- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

30 лет диалога между Израилем и Азербайджаном

На завершающейся неделе отмечена 30-ая  годовщина азербайджано-израильских отношений. Они считаются по праву одной из самых эффективных версий диалога Израиля со странами постсоветского пространства. В Израиле не раз заявляли о важности  стабильного и взвешенного диалога на этом направлении, ибо в Азербайджане декларировали и неуклонно проводят в жизнь основополагающие принципы светской власти, что предполагает решительное неприятие любых форм и проявлений религиозного экстремизма, особенно в его исламской ипостаси. Израиль как единственное подлинно демократическое государство Ближнего Востока целиком поддерживает стратегию развития в нынешнем Азербайджане демократического строя, определяющего себя как правопреемника существовавшей в 1918 – 1920 гг. Азербайджанской Демократической Республики, позиционировавшей себя именно в таком качестве. В Баку понимают и принимают необходимость борьбы с международным терроризмом, что является для Израиля несомненным приоритетом. Одновременно с этим, в Азербайджане, как и других странах постсоветского пространства с доминирующим мусульманским населением, поддерживают  еврейское государство в исламских структурах глобального и регионального уровня. Другая важная задача израильского присутствия в Азербайджанской Республике  – минимизировать, насколько это возможно, влияние Ирана. В Азербайджане это во-многом совпадает с линией, проводимой местными властями, хотя следует признать, что в Азербайджане ситуация гораздо сложнее, чем в других частях постсоветского пространства, ибо между Тегераном и Баку в силу исторических причин существует много точек как притяжения, так и отталкивания.

 

За 30 лет имеются несомненные успехи и в другой задаче, вытекающей из нашего диалога — максимально способствовать безопасному существованию местной еврейской общины, что с течением времени показало свою эффективность на самых различных направлениях. Отметим и развитие и укрепление иудейско-христианско-мусульманского диалога, продвижение которого связано с созданием гражданского общества. Безусловно, сама реализация двусторонних отношений на израильско-азербайджанском направлении как раз и знаменует собой одну из версий такого диалога. Высокий стабильный уровень отношений Азербайджана с Израилем реально демонстрирует миру включенность в диалог с исламским миром через посредство суверенного и активного члена этого сообщества. Вдобавок к этому, существование и развитие израильско-азербайджанских отношений помогает растопить лед в отношениях между арабскими странами и Израилем.

Отметим, что активной стороной продвижения сотрудничества был Израиль, первым начавший официальные контакты. Тем самым заметна большая  заинтересованность еврейского государства в продвижении сотрудничества на этом направлении, наполнении его реальным содержанием. Израилю, имевшему на период распада СССР отношения лишь с двумя странами мусульманского мира – Египтом и Турцией, было крайне важно нарастить  свое присутствие за счет новых независимых государств, возникших на обломках Советского Союза. В пользу такого утверждения говорит и уровень визитов. В Баку приезжали как президент Израиля Шимон Перес, так и премьер-министры. Еще в августе 1997 г. состоялся первый официальный визит в АР тогдашнего главы израильского правительства Беньямина Нетанияху. В июне 2009 г. Баку вновь посетил Ш.Перес, а в феврале 2010 г. состоялся визит в АР премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта. Второй визит Б. Нетанияху в ранге главы правительства состоялся в 2016 г.

Диалог с Азербайджаном начался в 1992 г. достаточно динамично. Такое можно легко объяснить притягательностью Израиля для стран бывшего СССР в качестве своеобразного моста на Запад, как государство развитых технологий. В свою очередь, Азербайджан привлекателен для Израиля как  своим экономическим потенциалом, так и динамикой развития. Есть еще один важный аспект, вытекающий из наличия хороших отношений с Израилем –возможности использования еврейского лобби США для налаживания отношений с США, существенно важных в условиях практически монополярного мира.  Баку эту возможность эффективно использует: в 2020 г. один из министров правительства Азербайджана – министр финансов С. Шарифов  — был приглашен выступить на ежегодной конференции самой влиятельной произраильской организации США – AIPAC.  Еще один пример такого рода – существование в рамках парламента АР азербайджано-американо-израильской группы межпарламентской дружбы.

 

Несомненно, Азербайджан наглядно демонстрирует незыблемость своей политики на израильском направлении. По отзывам аналитиков, позиции двух стран совпадают по многим ключевым вопросам, представляющим интерес для политики Азербайджана и Израиля, и на их фоне экономические связи достигли высокого уровня. На сегодня можно говорить об уже сложившихся приоритетах, сформировавшихся сферах сотрудничества. Азербайджан стал для Израиля самым надежным и стабильным поставщиком энергоресурсов, поставляющим еврейскому государству ежегодно нефть на миллиарды долларов и тем самым погашающим от трети до половины ее потребности. Поставки азербайджанской нефти в Израиль и экспорт вооружений израильского производства в Азербайджан являются главными и доминирующими направлениями билатерального диалога, однако не вбирают в себя все сферы израильско-азербайджанского диалога. Сюда можно добавить фармацевтику, новейшие технологии, область культуры, туризм, науку, образование и др. В свою очередь, Азербайджан привлекателен для Израиля как  своим экономическим потенциалом, так и динамикой развития. Это самая большая по населению и территории страна в регионе Южного Кавказе. Ее экономика до критического падения цен на нефть, составляла около 70% экономики всего этого региона. Коррективы в экономической политике, которые местный политик назвал «грамотными и целенаправленными», помогли избежать провального влияния падения цен на нефть. Тем не менее, Баку и Иерусалим регулярно озвучивают свое желание резко увеличить товарооборот и максимально его диверсифицировать. Об этом заявил почти 10 лет назад посол Израиля в Баку Рафаэль Харпаз, сказавший, что  в Азербайджане существует хороший бизнес-климат, и израильские компании заинтересованы в сотрудничестве с этой страной. В апреле 2017 г. подобное желание декларировал  и тогдашний посол Израиля в Баку Дан Став. Так же высказался и преемник Д. Става на посту израильского посла в Баку Дж. Дик, начавший в 2020 г. свою каденцию. Дипломат традиционно охарактеризовал нынешние отношения между двумя странами как находящиеся «на уровне стратегического партнерства, которое неуклонно развивается».

Серьезный фактор, влияющий на израильско-азербайджанские отношения – отношения нашего каспийского визави с Ираном. Израиль, однако,  пытается выстроить равноправные и взаимно выгодные отношения, которые бы однозначно дали понять, что еврейское государство способно и готово иметь позитивные связи со странами с мусульманским населением. На сегодня можно отметить, что отношения АР и Израиля доброжелательно характеризуются многими иранскими аналитиками и практиками внешнеполитической сферы как многоаспектные и достаточно диверсифицированные, вполне «серьезные». Это стало особенно заметно после Второй Карабахской войны, когда наблюдается резкое возрастание политического, дипломатического и оборонного влияния Израиля не только на азербайджанском, но и турецком направлении. Как отмечал недавно иранский интернет-портал Iran Diplomacy, Иран беспокоит дальнейшее проникновение Израиля к периферии границ Ирана, в регион Персидского залива. Это связано с тем, что после Второй Карабахской войны произошло подписание «Авраамовых соглашений», связанных с нормализацией отношений Израиля с еще двумя другими странами Арабского Востока, на этот раз – соседями Ирана – ОАЭ и Бахрейном. Это еще больше поднимает региональный вес Израиля, сигнализируя  о перспективах еще большей эффективности диалога Баку – Иерусалим. Последним подтверждением все большей интеграции Израиля в ближневосточную политику является проведенная полмесяца назад встреча в израильской пустыне Негев глав МИД Израиля, США, Марокко, Египта, ОАЭ и Бахрейна.