- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: январь 2022 г.

2 января тысячи суданцев вышли на манифестацию протеста против военного правления к президентскому дворцу в Хартуме. Их не остановили ни «дождь» из гранат со слезоточивым газом, ни новое отключение всех видов связи, ни массированное присутствие на улицах вооруженных солдат на бронетехнике.

Такие манифестации стали регулярными после госпереворота, организованного 25 октября главой Суверенного совета генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом. Чтобы воспрепятствовать шествиям, власти отрезали Хартум от его предместий, блокировав мосты через Нил. Но 2 января не смотря ни на что тысячи суданцев ответили на призыв активистов выйти на шествие «в память о погибших» — с момента путча погибли 54 участника предыдущих манифестаций, сотни получили ранения. Активисты из Комитетов сопротивления, действующие в ряде кварталов, призвали сделать 2022 г. «годом продолжения сопротивления», требуя ответа за десятки убитых после путча, и за более чем 250 убитых во время «революции» 2019 г., когда давление народа заставило военную верхушку избавиться от президента Омара аль-Башира, в течение 30 лет возглавлявшего военно-исламистскую диктатуру.

Напомним, что в 2019 г. генералы и гражданские сформировали Суверенный совет и договорились о календаре переходного периода, предусматривавшего полную передачу власти гражданским до выборов в 2023 г. Но 25 октября аль-Бурхан убрал гражданских из правительства и Суверенного совета, назвав этот процесс «коррекцией курса революции» и продлив свой мандат на 2 года. Да, месяц спустя он вернул на пост премьера Абдаллу Хамдока, но с тех пор последний не появлялся на публике на фоне многочисленных слухов о том, что его возвращение было фикцией. После путча мировое сообщество приостановило оказание помощи Судану.

Шествие 2 января не стало исключением по части погибших. Таких насчитали 3. Один погиб от пули, второй – от удара дубинкой по голове. Сразу после известий об этом ушел в отставку А.Хамдок. Его отставка лишила генералов их гражданского фасада. Она четко показала, что путч 25 октября был нацелен на возвращение военно-исламистской политики аль-Башира.

4 января, перед намеченной на тот день очередной манифестацией, Хартум наводнили силовики. Они блокировали улицы, ведущие к штаб-квартире суданской армии. Несмотря на это на манифестацию вышли тысячи человек в Хартуме, Омдурмане, а также в городах Порт-Судан и Нияла.

4 января США, ЕС, Великобритания и Норвегия призвали суданских военных не назначать в одностороннем порядке нового премьера вместо А.Хамдока. В совместном заявлении они предупредили, что «преемлют премьера или правительство, назначенные без широкого участия гражданских акторов». По их оценке, отставка А.Хамдока, «два месяца спустя после антиконституционного захвата власти армией, требует в срочном порядка, чтобы суданские руководители подтвердили их поддержку демократическому переходному процессу». «Этот процесс должен возглавляться гражданскими, а не быть процессом с участием гражданских», — подчеркнули они.

6 января суданцы вновь вышли на акции протеста против военных властей. На сей раз при их подавлении погибли 3 человека, 1 в Хартуме, 2 в Омдурмане. 9 января силы безопасности вновь применили слезоточивый газ против участников очередного протестного шествия. Погиб 1 участник манифестации. Ему в шею угодила граната со слезоточивым газом.

10 января эмиссар ООН в Судане Уолкер Пертес объявил на пресс-конференции в Хартуме о запуске непрямых дискуссий с представителями гражданского общества, политиками, представителями вооруженных групп и суданскими военными с тем, чтобы попытаться найти пути выхода из кризиса, возникшего после путча 25 октября и приведшего к гибели по меньшей мере 63 человек. Первое объявление о готовящихся дискуссиях, сделанное еще 8 января, вызвало мало энтузиазма. В частности, Ассоциация суданских профессионалов, игравшая одну из главных ролей в организации шествий против режима аль-Башира, заявила, что «полностью отвергает» такие переговоры. В то же время эмиссар ООН сообщил, что не получил «никаких возражений» со стороны военных. По его оценке, речь идет о «консультациях», которые впоследствии могут перерасти в непрямые или прямые переговоры.

12 января план У.Пертеса в той или иной степени был поддержан 15-ю участниками Совбеза ООН, который обсудил суданский вопрос за закрытыми дверями. По имеющимся данным, не имея принципиальных возражений ряд вопросов поставили Россия, Китай, а также африканские страны – члены Совбеза (Кения, Габон, Гана).

Тем временем 13 января суданские силы безопасности вновь применили слезоточивый газ против участников очередной манифестации в Хартуме. Шествие проходило под лозунгом: «Бурхан, тобой управляют исламисты!». В тот же день суданская полиция сообщила о гибели одного из ее генералов в ходе этой манифестации. Он получил смертельное ножевое ранение. Его смерть могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку, с одной стороны, манифестанты без устали называли себя мирными, с другой – полиция регулярно сообщала о раненых стражах порядка, которые пострадали в столкновениях с манифестантами. И это – в стране, где на руках у населения находятся миллионы единиц стрелкового оружия. Для сторонников гражданской власти в Судане, путч явился средством к возвращению прежнего режима – военно-исламистской диктатуре. Погиб также 1 участник манифестации.

16 января сотни манифестантов блокировали автодороги на севере Судана, и в частности, ведущие в Египет. Таким образом они выразили протест против двухкратного повышения цен на электричество. Их не остановило даже то, что военные власти после объявления о 100-процентном увеличении тарифов тут за заморозили это решение.

Стоит напомнить, что принятое в конце 2018 г. решение об утроении цены на хлеб привело к бунту, результатом которого стало падение режима аль-Башира в 2019 г.

Также 16 января аль-Бурхан сформировал правительство, которому было поручено заниматься «текущими делами».

17 января тысячи суданцев вновь вышли на улицы Хартума. Они направились, как обычно, к президентскому дворцу, где сейчас заседает Суверенный совет. И вновь силы безопасности применили против них слезоточивый газ. И не только. В тот день погибли 7 человек. Все они получили пулевые ранения.

Также 17 января Совет обороны объявил о создании «специальных антитеррористических сил для противостояния потенциальным угрозам». А в Нью-Йорке 9 из 15 членов Совбеза ООН в совместном заявлении призвали «все (суданские) стороны проявлять максимум сдержанности». Документ подписали Мексика, Албания, Бразилия, Франция, Габон, Гана, Ирландия, Норвегия, Великобритания.

Уже 20 января в Хартуме состоялась новая манифестация. Ее провели в память о погибших тремя днями ранее.

20 января в Хартум прибыли два американских эмиссара – специальный посланник США по делам Африканского Рога Дэвид Саттерфильд и заместитель госсекретаря Молли Фи. В дополнение к усилиям эмиссара ООН они также призвали в Хартуме к диалогу. Среди их собеседников были действующие руководители Судана, а также бывший представитель правительства Халид Омер Юсиф, арестованный и отправленный в отставку в день путча. Последний – горячий приверженец гражданской власти – сообщил после встречи, что он сказал американцам. По его словам, он пытался убедить их, что из ситуации в Судане нет иного выхода, как выполнить требования «улицы». Одно из них – предание правосудию тех, кто принимал решения на использование силы против манифестантов и исполнял их. К тому дню погибших начиная с 25 октября было уже 73 человека, в том числе 9 несовершеннолетних.

22 января второе лицо в хунте заместитель главы Суверенного совета генерал Мухаммед Хамдан Дагало побывал в Аддис-Абебе, где провел переговоры с руководством Эфиопии. Это был первый визит представителя Хартума в Аддис-Абебу после длившегося год пограничного конфликта из-за спорной территории Аль-Фашага. Среди собеседников Дагало были, в частности, министр обороны Эфиопии Абрахам Белай и глава разведки.

А тем временем 24 января ничего не изменилось в Хартуме, где против тысяч участников манифестации в очередной раз применили силу. Как всегда перед манифестацией силы безопасности провели ночные налеты, арестовав активистов квартальных Комитетов сопротивления. В ходе подавления манифестации в результате применения огнестрельного оружия погибли 3 человека.

26 января тысячи сторонников военного режима вышли на манифестацию в Хартуме перед штаб-квартирой Миссии ООН в Судане с тем, чтобы осудить дискуссии, организованные под ее эгидой для разрешения кризиса, порожденного октябрьским путчем. Как представляется, этой акцией военная верхушка выразила свое реальное отношение к инициативе эмиссара ООН.

Несмотря на действия сторонников хунты, 30 января ее противники вновь вышли на манифестации в Хартуме и ряде других городов. Традиционно против них была применена сила, в результате чего погиб 1 человек. Таким образом, с 25 октября мартиролог вырос до 79 человек. Накануне шествия, тоже как обычно, силы безопасности арестовали 45 активистов местных Комитетов сопротивления.

Новостей из Южного Судана на фоне событий в Судане в январе было немного, но они были достаточно громкими. 25 января стало известно, что в штате Джонглей в результате межобщинных разборок погибли по меньшей мере 32 человека, в том числе женщины и дети, 26 человек получили ранения.

В целом, Судан, лишившийся после путча международной помощи, за три прошедших после него месяца все больше и больше разделялся. В чем были похожи сторонники двух образовавшихся лагерей – так это в полном отрицании диалога. И это чревато самыми непредсказуемыми последствиями в условиях наличия на руках у населения миллионов единиц огнестрельного оружия. Обратила также на себя активность главаря полувоенных Сил быстрой поддержки (СБП) генерала Дагало как внутри страны, так и за ее пределами. Считается, что именно бойцы СБР могут стоять за применением силы против участников манифестаций. Ранее они обвинялись в совершении многочисленных преступлений в Дарфуре.