- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Германия и США пытаются «развернуть» Алжир против России

В условиях, когда Алжир выступил солидарно с КНР в пророссийском духе относительно происходящих событий на Украине, коллективный Запад пытается «развернуть» его позицию в противоположном направлении. В первую очередь его интересует возможность использовать его энергоресурсы для минимизации газовой зависимости от России.

Дело в том, что расположенный в непосредственной близости от одного из важнейших потребителей голубого топлива Европы Алжир, обладающий его серьезными запасами (4.5 трлн куб. м, из которых реально извлекаемыми считаются по разным данным от 50 до 70%), способен с точки зрения Запада «подвинуть», а впоследствии, в более отдаленной перспективе, и заменить Россию на европейском газовом рынке.

Соответственно, сейчас представители Запада настойчиво пытаются склонить алжирскую позицию на свою сторону.

Так, 30 марта в Алжир прибывает на переговоры с высшими представителями его руководства госсекретарь США Энтони Блинкен, который, согласно источникам обеих сторон, обсудит с президентом АНДР Абдельмаджидом Теббуном и своим коллегой Рамтаном Ламамрой ряд значимых вопросов.

В сообщении Государственного департамента особо подчеркивается, что в меню визита Блинкена обсуждение «региональной и международной безопасности и стабильности, сотрудничество по этим областям, соблюдению прав человека, основных свобод и их защите».

Вместе с тем, алжирские источники указывают, что центральное место в повестке обсуждений занимает «война на Украине», и далее – «будущее Ливии, Мали, Западной Сахары и кризисе между Алжиром и Мадридом».

Заметим, что посещение АНДР Э.Блинкеном служит составной частью его ближневосточного тура, начатого 26 марта в Израиле, продолженном в Палестине на Западном берегу и в Марокко.

Дополнительные подробности в связи с этим озвучил заместитель государственного секретаря по Ближнему Востоку Яэль Лемперт: также «Блинкен будет говорить и об Иране, Йемене, Сирии и палестинских территориях».

Однако по данным алжирских источников, все это будет иметь прямое или косвенное отношение к украинской тематике, поскольку «война на Украине, вызывает обеспокоенность у Европы, особенно на грани крупного энергетического кризиса».

Заметим, что это событие для Алжира выдающееся и данный визит лидера дипломатии США первый с 2014 года.

На какие же «больные» мозоли Алжира могут надавить представители США? В первую очередь это вопрос о Западной Сахаре на фоне дипломатического кризиса между Алжиром и Мадридом. Также напомним, что последний отказ Испании от своего принципа нейтралитета и согласившейся с марокканской дорожной картой в пользу автономии этой территории под властью Рабата, вызвал гнев Алжира, отозвавшего своего посла из Мадрида.

Напомним, что ранее по тому же вопросу Соединенные Штаты перед самым уходом с президентского поста Дональда Трампа признали принадлежность Западной Сахары к Марокко, что вызвало серьезное недовольство в Алжире, добивающегося ее независимости «в соответствии с резолюциями Организации Объединенных Наций». И потому Блинкену придется сильно постараться, чтобы расположить своих собеседников.

Между тем, внимание американской стороны к обсуждению ливийского вопроса с представителями АНДР также не случайно. Команда Блинкена в данном случае будет пытаться вбить клин между Россией и Алжиром, используя для этого разницу их подходов по отношению к конкурирующим сторонам конфликта в этой стране – если АНДР поддерживает правительство в Триполи, то Москва – борющегося против него военачальника Халифу Хафтара.

А это один из принципиальных для Алжира вопросов, связанных с его безопасностью, поскольку после свержения в 2011 году режима Муаммара Каддафи его западная граница превратилась в источник постоянного напряжения из-за действий многочисленных и разношерстных преступников – от контрабандистов до радикальных исламистов.

В рамках этого вопросы стороны также должны затронуть вопрос о Мали, чья хроническая нестабильность вызывает сильную обеспокоенность Алжира. Особенно в связи с дальнейшим осложнением ситуации в феврале текущего года после объявления о выводе оттуда французских войск и ввод туда российской  ЧВК «Вагнер».

Также по данным Государственного департамента США, Энтони Блинкен официально объявит Соединенные Штаты почетной страной на предстоящей Международной ярмарке в Алжире, крупнейшем подобным мероприятием в Африке и встретится там с представителями американских компаний в АНДР, чтобы обсудить углубление двусторонних экономических связей и содействие торговле и инвестициям.

Вместе с тем, как представляется, такие предложения для Алжира выглядят очень привлекательно. Поскольку, по имеющимся данным, США выражают готовность даже «надавить» на Испанию и Марокко, чтобы добиться нужных для себя результатов.

Также серьезное значение для Алжира могут иметь американские предложения содействовать достижению его продовольственной безопасности и снижению зависимости от поставок «российского зерна» через активизацию сельскохозяйственного сотрудничества на его территории.

Между тем, на фоне этого отмечается заметная активизация германских коллег Блинкена. Так, 27 марта посол Германии в Алжире Элизабет Вольберс на первой после короновирусной пандемии очной конференции алжирско-германской Торгово-промышленной палаты (AHK) заявила, что энергетика является главным из четырех направлений, определенных правительствами Алжира и Германии в плане их будущего сотрудничества.

Также согласно заявлению Элизабет Вольберс, «правительства Алжира и Германии в октябре и декабре прошлого года приняли решение расширить такое сотрудничество…»

При этом посол, указав на международную конъюнктуру на газовом рынке, подчеркнула, что Алжир был и останется надежным поставщиком углеводородов в Европу», откровенно выражая желание, чтобы укрепить сотрудничество по данному вопросу с АНДР.

При этом вопрос энергетического сотрудничества, по ее данным, не ограничивается лишь возможностью создания условий для серьезных германских инвестиций в алжирский углеводородный сектор, а распространяется и на «возобновляемые источники энергии и энергетику зеленого водорода».

Заметим, что обе подобные программы активно продвигаются германской стороной как составная часть программы по увеличению в Европу экспорта алжирского газа путем увеличения его добычи.

Причем со своей стороны Мухаммед Шами, бывший управляющий директор Торгово-промышленной палаты Алжира (Caci), в настоящее время внештатный экономический консультант, активно рекламирует «правильность выбор зеленого водорода» для энергетического развития своей страны.

По его словам, «Алжир обладает значительным потенциалом в этой области, который может удовлетворить потребности не только обеих стран, но и всех государств Европы».

Вторая возможность, по данным представителей германской стороны – развитие солнечной энергетики, для чего АНДР располагает всеми данными. Например, значительные неиспользуемые участки алжирской Сахары, пригодные для размещения соответствующих электростанций, обходящиеся считанные дни в году без солнца.

Во всяком случае, по имеющимся данным из Алжира, его руководству предлагаются очень заманчивые варианты сотрудничества.

Однако этому препятствует традиционно подозрительное отношение его к западным инициативам, за которыми они усматривают расставленные для себя ловушки. И эти подозрения дополнительно обострились после свержения ливийского режима в 2011 г., когда Запад неожиданно для многих «обрушился» на него.

Но, несмотря на столь заманчивые предложения, как представляется, в плане политическом вряд ли стоит ожидать алжирского разворота на 180 градусов. В том числе и потому, что это способно негативно отразиться на отношениях Алжира с его ключевыми партнерами – Россией и Китаем, от которых он зависит по важнейшим вопросам – обороны, а в случае и с Китаем – и экономически.

Однако руководство АНДР может извлечь для себя пользу без «прогибания» под западные пожелания попытаться использовать украинский кризис. Например, для того, чтобы вынудить Запад работать на своей территории по своим правилам, поскольку оно отлично понимает нынешнюю энергетическую уязвимость Европы.

Однако в принципе в течение ближайших двух – трех лет Германия, учитывая объемы ее ресурсов и оформившееся стремление «освободиться от российской зависимости», в случае серьезных вложений в добычу и транспортировку алжирского газа, теоретически способна как минимум снизить ее.

Другое дело, что этому будет неизбежно препятствовать алжирская бюрократия, традиционно тормозящая подобные начинания и с большим подозрением относящаяся к тому, когда на ее рынок массово пытаются зайти западные инвесторы, усматривая в этом попытку собственного закабаления.