- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблеме застрявших на Украине турецких военно-транспортных самолетах

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор со своим российским коллегой Владимиром Путиным 27 марта, чтобы добиться прекращения военной операции России на Украине. «Эрдоган отметил важность прекращения огня между Россией и Украиной, установления мира и улучшения гуманитарных условий в регионе», — говорится в сообщении офиса Эрдогана. В ходе телефонного разговора лидеры двух стран договорились, что следующий раунд переговоров в мирном комитете между Украиной и Россией состоится в Стамбуле, который собственно сегодня там и должен начаться. На прошлой неделе  Эрдоган призвал Путина «почетно выйти» из войны на Украине, объявив о планах дальнейшего посредничества. «Я буду искать способы покончить с этим вопросом, сказав [Путину] стать архитектором мира», — заявил Эрдоган, выступая перед журналистами в Брюсселе во время саммита НАТО. Но помимо глобальных вопросов войны и мира есть и еще одна тема, которую турки безуспешно пытаются решить уже месяц в рамках российско-турецких консультаций на разных уровнях. Дело в том, что  Турция до сих пор не смола вернуть два военно-транспортных самолета, которые приземлились в Киеве за несколько часов до начала военной операции России на Украине 24 февраля. Самолеты, которые не смогли вылететь из-за закрытия украинского воздушного пространства, с тех пор стоят на стоянке в киевском аэропорту «Борисполь». Военно-транспортный самолет A400M под номером TUAF600 вылетел из базы центра командования ВВС Эскишехира к югу от Анкары 24 февраля в 01:49 и приземлился в аэропорту «Борисполь» в 03:47 по местному времени. Рейс TUAF601, также A400M, вылетел из Эскишехира в 02:47 и приземлился в Киеве в 04:49. Турецкие официальные лица утверждали, что самолеты были отправлены для перевозки гуманитарной помощи и эвакуации турецких граждан на обратных рейсах в Турцию. При этом никакой российской операции тогда еще не было, о ней в Анкаре точно не подозревали, и речи об эвакуации турецких граждан речи не шло. Позже их вывезли, кстати, российские военные. Однако, в отличие от западных стран, Турция не начала эвакуацию до вторжения, и никаких официальных заявлений относительно гуманитарной помощи сделано не было, что делает наиболее вероятным, что эти самолеты перевозили беспилотники турецкого производства или ракеты, применяемые на них. В настоящее время Турция располагает 9 военно-транспортными самолетами А400М. Хотя 2 из них застряли в Киеве, полеты остальных в регион продолжались без перерыва. Самолет А400М, вылетевший из Анкары 25 февраля, приземлился в аэропорту Жешува, недалеко от границы Польши с Украиной. На следующий день еще один А400М совершил такой же рейс в Польшу. В тот же день заявление Министерства обороны Украины о том, что новая партия боевых беспилотников турецкого производства Bayraktar TB-2 достигла страны и была использована против российских войск, усилило вероятность того, что военно-транспортные самолеты перевозили именно беспилотники. Анкара, которая изначально не делала официального заявления о приземлении самолета в Киеве, вынуждена была подтвердить эту ситуацию, когда уже окончательно стало понятно, что они не смогут взлететь. Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар в своем заявлении 5 марта подтвердил, что 2 А400М все еще находятся в Киеве, добавив, что связь, как с Россией, так и с Украиной на эту тему продолжается. Но Киев в данном случае Анкаре не помощник.

Турецкие СМИ сообщили, что военно-транспортные самолеты не смогли взлететь из-за бомбардировки взлетно-посадочной полосы, что воздушное пространство было закрыто и что существовала угроза безопасности полетов. При этом, согласно информации местных источников,  недостатка в исправных  взлетно-посадочных полосах для A400M, которые могут взлетать даже с грунтовой взлетно-посадочной полосы в Борисполе сейчас нет. Военные турецкие эксперты утверждают, что Турция, которая пытается выступить посредником между Россией и Украиной, должна согласовать с двумя странами дату и время взлета своих самолетов. Турция эвакуировала сотрудников своего киевского посольства на родину  11 марта, однако Акар во время панельной дискуссии на форуме в Дохе 27 марта подтвердил, что пилоты все еще находятся в посольстве. Акар также сделал интересное заявление о застрявших на Украине самолетах. Он пояснил, что самолеты начали взлетать после разгрузки своего груза, но были остановлены на взлетно-посадочной полосе, так как воздушное пространство было закрыто, что противоречит утверждению о том, что самолеты были отправлены для эвакуации сотрудников посольства и турецких граждан. Хулуси Акар также заявил в Дохе, что переговоры относительно самолетов, приземлившихся в Киеве, продолжаются. Турецкие СМИ сообщали, что Турция обсуждала застрявшие  самолеты с обеими сторонами в Анталье, но безрезультатно. Военные эксперты Турции в этом контексте  заявили, что Россия предпочла бы, чтобы самолеты оставались в Киеве в качестве своеобразного «наказания за перевозку военной техники в Украину». Для Украины это не является насущным вопросом в условиях военного времени, более того, если произойдет нападение на самолеты,  то Россия по факту  повредит самолеты страны НАТО, хотя и знала об этом заранее. Помимо турецких военно-транспортных самолетов, в Украине застряли 4 пассажирских самолета, принадлежащих венгерской компании Wizz Air.