- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: январь 2022 г.

5 января дворец сообщил, что президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер пригласил короля Марокко Мухаммеда VI посетить Берлин с государственным визитом с тем, чтобы «выстроить новые партнерские отношения между двумя странами» после дипломатического кризиса, заморозившего двусторонние отношения. Дата визита не уточнялась. Месяцем ранее Марокко дало понять, что оно предусматривает «восстановить двустороннее сотрудничество» с Германией после «позитивных и конструктивных» заявлений, последовавших от нового правительства этой страны.

Напомним, что Рабат приостановил все контакты с посольством Германии в Марокко 1 марта 2021 г. из-за «глубоких противоречий» с Берлином и «враждебных актов» с его стороны. 6 мая из германской столицы была отозвана посол Марокко. Реально Марокко не устроила позиция Германии по Западной Сахаре – Берлин подверг критике решение прежней администрации США о признании марокканского суверенитета над сахарскими провинциями, а также решение Берлина не приглашать Марокко на прошедшую там в январе 2020г. международную конференцию по ливийской проблематике.

Что касается западносахарской проблемы, то, по версии канцелярии марокканского монарха, президент Германии подчеркивал, что Берлин «считает представленный Марокко в 2007 г. план автономии реальным и серьезным, хорошей базой для достижения соглашения». Напомним, что сепаратисты из Фронта ПОЛИСАРИО требуют провести референдум по самоопределению.

Относительно ливийского досье, по версии канцелярии Мухаммеда VI, Штайнмайер выразил «признательность за активные действия монарха в поддержку мирного процесса в Ливии». Он также напомнил, что Марокко является «важным местом вкладывания инвестиций в Африке для германских компаний».

Согласно германским официальным данным, в 2019 г. Берлин импортировал из Марокко товары на сумму в 1,4 млрд евро, германский экспорт в королевство составил 2,2 млрд евро. Германия является одним из основных доноров Марокко. В 2020 г. объем помощи составил около 1,2 млрд евро. В Марокко представлены около 300 германских компаний, главным образом – в Касабланке и Танжере.

5 января Марокко и Китай подписали конвенцию, которая закрепила партнерство между ними в реализации стратегического китайского проекта «Новые шелковые пути». Документ в режиме видеоконференции подписали глава МИД Марокко Насер Бурита и представитель Китая Нинг Джизе. Объявленная цель конвенции – способствование китайскому финансированию для реализации крупных инфраструктурных проектов в Марокко, содействование торговым обменам, созданию совместных предприятий в сферах промышленности и энергетики, технологическому сотрудничеству. Согласно документу, Пекин будет поощрять китайские компании к инвестированию в Марокко. Конвенция предусматривает также взаимодействие двух сторон при работе в африканских странах.

Проект «Новые шелковые пути» был запущен Китаем в 2013г. Его заявлена цель – укрепление торговых связей между Азией, Европой и Африкой через строительство портов, железных дорог, аэропортов и индустриальных парков. Марокко стало первой страной Магриба, присоединившейся к этому проекту в ноябре 2017 г. Объем торговли между двумя странами вырос с 4 млрд долларов в 2016 г. до 6 млрд в 2021 г.

9 января Министерство здравоохранения Марокко сообщило, что королевство преодолело порог в 1 млн заразившихся ковидом с момента начала пандемии в 2020 г. Первый случай заражения был зафиксирован 2 марта 2020 г. Из числа заразившихся скончались около 15 тысяч человек.

26 января около 200 работников туристической сферы собрались перед зданием министерства туризма с тем, чтобы осудить действовавший запрет на пересечение границ, введенный двумя месяцами ранее из-за распространения штамма Омикрон. По их утверждениям, они оказались вне программы правительственной поддержки туристической отрасли стоимостью 2 млрд дирхамов (190 млн евро), одобренной 18 января правительством Марокко. Программа предусматривала выплату компенсации в 2 тысячи дирхамов (190 евро) ежемесячно в течение первого квартала 2022 г. для персонала отрасли, которая до пандемии обеспечивала около 7% ВВП. Отдельно правительство выделило 1 млрд дирхамов (950 млн евро) на поддержание в исправном состоянии гостиничной инфраструктуры.

Аналогичные акции работников туристической отрасли в тот же день прошли в Агадире и Марракеше – туристических «столицах» Марокко. В Марракеше несколько сотен участников акции скандировали лозунг «Народ хочет открытия границ!».

Закрытие воздушного пространства королевства вызвало протесты и во влиятельной марокканской диаспоре. Показательно, что запрет не коснулся частных авиакомпаний, которые тут же взвинтили цены на авиабилеты до более чем 10 тысяч евро в одну сторону.

27 января в Марокко состоялась церемония начала строительства завода по производству вакцины против ковида. Он должен начать работать в июле и призван обеспечить самодостаточность королевства в вакцинах. На церемонии в Бенслимане (городок близ Касабланки) принял участие король Мухаммед VI. Завод получил название SENSYO Pharmatech. У него будет три линии производства вакцины. К 2024 г. его мощность составит  116 млн доз. Расходы на его создание составят до 500 млн евро. Партнером выступает шведская компания Recipharm.

К тому времени Марокко уже наладило выпуск до более чем 3 млн доз в месяц китайской компании Sinopharm. К концу года предполагается выйти на уровень свыше 20 млн доз в месяц.

По состоянию на конец января из 36 млн марокканцев дважды были вакцинированы свыше 23 млн человек.

Целью властей было вакцинировать 80% населения, или 30 млн человек.

27 января правительство Марокко приняло решение об открытии воздушного пространства страны начиная с 7 февраля. Оно было закрыто более чем два месяца.

12 января в Рабат прибыл новый эмиссар ООН по Западной Сахаре итальянец Стаффан де Мистура. Он совершал региональное турне, в ходе которого должен был затем посетить Алжир и лагеря Фронта ПОЛИСАРИО, а также Нуакшот. 13 января эмиссар ООН встретился с главой МИД Марокко Н.Буритой. В Рабате было заявлено, что в ходе встречи Марокко подтвердило свою «приверженность возобновлению политического процесса под эксклюзивной эгидой ООН с тем, чтобы достичь политического решения» на основе предлагаемого королевством плана автономии сахарских провинций. То есть все вернулось на «мертвую точку», с которой сторонам никогда не сдвинуться.

21 января генсек ООН Антониу Гутерриш потребовал от Марокко и Фронта ПОЛИСАРИО «проявить более сильный интерес» к решению западносахарской проблемы, а «не только участвовать в бесконечном процессе». «Настало время для сторон (конфликта) понять необходимость диалога, искать решение, а не поддерживать бесконечный процесс без надежды на урегулирование», — заявил он. «Я надеюсь, что политический процесс получит новое развитие», — сказал А.Гутерриш. Он напомнил, что «эта проблема длится десятилетия в регионе, где мы видим чрезвычайно серьезные проблемы безопасности, где мы видим рост терроризма в Сахеле и на его окраинах, поэтому в интересах всех решить раз и навсегда проблему Западной Сахары».

13 января Марокканская ассоциация по правам человека (МАПЧ) в ежегодном докладе признала, что в 2021 г. в королевстве произошло «беспрецедентное ухудшение» в части, касающейся свободы выражения мнений и прессы. МАПЧ перечислила 170 случаев юридического преследования или заключения под стражу журналистов, блоггеров, активистов, имевших место в 2021г. Она предложила аннулировать эти преследования. МАПЧ также отметила, что в течение прошлого года были запрещены свыше 140 манифестаций под предлогом чрезвычайного санитарного положения.

15 января марокканская полиция начала следствие по факту убийства 79-летней француженки. Она была зарезана на рынке городка Тизнит, что к югу от Агадира. В связи с этим убийством в Агадире был арестован 31-летний марокканец. Его дело для расследования было передано антитеррористической полиции в лице Центрального бюро криминальных расследований. По данным полиции, он также подозревался в попытке убийства 65-летней подданной Бельгии в Агадире. До этого, в период с 25 сентября по 25 октября 2021г., он проходил курс лечения в психиатрической больнице.

После этого убийства посольство Франции в Марокко рекомендовало французам в королевстве проявлять бдительность во всех общественных местах и в ходе перемещений по стране. В правительстве Марокко назвали происшедшее «изолированным актом».

28 января, похоже, решили заявить о себе родственники марокканских джихадистов, оказавшихся за решеткой или блокированными в Сирии и Ираке. Они устроили манифестацию в Рабате с требованием репатриации джихадистов. Понятно, что это – дело марокканских властей, как решать эту проблему, но, как представляется, все такие родственники были по меньшей мере в курсе их намерений относительно отправки на джихад, а значит, могут и должны рассматриваться по меньшей мере как соучастники.

С 2011 г. марокканские власти идентифицировали свыше 1600 джихадистов в Сирии и Ираке, их сопровождали 290 жен и 630 несовершеннолетних. Из мужчин около 270 человек сумели вернуться в королевство. Всего 137 из них предстали перед правосудием.