- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за планами Германии по приобретению израильской системы ПРО Arrow-3

С конца марта в ФРГ стал активно обсуждаться вопрос закупки израильских систем ПРО, что было продиктовано несколькими группами причин. Во-первых, такой шаг обусловлен продолжающимся противостоянием России и Запада. В этой связи представитель старшей коалиционной партии СДПГ, главный докладчик бюджетного комитета по ассигнованиям на оборону А.Шварц заявил, что «мы должны защитить себя от угрозы со стороны России. Для этого нам нужен противоракетный щит над всей территорией Германии». Тогда же появилась информация о визите в Израиль делегации Бундестага из парламентариев, специализирующихся на оборонной проблематике во главе с председателем соответствующего комитета М.-А. Штрак-Циммерман из СвДП.

Во-вторых, на ФРГ, чьи оборонные расходы за последние годы не превышают 1,4% от ВВП, в новых реалиях усиливается давление США, требующих, чтобы данный показатель стран-участниц Североатлантического альянса был не ниже 2%. Еще в конце февраля федеральный канцлер О.Шольц анонсировал создание специального фонда бюджетом в 100 млрд евро на нужды укрепления обороноспособности, причем, ввиду так и не завершившегося посткоронавирусного восстановления Германии, данная сумма увеличит объемы государственного долга. При этом Arrow-3 с точки зрения задач НАТО, подходит весьма хорошо, так как эта система – совместная разработка с США, которые и стоят за идеей увеличения оборонных бюджетов.

В-третьих, важны также сугубо практические детали. С одной стороны, Израиль-государство партнер блока, непосредственные участники которого ранее успешно закупали у него совместимые вооружений в рамках процессов модернизации своих вооруженных сил. С другой стороны, у Германии уже имеется американский Patriot, опыт развертывания которого применим и для Arrow-3. Соответственно, как подчеркивают оборонные эксперты двух стран, выбор в пользу данной модели объясняется еще и потенциалом более оперативного ввода в эксплуатацию.

Согласно предварительным оценкам, Arrow-3 будет развернута в трех точках с подключением к единому центру воздушных операций ВВС Германии и НАТО в Удеме. Стоимость сделки составит предположительно более 2 млрд евро, развертывание ПРО может начаться в 2025 г. При этом у данной системы ПРО есть потенциал частичного покрытия территории соседних государств, что потребует от них лишь закупки части компонентов Arrow-3. Однако, если будет заимствован не один израильский образец, а принцип построения многоуровневой системы, то, как считает упоминавшийся А.Шварц, тактический «Железный купол» также способен заинтересовать НАТО. Таким образом, Израиль получит рынок сбыта продукции, Восточная Европа – гарантии безопасности, а ФРГ укрепит позиции в двух регионах и Брюсселе.

Во вторник ряд израильских и германских изданий со ссылкой на генерал-лейтенанта Бундесвера, инспектора ВВС И.Герхартца сообщили о получении от Иерусалима и Вашингтона согласия на приобретения Берлином Arrow-3. Отдельно он сообщил, что шаг это, безусловно, беспрецедентный, так как ФРГ может стать первой т.н. третьей страной, сумевшей заключить подобную сделку. Впрочем, несмотря на общую заинтересованность федерального  правительства, окончательное решение пока не было принято.  Позитивную оценку Arrow-3 ранее дала и упоминавшая выше делегация во главе с М.-А.Штрак-Циммерман. По ее словам, переговоры прошли «конструктивно» и «были интересны с технической точки зрения». Однако барьером на тот момент оставалось согласие на сделку США.

Иерусалим со своей стороны подобное сотрудничество поддерживает ввиду нескольких факторов. Во-первых, ФРГ хоть и «третья» страна, но расположена она за пределами Ближнего Востока, соответственно факт обладания схожим вооружением не нарушит израильского стратегического преимущества в регионе. Во-вторых, оборонные концерны рассчитывают, что опыт ФРГ позволит дополнительно расширить круг импортеров их продукции в странах НАТО.

Помимо этого, как кажется, в текущих условиях для ближневосточного государства задача поддержания отношений с Североатлантическим альянсом возросла не только в том, что касается военно-технического направления, но и в политической сфере. Стало заметно это еще на этапе усиления напряженности между Москвой и Киевом, когда обеспокоенным израильским дипломатам на Украине, готовым на забастовочные санкции по причине отмены выплаты за нахождение в «горячей точке» в качестве плана эвакуации был предложен Львов. Причем объяснялось это именно географической близостью к партнерам из НАТО. Помимо этого, в середине марта завершающий каденцию посол Израиля в ФРГ Дж.Иссахаров сделал два важных замечания в беседе с журналистами. С одной стороны, он поддержал увеличение бюджетных ассигнований на оборону для участников блока. С другой, подчеркнул, что текущий кризис помог вернуть Альянсу «величие», что, по его мнению, выражается как раз в укреплении потенциала и внутренней сплоченности.

В целом на фоне ситуации на Украине продолжают появляться свидетельства развития германо-израильских отношений, где за последнее время Берлин продемонстрировал интерес не только к обороне, но и к энергетике, то есть попытался подключить ближневосточного партнера к решению двух наиболее актуальных для себя проблем, возникших вследствие антироссийских санкций. Помимо того, что это позитивно для двусторонних контактов как таковых, есть основания полагать, что таким образом Израиль постепенно реализует свою новую европейскую стратегию, в рамках которой пытается поддерживать отношения не только субрегиональными группами, такими как Вишеградский «квратет», но и крупными влиятельными игроками. Ранее Я.Лапид намеревался таким образом сблизиться с интеграционным центром ЕС, однако трансформировавшаяся региональная реальность предложила другой путь в Брюссель.