- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О миротворческой миссии министров арабских государств по урегулированию российско-украинского конфликта

4 апреля 2022 г. Москву одновременно посетили генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) и четыре министра иностранных дел арабских стран, включая Алжир, Судан, Ирак и Египет. Официально целью их визита стала «миссия добрых услуг по урегулированию российско-украинского конфликта».

Они были приняты их российским коллегой Сергеем Лавровым. Этот визит, состоявшийся в рамках работы «Арабской контактной группы», по данным алжирских источников, нацелен на начало соответствующих консультаций с целью «нахождения политического решения, основанного на международном праве».

Они ссылаются на информацию МИД АНДР, согласно которой «Министры арабских государств должны ознакомиться с мнениями сторон и обсудить возможности вклада контактной группы арабских государств в поиске скорейшего политического решения, основанного на принципах международного права, Устава ООН и учитывающего всех заинтересованных».

Важно отметить, что начало этой работе положило принятое 28 февраля ЛАГ нейтральное заключительное коммюнике, в котором она призвала к «сдержанности», выступив за его «дипломатическое решение».

А 9 марта текущего года Советом министров ЛАГ на ее 157-й сессии была создана в Каире арабская контактная группа с целью скорейшего прекращения боевых действий на Украине.

Согласно имеющемуся предварительному плану, проведя переговоры со своим коллегой из России, далее министры иностранных дел арабских государств должны вылететь в Варшаву, где встретиться с украинскими лидерами.

После чего, собрав пожелания сторон конфликта, они намереваются проанализировать их, чтобы предложить им варианты разрешения кризиса.

Удастся ли рабочей группе достичь каких-либо результатов, способных проложить путь к политическому урегулированию? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть конкретную заинтересованность в этом самих посредников.

Заметим, что состав их группы подобран не случайно. Это страны, с которыми Москва традиционно и очень тесно взаимодействовала еще в советское время и Алжир занимает в ней особое место. Его отношения с Россией там считаются «историческими», кроме того, он и сейчас является одним из крупнейших покупателей российского вооружения и военной техники, к голосу которого Москве так или иначе придется прислушаться.

Также показательно, что большинство стран, входящих в контактную группу арабских государств, до сих пор не просто сохраняли некоторую форму нейтралитета по отношению к этому конфликту, но и косвенно поддерживали Россию.

Следует напомнить, что Алжир, Судан и Ирак воздержались при голосовании по западной резолюции, осуждающей российские действия на Украине, 2 марта в Генеральной Ассамблее ООН.

В отличие от них Египет проголосовал за эту резолюцию, но, как и многие другие арабские страны, далее он сохранял осторожность в своих действиях и предпочитал придерживаться нейтралитета по отношению к продолжающемуся конфликту.

В целом же арабские государства, за исключением Судана и Сирии, поддерживают одновременно «доверительные отношения с российской стороной, и деловые спокойные отношения с Западом, являющимся другой, теневой стороной войны.

В этих условиях лидеры арабских государств рассчитывают, что наличие «ровных» связей со всеми представителями враждующих «лагерей», поможет им на законных основаниях рассчитывать на успех своей инициативы как «третьей силы». Они считают, что у них есть ресурсы, чтобы выступать с инициативой по «созданию благоприятных условий для ведения переговоров и прекращения огня». И главный из них – традиционные исторические и деловые связи с обеими сторонами конфликта.

Между тем, волнения государств, стремящихся к посредничеству по Украине, объясняются ухудшением ситуации с продовольственной безопасностью, которая у прочих, кроме Алжира, стран, выглядит еще более сложной. Отдельного рассмотрения заслуживает Египет, считающийся главным импортером пшеницы в мире. При этом он страдает от рекордных инфляции и девальвации, и его руководство ищет сейчас новые кредиты после получения в 2016 году от МВФ 10.8 млрд евро.

Заметим, что по данным Всемирного банка, из 103 млн египтян 30 млн бедны, и еще больше находятся у черты бедности.

Для этих категорий населения происходящее удорожание стоимости продовольствия, приблизив их к состоянию голодного бунта. Не случайно, что издержки от этого не снизят даже обещанные Каиру Дохой и Эр-Риядом в качестве помощи и инвестиций 20 млрд долларов.

И в условиях, когда государственный долг Египта сейчас достигает 90% его ВВП, его руководству все сложнее лавировать при ухудшающейся мировой экономической ситуации.

Иными словами, ситуация в стране очень тяжелая и в случае неспособности изменить ситуацию с резким ухудшением положения населения сильно рискует весь арабский мир и не только. Ведь в случае внутренних потрясений в Египте ситуация может быть дестабилизирована не только в других странах арабского мира, куда устремятся в таком случае миллионы египтян, но и Европа.

Между тем, попытки выставить виновной Россию в углублении кризиса в самом Египте неконструктивны даже с точки зрения Запада. Так, по данным экспертов МВФ, в том положении, в котором оказалась эта страна, виновны фактически управляющие ей военные, потратившие с 2013 г. десятки миллиардов долларов не на проведение давно перезревших реформ, которые требовал МВФ еще в 2016 году, а на сомнительные дорогостоящие проекты. Среди них создание новой столицы, закупка новых вооруженийи военной техники , коррупционный «распил» и т.д.

Заметим в этой связи, что упомянутые выше арабские государства хотели бы как минимум какой-то определенности и первый волнующий их в этой связи вопрос – хотя бы ориентировочные сроки проведения спецоперации. Однако судя по всему, полученными туманными ответами Москвы они не могут пока удовлетвориться.

Впрочем, алжирские источники указывают, что арабские коллеги Сергея Лаврова все же «повезли из Москвы предложения, полученные в ходе неофициальной части их общения», не указывая, впрочем, на их содержание. Поэтому однозначно предсказать исход их «варшавской» миссии было сложно. С определенностью же можно сказать, что каждый из них не против предоставить площадку своей страны для ведения дальнейших переговоров российского и украинского руководства.

Впрочем, пока, по их данным, Москва, не разуверившаяся в возможности достижения военной победы над Киевом, не демонстрирует явной готовности пойти на мир, поскольку готовится к генеральному сражению на Донбассе, исход которого она и намеревается положить в основу для будущего диалога.

Но могут ли заметно изменить свою позицию по отношению к России упомянутые выше арабские страны? Возможно, но не настолько, чтобы портить отношения со страной, от которой многие из них критично зависят по целому спектру вопросов.

Впрочем, определенное волнение в России все же имеется. Это очевидно на алжирском примере. Заметим, что позицию АНДР 4 апреля дополнительно при помощи «разведки боем» выявил посол Российской Федерации в Алжире Игорь Беляев, посетивший председателя Национального собрания народных представителей (парламента АНДР) Брахима Бугали.

Последний, согласно алжирским данным, напомнил первому о «выдающихся двусторонних отношениях, объединяющих Алжир и Россию, с богатой историей достижений».

Также Бугали подчеркнул важность «развития сотрудничества на уровне парламента, особенно после недавнего создания там группы дружбы между Алжиром и Россией».

В свою очередь, согласно алжирским данным, «Беляев приветствовал уровень двустороннего сотрудничества, заявив, что российская сторона также «собирается создать аналогичную координационную парламентскую группу дружбы с алжирскими коллегами».

Также по данным источников АНДР, посол России поблагодарил Алжир за его «сбалансированную позицию в отношении украинского кризиса», приветствовав «позиции, выраженные алжирскими парламентариями, недавно участвовавшими в Индонезии в работе Генеральной Ассамблеи (AG) Межпарламентского союза (МПС)».

В ответ Бугали подтвердил «приверженность Алжира своему глубокому стратегическому партнерству с Россией», заявив о необходимости «использовать все возможности для диверсификации областей сотрудничества».

По сути, это стало «успокаивающим» ответом руководства АНДР относительно беспокойств российской стороны после визита в Алжир 30 марта госсекретаря Э.Блинкена, в ходе которого тот фактически потребовал от него выбрать сторону Запада в развивающемся конфликте на Украине.

Вместе с тем, спикер нижней палаты парламента АНДР отметил, что Алжир «придерживается мирного подхода к урегулированию кризисов, подхода, основанного на диалоге и переговоров», рекомендовав российскому дипломатическому представителю в этой связи «унифицировать соответствующие стандарты».

Иными словами, это пожелание скорейшего заключения мира. И чем дольше его не будет, тем сильнее будут «волнения» стран, напрашивающихся в посредники по Украине.

И в этом можно усмотреть своего рода некоторое недовольство относительно действий Москвы, поскольку во многом они стали своего рода «ускорителем» дальнейшего подорожания продовольствия в мире, от поставок которого извне, в том числе и России с Украиной, Алжир во многом критически зависит.

Но если в отношении Алжира можно с высокой долей уверенности предугадать, что Россия найдет с ним понимание (косвенным подтверждением тому служат договоренности сторон о проведении военных учений на территории АНДР поблизости от ее границы с Марокко в ноябре текущего года), то по другим посредникам все же с уверенностью говорить нельзя.

В любом случае, Алжир, да и другие государства – посредники стремится получить определенные гарантии того, что в результате продолжающегося украинского кризиса они не останутся без пшеницы. Во многом от этого и будет зависеть их дальнейший курс по отношению к России.