- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О кадровых проблемах турецкой армии

Министерство обороны Турции 2 апреля обнародовало обновленные цифры уволенного военного персонала с 2016 года. После неудачного переворота 15 июля 2016 года турецкое правительство регулярно увольняет офицеров, унтер-офицеров и гражданский персонал по обвинению в членстве в FETÖ, религиозного движения Гюлена, который обозначен Анкарой как «террористическая организация». Для увольнения офицеров из армии при этом не требуется никакого судебного решения. Согласно обновленным данным, объявленным 2 апреля, 24 339 членов турецких вооруженных сил (TSK) были уволены. Административный процесс увольнения на сегодня  продолжается для  1079 офицеров, которые, скорее всего, будут уволены в апреле. Кроме того, званий было лишено  3213 отставных офицеров, что означает потерю стажа и пенсий.  Согласно официальному отчету, в попытке переворота приняли участие 8 651 военный, что соответствует только 1,5% всего списочного личного состава. Из них 1761 были призывниками, а 1214 — военными курсантами. Учитывая тот факт, что около 150 генералов и тысячи офицеров низшего ранга были приговорены к тюремным заключениям и увольнению по обвинению в участии в перевороте, военные эксперты считают странным разночтение в этих цифрах, поскольку это означает значительное увеличение числа заговорщиков в сравнении с официальными данными. Примерно в пять раз больше офицеров, участвовавших в попытке переворота согласно официальным данным, на сегодня были уволены из армии.

Пропагандистский документ, распространенный Министерством обороны для прессы, гласит: «Наша борьба будет продолжаться решительно, пока в Министерстве обороны не останется ни одного члена, связанного с FETÖ».

Лидер Партии Родины (VP) Догу Перинчек, неонационалистический союзник президента  Р.Т.Эрдогана, 8 марта призвал правительство не признавать никаких санкций в отношении России, утверждая, что Турция благодаря этому возьмет на себя новые роли в мире со своими вооруженными силами, которые, как он утверждает, «были освобождены» после 2016 года. Перинчек с гордостью добавил, что «практически все пронатовские офицеры» сегодня находятся в тюрьмах Турции. Анри Барки, директор ближневосточной программы в Вашингтонском центре Вильсона, ранее заявил, что многие из генералов, уволенных турецким правительством, были пронатовскими и проамериканскими, что предопределил резкий  сдвиг в отношениях Турции и НАТО. Позже Барки был обвинен в подстрекательстве FETÖ к попытке свергнуть правительство в 2020 году, и в отношении него  был выдан ордер на арест. Опросы ряда оппозиционных турецких СМИ в 2021 году  показал, что офицеры, получившие звание генерала во второй по величине армии НАТО, относительно менее образованны и менее квалифицированы, чем их коллеги в армиях этого блока. Согласно неписаной практике в турецких вооруженных силах, полковники, которые являются штабными офицерами (то есть офицерами, окончившими престижные военные академии), и сдают сложный вступительный экзамен, обычно повышались до звания генерала. Эти штабные полковники говорили по крайней мере на одном иностранном языке, имели степень магистра в невоенных областях и проходили усиленный специальный курс по военным стратегиям, военной тактике и управлению войсками. Как правило, перед получением генеральского звания они назначались в зарубежные миссии, особенно в НАТО, и из их числа выбирались военные атташе.

После попытки государственного переворота в 2016 году правительство также изменило процедуру отбора штабных офицеров, которую оно рассматривало как угрозу.

Во-первых, военные академии были закрыты, и в недавно открытом Национальном университете обороны был создан новый факультет под названием «Объединенный военный институт».

Во-вторых. Была введена новая система экзаменов, в которой именно правительство решает, кто может быть штабным офицером. Офицеры в звании от первого лейтенанта до подполковника теперь имеют право сдавать экзамен, который ранее был доступен только первым лейтенантам и капитанам. Кандидаты, у которых есть шанс стать штабными офицерами, сначала должны принять участие в дистанционном обучении, предлагаемом Национальным университетом обороны. Те, кто сдаст выпускные экзамены, будут приняты на обучение штабных офицеров в два разных сезона.

Исмаил Хакки Пекин, бывший начальник разведки Генерального штаба и близкий союзник Перинчека  заявил в телешоу в июле 2019 года, что «заключенные в тюрьму офицеры были очень трудолюбивыми, умными сотрудниками, которые хорошо выполняли свою работу. У них были степени магистра и доктора. Очень квалифицированные офицеры. Если бы кто-то спросил меня, с кем я предпочитаю работать в армии, я бы наверняка выбрал их». С увольнением пронатовских офицеров, освобождается  путь для офицеров-неонационалистов, известных как «новые евразийцы», которые выступают за союз Турции с осью Россия-Китай-Иран. Как указывают натовские аналитики, их число в армии сейчас увеличилось. Эти офицеры часто комментируют те или иные события  на проправительственных телеканалах. Кроме того, светские телеканалы, известные своей оппозицией правительству, сейчас также часто приглашают их в качестве гостей на различные ток-шоу. Общий мотив таких выступлений – попытка военного переворота в Турции была осуществлена по приказу НАТО, и в этой связи необходимо рассмотреть вопрос выхода Турции из этой организации.

На этом фоне, согласно исследованию Анкарской компании Metropoll в марте, по мере роста национализма в Турции (это не единственный фактор) поддержка роли  России также увеличивается.  Более 48% турок считают Соединенные Штаты и НАТО, членом которого Турция является с 1952 года, ответственными за российское вторжение в Украину, в то время как только 34% считают, что Россия несет ответственность за вторжение. Когда участников опроса, проведенного компанией Metropoll, спросили: «Кого вы считаете ответственным за вторжение в Украину?» 48,3% сказали, что они считают США и НАТО ответственными, в то время как 33,7% сказали, что это Россия, а 7,5% сказали, что ответственность лежит полностью на Украине.