- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О последствиях введения «Талибаном» новых ограничений для экономической и гуманитарной ситуации в Афганистане

Как полагают американские эксперты, недавнее введение «Талибаном» дальнейших ограничений в отношении женщин и девочек в Афганистане, вероятно, осложнит получение им международной помощи, сохранения нестабильность и обострения кризисов в стране.  25 марта талибы не позволили десяткам женщин, включая некоторых лиц с двойным гражданством, которые не сопровождались взрослым родственником мужского пола, сесть на свои рейсы в международном аэропорту Кабула. По сообщениям, аналогичные правила, обязывающие женщин сопровождать опекуна-мужчину, применяются и в других случаях, например при посещении врача или поездке в такси. Эти сообщения следуют за тем, как талибы в последнюю минуту 23 марта отменили свое обещание позволить девочкам, прошедшим шестой класс, вернуться к обучению пока предположительно не будет разработан «всеобъемлющий план» образования девочек «в соответствии с шариатом [законом] и афганской культурой». 27 марта талибы объявили о дополнительных ограничениях, запрещающих женщинам и девочкам посещать парки развлечений в Кабуле в те же дни, что и мальчики и мужчины. В тот же день  талибы запретили вещание трех иностранных СМИ в Афганистане, в том числе «Голоса Америки», а также некоторых программ Британской вещательной корпорации и Deutsche Welle на местных языках. По сообщениям, талибы также запретили трансляцию иностранных телевизионных драм где-то в середине марта. Вскоре после этого талибы временно задержала трех сотрудников афганского СМИ TOLO TV за репортаж по этому вопросу.

«Талибан» ввел такие ограничения, несмотря на продолжающиеся сообщения о внутреннем расколе в этом движении, что, вероятно, свидетельствует о постоянном доминирующем влиянии более жестких лидеров на формирование внутренней политики. По данным  некоторых местных источников, жесткий лидер «Талибана» Хайбатулла Ахундзада, как сообщается, лично дал распоряжение  о введении перечисленных выше  ограничений на трехдневной встрече руководства талибов в конце марта в южном городе Кандагар. Однако при этом указывается, что более прагматичные члены «Талибана» «сопротивляются…или, по крайней мере, молча игнорируют» некоторые из этих ограничительных распоряжений, что только подчеркивает постоянную разобщенность и разногласия внутри движения. Другие сообщения СМИ подтверждают эти утверждения и подчеркивают, что применение на практике политика введения опекунов-мужчин и других местных спорных ограничений, таких как запрет на культивирование опиума и производство и оборот наркотиков, было непоследовательным, и, по-видимому, в значительной степени зависящим от прихотей тех или иных местных полевых командиров «Талибана». Это в дополнение к предположениям о том, что непримиримость Ахундзады также привела к тому, что в последнюю минуту «Талибан» отменил обещание разрешить старшим девочкам вернуться в школу, несмотря на то, что многие в его руководстве, по-видимому, не возражают против доступа девочек к образованию без ограничений.

Текущие и потенциальные последующие ограничения, вероятно, осложнят дополнительную международную помощь и потенциальные иностранные инвестиции в страну. Неясно, являются ли недавние ограничения талибов частью  усилий по консолидации власти    в условиях их собственной предполагаемой уязвимости, поскольку движение сталкивается с неизбежным началом сезона боевых действий в стране. Однако такие ограничения в сочетании с сообщениями о часто неизбирательных  операциях по обеспечению безопасности означают, что «Талибан» столкнется с особыми проблемами привлечения западных инвестиций на фоне обострения экономического и гуманитарного кризисов в стране. При этом другие страны, такие как Китай, тем не менее, несмотря на широко осуждаемые действия талибов, продолжаются обсуждения инвестиционных проектов.   Недавние сообщения показывают, что попытки «Талибана» усилить контроль распространились на неправительственные организации (НПО), которые оказывают гуманитарную помощь, угрожая их способности действовать независимо и нейтрально. По ряду сообщений, талибы стремились установить контроль над процессом распределения такой  помощи, и реализовать свою интерпретацию исламских правил о приличиях работников НПО, повышая тем самым риски личной безопасности и репутационные риски для организаций по оказанию помощи. Эти проблемы усугубят существующие трудности в доставке помощи в страну, возникшие в результате международных санкций, введенных после захвата власти «Талибаном» в августе 2021 года, которые, скорее всего, сохранятся, если талибы продолжат действовать вразрез с международными стандартами в области прав человека. Недавний отказ талибов от своего обещания позволить старшим девочкам вернуться в школу дополнительно демонстрирует такие осложнения. Многие страны вряд ли полностью разорвут связь с талибами из-за таких ограничений (Соединенные Штаты, например, недавно добились освобождения афгано-американского военно-морского резервиста из плена  талибов), но эти меры уже вызвали ответные действия и/или заявления осуждения со стороны международного сообщества. 29 марта Всемирный банк заморозил четыре проекта гуманитарной помощи Афганистану, выразив озабоченность решением талибов и заявив, что приостановка будет снята только после того, как банк и его «международные партнеры лучше поймут ситуацию». 25 марта официальные лица США отменили ранее запланированные встречи с талибами в Дохе и осудили их решение по введению новых ограничений, назвав его «потенциальным поворотным моментом в взаимодействии [США и талибов]2. Официальные лица из других стран, включая десять членов Совета Безопасности ООН — среди них Соединенные Штаты, Соединенное Королевство, Франция, Норвегия, Бразилия и Объединенные Арабские Эмираты — также выступили с заявлениями осуждения и призвали «Талибан» отменить свое решение.

Нерешительность и задержка международных субъектов в предоставлении дополнительной помощи, скорее всего, будут поддерживать экономический и гуманитарный кризис в Афганистане, продолжающийся и потенциально усугубляющий нестабильность в стране. Разрушительные международные санкции, ранее введенные против талибов, которые отрезали Афганистан от иностранной финансовой помощи и заморозили миллиарды долларов активов Центрального банка Афганистана», привели к быстрому и продолжающемуся упадку афганской экономики и тяжелыми гуманитарными условиями в стране. Осложнения, вызванные недавними действиями талибов в рамках ограничения прав женщин и девочек, еще больше затруднят решение этих проблем. Эти постоянные кризисы, вероятно, приведут к тому, что более жесткие лидеры талибов столкнутся с растущим давлением со стороны более прагматичных лидеров, чтобы смягчить политику в надежде получить иностранную помощь для облегчения тяжелых условий. Это вероятное углубление внутренней разобщенности, которое затронет всех, от центрального руководства «Талибана» до рядовых  бойцов, вероятно, усугубит непоследовательное и неэффективное управление, способствуя дальнейшему локальному недовольству правлением талибов. Потенциал усиления социальных волнений в сочетании с внутренней враждой, вероятно, будет конкурировать за внимание талибов к другим проблемам, включая вероятный рост насилия поскольку в стране начинается традиционный весенний сезон боевых действий. Таким образом, тяжелые экономические и гуманитарные условия в Афганистане, вероятно, будут сохраняться и могут усугубить нестабильность в стране, поскольку и без того ограниченные возможности талибов по стабилизации и управлению сейчас еще больше скомпрометированы.