- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О расследовании в отношнии главы Центрального банка Ливана Риада Саламе

Глава Центрального банка Ливана Риад Саламе является официально  подозреваемым по совместному делу, ведущемуся в нескольких государствах Европейского союза, которые конфисковали около 120 млн евро (132 млн долларов) ливанских активов, сообщила в понедельник прокуратура Германии. Недвижимость и банковские счета, связанные с пятью людьми, подозреваемыми в хищении около 330 млн долларов, были арестованы во Франции, Германии, Люксембурге, Монако и Бельгии, говорится в заявлении на этой неделе  гаагской компании  Eurojust. В электронном письме мюнхенской прокуратуры говорилось, что в заявлении агентства уголовного правосудия ЕС говорится о расследованиях в отношении главы ЦБ Ливана Р.Саламе, состояние которого расследуется, по меньшей мере, в пяти европейских государствах. Eurojust принимал участие в координации встреч между странами, расследующими его дело. Но представитель Eurojust отказался от дальнейших комментариев и отказался назвать имена подозреваемых в соответствии с правилами. «Несмотря на исход дня акции, подозреваемые в главном расследовании считаются невиновными до тех пор, пока их вина не будет доказана в соответствии с законом», — говорится в их заявлении. Швейцарские прокуроры подозревают Риада Саламе и его брата Раджу в хищении около 330 млн долларов, говорится в письме генерального прокурора Швейцарии, направленном ливанским чиновникам в прошлом году. Дипломат из одной из стран, где были изъяты активы, также подтвердил, что этот шаг был связан с расследованием дела Саламе и его брата, сообщает Reuters. В заявлении Eurojust говорится, что арестованные активы включали в себя недвижимость в Гамбурге и Мюнхене на сумму около 35 млн евро, два имущественных комплекса в Париже на сумму 16 млн евро и банковские счета в Монако на сумму 46 млн евро. В это как-то сразу верится. В июне прошлого года  глава Центробанка Ливана, например,  «забыл» задекларировать 90 000 евро наличными в своем багаже, когда летел в Париж в июне, что стоило ему в итоге выплаты штрафа  в размере 2700 евро. В итоге штраф заплатила  частная авиационная компания Jetex, на самолете которой летел Саламе. И это только один эпизод.

На прошлой неделе ливанский судья Гада Аун обвинил Риада Саламе в «незаконном обогащении2 и отмывании денег после того, как он в пятый раз не явился на судебное заседание.  Судья сейчас  расследует, принадлежит ли ряд жилых квартир в Париже главе ЦБ Ливана, сообщил AFP судебный источник. Его брат Раджа Саламе ранее утверждал, что эти квартиры принадлежат Центральному банку Ливана , добавил источник.  Сам  Раджа Саламе был арестован 17 марта после того, как Гада Аун выдал ордер только на основании сообщений прессы о правонарушениях (на французском языке).  Такое же обвинение было предъявлено гражданке Украины Анне Косаковой, которая совместно владеет компанией с Раджой Саламе. Как предполагается следствием, офисы и квартиры на Елисейских полях в Париже были арендованы Анной Косаковой — матерью одного из детей Саламе — от имени Центрального банка без консультаций с его руководством банком.   Ранее в этом году Аун наложил на главу Центрального банка Ливана запрет на поездки по обвинению в финансовых проступках и приказал силам безопасности принудительно доставить его на допрос, что пока те не выполняют. Если брать всю эту историю по сути, то ряд французских экспертов убеждены в том, что  Риад Саламе находится в центре политических маневров в преддверии предстоящих всеобщих выборов. Если еще точнее, то он находится в центре борьбы за власть между премьер-министром Ливана Наджибом Микати и президентом Мишелем Ауном. Согласно этим источникам, Аун и его зять Джебран Басиль, глава партии Свободное патриотическое движение, прилагают все усилия, чтобы Саламе был быстро предан суду и осужден потому что всеобщие выборы в мае откроют период институционального паралича, который не позволит его уволить  до назначения президента и нового правительства. Несмотря на политический вакуум  в суннитском лагере после отставки главы «Движения будущего» Саада Харири в январе, Микати, который также является суннитом, сейчас начал активно играть роль лидера этого движения, чтобы попытаться блокировать шаги лагеря аунистов. Этот бывший бизнес-магнат попытался организовать внеочередное заседание совета министров 19 марта, но министр юстиции Анри Кури заявил, что собрание по делу Саламе будет равносильно политическому вмешательству в судебное дело. Микати, который имеет привилегированные отношения с Бернаром Эме, директором DGSE, французской службы внешней разведки и бывшим послом Франции в Ливане, рассчитывает на поддержку Франции, а также посла США в Ливане Дороти Ши в этом судебном деле. Пока эти связи не работают.  Тем временем судья  Гада Аун, близкий к партии Свободное патриотическое движение и инициировавший расследование этого дела, провел ряд неофициальных встреч с людьми из близкого круга  Р.Саламе и предложил ему закрытие дела в обмен на добровольную отставку,  но тот явно тянет время, обвиняет судью в политической ангажированности  и не является на суд в преддверии выборов.

Ливанские банки 28 марта  объявили двухдневную забастовку в знак протеста против правовых мер, принятых судебными органами против крупных кредиторов, включая арест имущества, закрытие некоторых филиалов и запрет на поездки руководителей банков. Напомним, что генеральный прокурор Ливана на прошлой неделе запретил покидать Ливан пяти руководителям банков страны.   Все это происходит на фоне того, что Ливан погряз в разрушительном экономическом кризисе с 2019 года, когда финансовая система рухнула под тяжестью десятилетий государственной коррупции, расточительства и бесхозяйственности, парализовав банковскую систему. Риада Саламе, возглавлявшего Центральный банк Ливана в течение трех десятилетий, внутри страны, прежде всего, обвиняют в экономической политике, которая способствовала финансовому краху Ливана. Несмотря на растущую нищету, Бейрут до сих пор не разработал план финансового оздоровления, направленный на покрытие убытков, или другие шаги, которые считаются жизненно важными для поиска выхода из кризиса и достижения прогресса в достижении соглашения с Международным валютным фондом (МВФ).