- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 21

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР. Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и уже можно говорить об «операции» практически на всей территории Украины. Сменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей реакции в Турции на российскую специальную операцию. Имея в виду геополитическую важность Турции для России, как «южного окна» в мир.

Часть 20 цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=84547 [1].

Напомним, что в предыдущей части нашей публикации мы рассматривали Брюссельские мероприятия, которые включают в себя внеочередной Саммит НАТО, заседание «Большой семерки», а также заседание Европейского совета.

В частности, продолжим цитирование выступления президента Р.Т. Эрдогана на Саммите НАТО по материалу на официальном сайте Управления по связям с общественностью при Администрации президента Турции (перевод и выделение жирным текстом – авторское – прим.):

«Президент Эрдоган заявил, что в дополнение к своим регулярным контактам он провел две встречи с президентом Франции Эммануэлем Макроном, который является действующим президентом Европейского союза, премьер-министром Италии Марио Драги, премьер-министром Эстонии Кая Каллас и премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном. И что у него были контакты с другими главами государств и правительств, присутствовавшими на Саммите.

Подчеркнув, что на этих встречах они, в основном, обсуждали события на Украине со своими коллегами, а также проводили консультации в рамках своей двусторонней повестки дня, президент Эрдоган продолжил свое выступление следующим образом:

«По этому случаю, мы еще раз выражаем наши ожидания с лидерами Европейского союза в отношении активизации процесса нашего вступления (Турции в ЕС – И.С.), начала переговоров по обновлению Таможенного союза, возобновления работы механизмов институционального сотрудничества, гибкости в процесс либерализации визового режима и предоставления Турции заслуженного места в общих структурах обороны и безопасности, разработанных Союзом. В этом процессе, я также выразил растущую потребность в реструктуризации институтов, ответственных за обеспечение глобального мира и стабильности.

Во всех пережитых нами кризисах, от Сирии до Ливии, от Йемена до последней войны на Украине, мы видели и горько переживали проблемы, проистекающие из несправедливой структуры самой системы.

На данный момент, неизбежно серьезное реформирование глобальной архитектуры безопасности, особенно Совета Безопасности ООН. Проведение этой реформы является требованием нашей ответственности не только перед людьми, погибшими в кризисных ситуациях, но и перед нашими детьми. Вместе с нашими гражданами, мы будем продолжать напоминать о том, что «Мир — больше пяти!» во имя мира и благополучия всего человечества. Отмечая 70-летие своего членства в НАТО, Турция полна решимости установить и поддерживать мир и стабильность в своем регионе, как с помощью своей дипломатической, так и военной мощи.

Президент Эрдоган поблагодарил правительство Бельгии, принимавшей саммит, и генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга за их вклад в успешное проведение Саммита.

Отвечая на вопросы журналистов, президент Эрдоган напомнил, что Турция поддерживает контакты как с Украиной, так и с Россией. В ответ на вопрос «Вы также ведете интенсивный дипломатический трафик, чтобы сблизить двух лидеров, в этих рамках были ли сегодня ожидания НАТО от Турции на Саммите? Если были, то по каким вопросам?» президент Эрдоган заявил следующее:

«Были страны, которые не только сосредоточили внимание на Турции, но и выразили Турции свою благодарность за проделанную нами работу. И далее мы продолжим наши переговоры как с г-ном Путиным, так и с г-ном Зеленским, и все наши усилия будут заключаться в сближении этих двух лидеров, особенно в создании атмосферы мира.

Как известно, в этом процессе, продолжающемся в Беларуси, есть полное единство по таким вопросам как НАТО, разоружение, коллективная безопасность, официальное использование русского языка.

Однако, кроме этого, есть ещё вопросы Крыма, Донбасса и здесь, конечно, Украине почти невозможно относиться к нему благосклонно. Здесь есть справедливое понимание Зеленского о вынесении этого на референдум. Он продемонстрировал умную практику лидерства, сказав: «Это — решение всего украинского народа».

Один из представителей прессы спросил о запросе Украины на то, чтобы Турция стала страной-гарантором (исполнения будущего мирного соглашения – И.С.): «Этот запрос был в повестке дня сегодняшней встречи? Россия обнародовала условия прекращения огня. Исходя из этих требований, возможно ли говорить об устойчивом прекращении огня?».

Президент Эрдоган ответил следующим образом:

«Как вы знаете, эти переговоры продолжаются. У технического измерения этого вопроса есть такой аспект, что этот процесс продолжается в Беларуси. Однако, наряду с этим, есть запрос, особенно от Зеленского, в ходе встреч и он лично хочет, чтобы Турция, внутри этого процесса, приняла бы на себя посредническую роль.

Россия тоже не относится к этому отрицательно. Говорят, что на встречах министра иностранных дел (России, С. Лаврова – И.С.) с моим министром иностранных дел (М. Чавушоглу – И.С.) они тоже показали позитивный подход к этому.

Мы надеемся, что, в ходе этого процесса, мы снова встретимся с лидерами (то есть, будет организована встреча уже на уровне Путин – Зеленский – И.С.). И если будет положительный запрос к Турции на посредничество, если это будет предложено, то мы к этом готовы. Будь то Анкара, Стамбул, или наша другая провинция, мы сказали, что готовы пойти на этот шаг, проведя эту встречу здесь (то есть, в Турции – И.С.)».

Один из представителей прессы напомнил, что мирные усилия Турции и беспристрастная позиция недавно привлекли внимание всего мира, и спросил (президента Р.Т, Эрдогана – И.С.): «Как эти усилия отразились на Саммите, какие отзывы вы получили на встрече с лидерами?».

В ответ на этот вопрос, президент Эрдоган сказал:

«В большей степени, на уровне двусторонних встреч, (мы наблюдали – И.С.) подход, который показал насколько глубоки отношения, построенные Турцией, насколько положительным и глубоким был продемонстрированный подход и, конечно, к нам поступили благодарности. На встрече лидеров (то есть, не в ходе двусторонних контактов, а в ходе многостороннего обсуждения на Саммите НАТО – И.С.), там также снова поступили благодарности к Турции. Те шаги, которые мы предприняли, тем близкие контакты, конечно же, привлекают внимание лидеров (стран-участниц НАТО – И.С.). Как Турция, мы будем продолжать тот же подход в последующем процессе».

Ранее он (президент Р.Т. Эрдоган – И.С.) заявил представителям СМИ:

«Наши контакты с г-ном Путиным также будут продолжаться в положительном направлении, и с г-ном Зеленским они будут продолжаться в положительном направлении». И далее: «Наша политика, прямо-таки, всегда была политикой мира. Поскольку методы, за рамками политики мира, не может обеспечить выигрыш, она заставляет проигрывать. На самом деле, ситуация показывает (именно – И.С.) это на данный момент. Наша надежда заключается в том, чтобы продолжать этот поиск (путей мирного урегулирования – И.С.) и, через этот поиск, примирить это дело. Для того, чтобы добиться этого, мы будем продолжать делать все возможное».

Отвечая на вопрос о содержании встречи, которую он провел с президентом Франции Эммануэлем Макроном перед Саммитом, президент Эрдоган сказал:

«Как вы знаете, Франция идет на выборы, и в это — время, когда г-н Макрон идет на выборы, наша главная повестка, прежде всего, была эта война между Россией и Украиной. Но, кроме этого, мы обсуждали двусторонние отношения между Турцией и Францией. И в этой связи, по целому ряду вопросов, как политических, так и военных, так и экономических, так и культурных, мы обсудили с какой точки и чего мы достигли, что можно сделать в последующем процессе (развития двусторонних отношений – И.С.). Это была очень продуктивная и полезная встреча. Надеюсь, что после выборов, исходя из развития ситуации, мы продолжим этот процесс в турецко-французских отношениях».

Напоминая о совместном заявлении Саммита, президенту был задан вопрос: «Будет ли достаточно для достижения решения в этой точке тех предупреждений, призывов и санкций, которые содержатся в заявлении? Кроме того, создали ли мирная дипломатия и нейтральная позиция Турции модель, которую другие страны могут взять в качестве примера? Каковы ваши прогнозы?».

По этому вопросу президент Эрдоган сказал: «Очевидная истина заключается в том, что подавляющее большинство стран НАТО, в основном, действуют в соответствии с санкциями. Потому что почти у большинства лидеров преобладает мнение, что методы, отличные от санкций, не могут быть полезными. Соответственно, это – тот дух, который преобладает и в итоговой декларации».

Итак, если обратиться к заявлениям президента Р.Т.Эрдогана, которые процитированы выше, то можно сделать, по крайней мере, следующие выводы:

Прежде всего, Турция считает, что того, что она уже сделала для урегулирования конфликта на Украине является более чем достаточным. «Более чем» — в том смысле, что Турция даже сделала, на её взгляд, больше чем было «положено», исходя из принципа западной солидарности.

Второй важный момент заключается в видении того, каким образом конфликт может быть урегулирован. Заметно, что Турция, в отличие от коллег по НАТО, придерживается того подхода, что единственным возможным методом урегулирования конфликта может быть переговорный процесс, который сейчас проходит на Белорусской переговорной площадке. При том, что эту позицию не разделяет никто или почти никто из стран НАТО (по крайней мере официально), то получается, что голос Турции является, и правда, «ценным» для России, как турки неоднократно заявляли.

Ещё один важный момент заключается в том, что, будучи на этой площадке, Турция устами своего президента ещё раз озвучила, буквально по списку, все те вопросы, которые в настоящий момент являются проблемными для её отношений с Западом. По сути, Турция говорит следующее: для продолжения любого диалога в русле, желаемом для Запада, прежде всего, надо разобраться со всем тем ворохом вопросов, который накопился в отношениях по линии Турция – США, Турция – ЕС и Турция – НАТО.

И, пожалуй, самое главное: турецкий лидер озвучил аспекты переговоров между Россией и Украиной и взял на себя смелость по тому, чтобы обозначить те пункты, по которым, по его словам, можно достичь договоренности или эти договоренности уже достигнуты: речь идет о невступлении в НАТО, демилитаризации, коллективной безопасности, и статусе русского языка.

С другой стороны, как обозначил президент Р.Т.Эрдоган, они, как Турция поддерживают территориальную целостность Украины, и не видят перспективы того, что украинская сторона будет «благосклонна» в вопросах признания Крыма в составе РФ и статуса ДНР и ЛНР, как независимых государств.

Приведем эту фразу президента Эрдогана из материала информационного агентства Anadolu, посвященному заявлениям турецкого лидера, сделанным для президентского пула:

«Полагаю, по четырем пунктам в переговорах есть консенсус. Первый пункт касается вступления Украины в НАТО. Первоначально Украина настаивала на членстве в Альянсе, но впоследствии (президент Украины Владимир -И.С.) Зеленский начал заявлять о возможности отказа. Другой пункт касается принятия русского языка в Украине в качестве официального. Зеленский согласился и с этим. На русском языке и так говорят практически на территории всей Украины. В этом плане проблем нет», — отметил глава государства.

По словам турецкого лидера, еще одна важная тема, которую обсуждают стороны конфликта, касается демилитаризации Украины.

«Конечно, Украина — это государство, поэтому о принятии разоружения от А до Я речи не идет. Но и по этому вопросу непонятных аспектов нет. То есть, украинская сторона заявила, что может пойти на определенные уступки и по данному вопросу. Четвертый пункт переговоров касается коллективной безопасности. Украина продемонстрировала позитивный подход и в этом отношении»,- продолжил Эрдоган.

Однако, консенсуса, по словам президента, все еще нет по вопросу Крыма и Донбасса.

В итоге Зеленский предложил провести референдум по Донбассу, сказал Эрдоган, отметив в этой связи мудрость и лидерские качества главы украинского государства.

Что касается Крыма, Турция с самого начала открыто и четко выступила против оккупации полуострова, отметил Эрдоган.

Глава государства уточнил, что лично озвучивал позицию Анкары по данному вопросу на каждых переговорах с российским коллегой Владимиром Путиным.

«Но в то время у Запада не было такой четкой позиции по данной теме, как сегодня. Это все случилось с нами сегодня, потому что на Западе не приняли такой позиции»,- добавил турецкий лидер».

Заметим, что этот взгляд на переговорный процесс с турецкой стороны, не отражает мнения, как говорится, ни украинской, ни российской «редакции». Хотя, очень даже возможно, что Турция здесь пытается выступить именно на украинской стороне, поддерживая сохранение, или, правильней будет сказать, слово «спасение», Украиной своей государственности, в принципе.

Однако, достаточно показательным образом, Украина не желает помогать Турции в её посреднических усилиях, прямо, по горячим следам дезавуируя заявления турецкого лидера:

«Нет никакого консенсуса с Россией по поводу упомянутых Президентом Турции четырех пунктов. В частности, единственным государственным языком в Украине есть и будет украинский. Да и вообще классификация ключевых тем переговоров на четыре или другое количество пунктов некорректна. В подгруппах делегаций одновременно обсуждается много разных вопросов», – прокомментировал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. И далее:

По его словам, украинская делегация заняла на переговорах с Россией сильную позицию, и от своих требований не отказывается.

«Мы настаиваем, прежде всего, на прекращении огня, гарантиях безопасности и территориальной целостности Украины», – добавил Кулеба.

На самом деле, понимает ли это украинская сторона или нет, это совершенно неважно. Но тем фактом, что, по горячим следам, она опровергает слова турецкого лидера, украинская сторона наносит удар по его репутации как политика. Иными словами, украинские официальные лица говорят о том, что заявлениям президента Эрдогана по Украине доверять не следует.

Хочется в этой связи задаться простым вопросом: как лично президент Эрдоган может относится к таким демаршам со стороны Украины. Совершенно очевидно, что, если он произнес приведенные выше слова, то у него были для этого веские основания в виде сигналов с украинской стороны. Теперь же получается, что украинцы его «выставляют» человеком, не отвечающим за свои слова. Такие вещи и, вообще-то, не очень прощаются, не говоря уже о том, что президент Р.Т. Эрдоган славится своей крайней чувствительностью, не сказать «обидчивостью» в подобного рода вопросах.