Европейского совета.

Закончили мы нашу публикацию на повестке дня Совета национальной безопасности Турции, состоявшегося накануне мероприятий в Брюсселе под председательством президента Р.Т. Эрдогана. Ознакомление с этой повесткой представляется крайне полезным с учетом того, что повестка дня в сфере безопасности Турции заметным образом отличается от таковой для стран НАТО. В частности, и самое для нас главное, заключается в том, что тема России, как «угрозы безопасности Турции», не озвучивается. В отличие от «трансатлантической безопасности», которая «находится под угрозой» по заявлению «западных партнёров».

Итак, обратимся к информации о контактах президента Турции Р.Т.Эрдогана и турецкой делегации в Брюсселе.

Заметим сразу, что ещё буквально несколько месяцев и даже недель назад президент Р.Т.Эрдоган был на Западе, в том числе, в «старой» Европе лидером, как минимум, одиозным, если не сказать «нерукопожатным». Его отношения с западными лидерами были крайне сложными. Так что, то, что из Брюссельских «картинок» мы наблюдаем сейчас – теплые объятия и рукопожатия с Эрдоганом – смотрится достаточно необычно.

Очень возможно, что это – то, что в Турции называют «Запад увидел подлинную важность Турции». На фоне продолжающегося «Брюссельского капустника» (НАТО, G-7, Совет Европы) с участием президента Р.Т.Эрдогана это становится особенно заметно.

Наконец, перестали (ну или «пока прекратили») западные лидеры открыто хамить президенту Р.Т.Эрдогану, другое слово подобрать сложно, и от него публично отворачиваться, разговаривая «через губу»… Вон даже приятственно в Брюсселе заулыбались – значит, по мнению турецких СМИ, оценили «подлинную важность Турции».

Вынуждены с этим не согласиться.

Да вот нет… Они просто на какой-то момент подумали, что может не стоит так напропалую хамить? Может и Турция для «чего-то» пригодится ещё?

Допустим, можно её попробовать совершить действия, которые побудят Россию рассматривать Турцию в качестве «недружественного государства». К примеру, через организацию военной помощи из Турции Украине поставками оружия или техники, включая знаменитые БПЛА «Байрактар». Или же, и вовсе, побудить её решиться к каким-то более необдуманным шагам.

Но никакой «переоценки важности Турции», разумеется, не произошло. И никаких реальных шагов в сторону нормализации отношений с Турцией — нет, не было и, вряд ли, будет с западной стороны. Ибо там – целый ворох вопросов у Турции как с США, так и с ЕС, многие из которых имеют серьезные политические и экономические измерения. О чем мы не раз писали.

И турки это прекрасно понимают, и будут пытаться из этого момента хоть что-то для себя практическое выжать. Пока есть сугубо ситуационная, конъюнктурная возможность. Что, разумеется, не мешает им, на публике, рассуждать о том, что Запад «наконец-то понял». Но это – смотри выше, что называется.

Однако, обратимся к Брюссельским мероприятиям. Одним из первых мероприятий для турецкого президента стала встреча с президентом Франции Э.Макроном. Цитируем информацию об этой встрече из турецкого издания Daily Sabah.

«Президент Франции Эммануэль Макрон объявил в четверг, что он будет работать со своим турецким коллегой президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом для достижения «прекращения огня» и соглашения о «прочном мире» в Украине.

Выступая на пресс-конференции в Брюсселе после саммита лидеров НАТО и G7, Макрон сказал, что он координирует свои действия с лидерами, разговаривающими с президентом России Владимиром Путиным.

Подчеркнув, что Эрдоган и он имеют «одинаковую точку зрения» на российско-украинскую войну, Макрон сказал, что лидеры также договорились о совместной гуманитарной операции в Украине, особенно в городе Мариуполь.

На встрече с Эрдоганом также обсуждались региональные вопросы, добавил Макрон, отметив, что текущая ситуация — это возможность устранить и прояснить неопределенности с Турцией.

Макрон также сказал, что можно добиться прогресса в вопросах, по которым в прошлом были разногласия с Турцией, добавив, что стратегия, основанная на сотрудничестве по Ливии и Ближнему Востоку, может быть пересмотрена».

В этих заявлениях президента Макрона есть, по крайней мере, две странности.

Во-первых, упоминание о турецко-французской гуманитарной операции в городе Мариуполь. Сложно понять, как это французский президент предлагает организовать без диалога с Россией. С учетом того, что город взят в окружение и продолжается его зачистка.

И второе – это упоминание о том, что «возможно добиться прогресса» в тех вопросах, по которым между Турцией и Францией, в прошлом, были разногласия. В особенности, французский лидер упомянул темы Ливии и Ближнего Востока. Однако, впрочем, не упомянул тему Восточного Средиземноморья, что, на самом деле, составляет главный турецкий интерес к региональным делам.

Среди других встреч на полях Брюссельских событий, турецкие официальные источники (сайты президента и Управления по связям с общественностью) упоминают также переговоры президента Эрдогана с премьер-министром Италии Марио Драги, премьер-министром Эстонии Кая Каллас, премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном. За рамками состава делегаций двух сторон, об указанных мероприятиях, пока официальной информации нет.

После Саммита НАТО, президент Р.Т.Эрдоган провел пресс-конференцию, где сделал ряд важных заявлений. Приведем текст этих заявлений по материалу, опубликованному со стороны Управления по связям с общественностью при Администрации президента Турции (перевод и выделение текста жирным шрифтом – авторские – И.С.):

«В своем выступлении на пресс-конференции, которую он провел в штаб-квартире НАТО после Чрезвычайного саммита глав государств и правительств НАТО, президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция придерживается принципиальной политики в отношении Украины, и использовал следующие выражения:

«Принципиальным является, чтобы НАТО, продолжая политическую и практическую поддержку Украине, в существующей обстановке войны, исходил бы из реалистичного и стратегического подхода».

Поблагодарив генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга за руководство Саммитом в критическое время, президент Эрдоган сердечно поздравил Столтенберга как с его сильным руководством в этот трудный период, так и с продлением его мандата, что Турция решительно поддерживает.

Президент Эрдоган сказал: «Я хотел бы передать свои поздравления и признательность бельгийским властям за успешное проведение ими саммита. Мы переживаем процесс, когда радикально изменилась не только архитектура европейской безопасности, но и восприятие глобальной безопасности».

Напомнив, что на сегодня (24 марта с.г.) оказался позади уже первый месяц войны между Украиной и Россией, президент Эрдоган продолжил:

«Как союзники НАТО, мы собрались вместе, чтобы оценить как текущие события, так и меры, принимаемые альянсом в текущей обстановке безопасности. Важно, что НАТО еще раз выступили с заявлением о единстве и солидарности после Саммита, который был проведен с методом видеоконференции 25 февраля. Всем известна решительная поддержка Турцией территориальной целостности и суверенитета Украины с 2014 г. Мы при каждой возможности заявляли, что не признаем и не будем признавать аннексию Крыма, и продолжаем это делать.

По случаю саммита я решительно подчеркнул нашу поддержку территориальной целостности Украины. Наша позиция в отношении нападения России на Украину соответствует этой принципиальной политике и ясна. Разрушения и человеческие трагедии, вызванные войной, очевидны. Разрушенные города, разрушенные больницы, школы, дома, беженцы в слезах, сложившие все свое имущество в чемодан, невинные дети, корчащиеся в тисках страха и тревоги, напомнили нам о кровавом лице войны».

Подчеркнув, что украинско-российская война нанесла тяжелые травмы, шрамы от которых не сотрутся годами, особенно у детей и женщин, президент Эрдоган сказал: «К сожалению, по мере продолжения конфликтов разрушительность войны возрастает с обеих сторон. В этом процессе, Турция занимает особое и исключительное положение как с точки зрения своего географического положения, так и в качестве союзника НАТО. Прежде всего, Украина и Россия – это две страны, которые являются нашими соседями со стороны Черного моря.

Помимо наших глубоко укоренившихся, многоплановых и тесных отношений с Украиной, у нас есть стратегические партнерские отношения. Мы заботимся о конструктивном и взаимно доверительном диалоге с другим нашим соседом — Россией».

Заявив, что Турция — страна, которая почти в одиночку несла бремя войны в Сирии в течение последних 11 лет и работает над обеспечением мира в регионе, президент Эрдоган продолжил:

«Мы находимся в интенсивном контакте с обеими странами, чтобы как можно скорее положить конец войне. Мы внимательно следим за переговорами между сторонами и поддерживаем их. Мы предприняли много шагов для облегчения переговорного процесса. Мне было приятно собрать вместе министров иностранных дел в Анталии, а затем моего министра иностранных дел в Москве и Львове. Мы считаем, что окончательное решение должно основываться на заслуживающей доверия формуле, принятой обеими странами и международным сообществом».

Подчеркнув, что суверенитет и независимость Украины должны быть главным приоритетом, президент Эрдоган сказал:

«Мы приветствуем прогресс в переговорах в некоторых моментах с осторожным оптимизмом. Мы использовали полномочия, предоставленные нашей стране Конвенцией Монтрё, с начала войны, для снижения напряженности в Черном море».

Заявив, что Турция внесла свой большой вклад в гуманитарную помощь, президент Эрдоган сказал:

«На сегодняшний день мы отправили и продолжаем отправлять в регион гуманитарную помощь на 56 грузовиках. Мы помогли покинуть зоны конфликта более 63 тысяч человек, в том числе, украинцев. Количество украинцев, въезжающих в Турцию, приближается к 60 тысячам. Мы и далее продолжим направлять гуманитарную помощь Украине и её соседям. Как наши официальные учреждения, такие как AFAD (Директорат по чрезвычайным ситуациям – прим.), Турецкий Красный Полумесяц, так и наши неправительственные организации, работают с большой самоотдачей в этой области.

Я поздравляю всех наших организаций, которые олицетворяют дух великодушия и солидарности нашего народа, несмотря на всевозможные риски и угрозы. Мы эвакуировали из Украины 142 сотрудника Миссии наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Мы являемся страной, которая приняла наибольшее количество беженцев в мире за последние 8 лет, около 5 миллионов беженцев, и мы очень хорошо понимаем трудности наших друзей.

Мы очень хорошо знаем из нашего горького прошлого опыта, что международное сообщество не дает хороших результатов в плане защиты беженцев. Мы сожалеем о том, что отчаявшиеся люди, вынужденные покинуть свои дома и страны, подвергаются дискриминации из-за цвета глаз, языка, убеждений и культуры.

Все, особенно европейские страны, должны поддерживать беженцев, которые приходят к ним домой, и брать на себя ответственность за облегчение их бед. Что делает нас людьми и отличает от других живых существ, так это не только наша собственная боль, но и наша чувствительность к боли других, наше чувство сопереживания. Нет никакой гарантии, что те трудности, которые наши сирийские братья и сестры переживают 11 лет и украинский народ последние 1 месяц, не повторятся в будущем с другой страной.

Как Турция, мы будем и впредь поддерживать нуждающихся, не применяя никакой дискриминации, в рамках нашего понимания цивилизации, которая рассматривает человека как самое благородное творение».

Президент Эрдоган заявил, что они поделились своей активной и принципиальной политикой и эффективными дипломатическими усилиями со своими союзниками на саммите.

Отметив, что они обменялись всесторонними мнениями о том, как Альянс будет реагировать на угрозы евроатлантической безопасности, президент Эрдоган сказал: «НАТО должно действовать с реалистичным и стратегическим подходом, сохраняя при этом свою политическую и практическую поддержку Украине в условиях нынешней войны».

Подчеркнув, что решения, которые они приняли на саммите, были исключительно шагами по укреплению структуры сдерживания и обороны НАТО, президент Эрдоган продолжил свои слова следующим образом:

«Таким образом, мы еще раз подчеркнули, что Альянс не является структурой, которая будет представлять угрозу для России или для любой другой третьей страны. В условиях возможных конфликтов и кризисов, я особо обратил внимание на важность принципа неделимости безопасности при принятии мер по эффективной защите союзников. По этому случаю, я еще раз изложил нашим союзникам наши национальные приоритеты и заботы, включая борьбу с терроризмом.

Руководствуясь духом союзнической солидарности, Турция продолжит вносить свой вклад в меры сдерживания и обороны НАТО. Мы ожидаем такой же солидарности и от наших союзников.

Хотя успехи продукции турецкой оборонной промышленности очевидны, не может быть разумного оправдания препятствиям, с которыми мы сталкиваемся в этой области. В наших общих интересах снять ограничения, наложенные на нашу оборонную промышленность некоторыми нашими союзниками. Между союзниками скрытые и явные эмбарго не должны обсуждаться, не говоря уже о введении, и даже не должны быть на повестке дня. Я открыто поделился нашими ожиданиями по этому вопросу с лидерами».

Заявив, что в Мадриде запланирован Саммит, на котором запланированы решения, которые определят будущее Альянса и проведут НАТО в ближайшие годы, Эрдоган сказал:

«Без сомнения, новая стратегическая концепция НАТО выйдет на первый план среди этих решений. Турция имеет право голоса в прошлом и настоящем НАТО. Она имела и имеет право голоса в будущем Альянса своим вкладом в этот процесс».

Отметив, что хорошо известно, что с начала войны они находились в напряженном дипломатическом контакте, президент Эрдоган напомнил, что у него были обширные встречи с большинством мировых лидеров, а также он часто связывался и обменивался идеями со многими своими коллегами. Президент Эрдоган отметил, что это — важная веха в процессе подготовки к саммиту НАТО, который состоится в июне в Мадриде».