- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об угрозах национальной безопасности Турции в новых условиях

Глава службы внутренней безопасности Турции дал понять, что существует строго конфиденциальный политический документ, в котором Запад, включая Соединенные Штаты, назван серьезной угрозой национальной безопасности турецкого государства. В интервью телеканалу TVNet от 23 марта 2022 года министр внутренних дел Сулейман Сойлу заявил, что так называемая «Красная книга», официальное название которой – «Документ о политике национальной безопасности» (Milli Güvenlik Siyaset Belgesi, или MGSB), была переписана в соответствии с тем, что он назвал «фундаментальными ценностями» турецкого народа[i] [1].

Замечания С.Сойлу прозвучали на фоне сделанных им же во время интервью антизападных, в частности, антиамериканских комментариев. В ходе интервью он также осмелился бросить вызов США, призвав их побороться с турецкими войсками в Сирии. «[Книга] вообще не признает ни США, ни Европу. Ее написали сыновья и дочери этой страны», – заявил Сойлу в ответ на вопрос журналиста Недима Шенера, который в ходе интервью выразил опасение, что в будущем Турция может подвергнуться нападению со стороны союзника по НАТО[ii] [2].

Хотя «Красная книга» является не юридическим, а скорее политическим и стратегическим концептуальным документом, на практике она считается основополагающим материалом в определении внутренних и внешних угроз и помогает формировать политические решения государственных органов Турции. С 2014 года правительство Р.Т.Эрдогана использует «Красную книгу», чтобы преследовать лиц, критикующих режим, политических оппонентов и диссидентов.

С.Сойлу согласился с утверждением Н.Шенера о том, что некоторые страны, упомянутые в «Красной книге», никогда не представляли угрозы для Турции. Вероятнее всего это означает, что Россия и Иран, которые в предыдущих версиях документа были обозначены как «враждебные государства», пытающиеся подорвать национальную безопасность, скорее всего, больше не занимают места в списке приоритетных угроз.

Стоит отметить, что разглашение содержания засекреченной в Турции «Красной книги» является уголовным преступлением. Возможно, именно поэтому С.Сойлу не стал раскрывать полную информацию о новых оценках угроз, а лишь в общих чертах сформулировал подход в отношении США и ЕС.

Будучи самым антиамерикански настроенным членом кабинета министров Турции, С.Сойлу является одним из немногих людей, которые имеют прямое влияние на разработку поправок к «Красной книге». Министерство внутренних дел, Национальная разведывательная организация (MİT) и Генеральный штаб являются тремя основными государственными учреждениями в Турции, которые вносят свой вклад и помогают пересматривать и формулировать положения «Красной книги».

В контексте определения направлений развития стратегии национальной безопасности Турции концепция «Красной книги» напоминает модель эпохи холодной войны. Она обсуждается и утверждается Советом национальной безопасности – институтом, который официально функционирует как консультативный орган при правительстве, но фактически работает как теневое правительство, в политике которого доминируют военные и разведывательные службы. Примечательно, что парламент не участвует в рассмотрении данного документа.

Внутренние и внешние угрозы перечислены в «Красной книге» в порядке приоритета. В ней также приводятся планы по борьбе с ними посредством традиционных (физических) и нетрадиционных (психологических, информационных и других) методов. На основе «Красной книги» организованы различные ветви власти, которые контролируются Генеральным секретариатом Совета национальной безопасности. Документ пересматривается каждые четыре-пять лет.

В предыдущих версиях «Красной книги» коммунизм рассматривался как самая большая угроза для Турции после ее вступления в НАТО и на протяжении всей холодной войны. Среди внутренних угроз в разное время упоминались религиозные и этнические меньшинства, курдский сепаратизм, религиозный фанатизм и национализм. При правлении Р.Т.Эрдогана в течение последних двух десятилетий национализм и религиозный фанатизм были исключены из списка, но добавились новые угрозы.

Используя «Красную книгу» в качестве обоснования, турецкие правительственные органы могли собирать досье на ничего не подозревающих граждан на основании особенностей их идеологии, политических убеждений, этнической или религиозной принадлежности[iii] [3].

СМИ ранее сообщали, что Совет национальной безопасности тайно разрабатывал планы по фабрикации угрозы, предположительно исходящей от христианских миссионеров, чтобы вызвать страх в турецком обществе. Согласно произошедшей утечке секретных документов, легальная деятельность на территории Турции христианских религиозных групп, таких как католики, православные и протестанты, представлялась как угроза национальной безопасности, устойчивости и жизнеспособности турецкого государства. В документе говорится, что Турция рассматривает Европейский союз как христианский проект и предлагает общенациональные меры для подавления христиан в Турции.

Ни в Уголовном, ни в Уголовно-процессуальном кодексе Турции нет ссылки на «Красную книгу», однако в последнее десятилетие турецкие суды стали ссылаться на нее, вынося обвинительные приговоры по делам, связанным с критикой действующего режима.

В заключение отметим, что в 2015 году Р.Т.Эрдоган приказал добавить в пересмотренную «Красную книгу» упоминание о таких социальных сетях как Twitter и YouTube. Данные действия были предприняты после вспышки антиправительственных протестов на фоне коррупционного скандала, в котором были замешаны сам Р.Т.Эрдоган, члены его семьи и министры турецкого правительства.

[i] [4] https://nordicmonitor.com/2022/03/turkeys-revised-secret-constitution-may-have-defined-nato-and-eu-as-a-major-threat/

[ii] [5] https://nordicmonitor.com/wp-content/uploads/2022/03/final_623ec810c3047d00658df010_258116.mp4?_=1

[iii] [6] https://nordicmonitor.com/2019/10/top-secret-documents-reveal-turkeys-surveillance-of-christians-on-dubious-charges/