- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Израиле: март 2022 г.

В марте существенное воздействие на Израиль оказали события на российско-украинском треке, что привело к вовлечению ближневосточной страны в переговорный процесс в качестве посредника, а также принятию серии внутриполитических мер для эвакуации граждан, поддержки репатриации и приема беженцев. Помимо этого был интенсифицирован обмен официальными визитами и работа на площадках международных организаций. Под влиянием распространения нового штамма коронавируса возобновились дискуссии по эпидемиологическим ограничениям и поддержке населения. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

В течение месяца ракетных обстрелов Израиля из Газы зафиксировано не было. 22 марта во Всемирный день водных ресурсов глава ПНА М.Аббас обвинил Израиль в «борьбе за воду», а также «краже» ее источников у палестинского народа. Намеченная на 25 марта голодовка палестинских заключенных в израильских тюрьмах была отменена. Предположительной причиной уступки считается отказ от ряда специальных ограничений, введенных после побега из тюрьмы Гильбоа осенью 2021 г. 26 марта по случаю т.н. Дня земли были организованы акции, часть из которых прошла в приграничном районе. Наиболее заметно в ходе них себя проявили представители «Исламского джихада».

Проблема безопасности обострилась на фоне серии терактов, совершенных во второй половине месяца. 22 марта в Беэр-Шеве произошло нападение с ножом, которое унесло жизни 4 человек. Его совершил уроженец бедуинского поселка Хура. 27 марта в Хадере два террориста открыли стрельбу, убив двух военнослужащих пограничной полиции. Ответственность за нападение взяла на себя группировка «Исламское государство» (запрещена в РФ). По данным Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита, исполнителями оказались выходцы из Умм эь-Фахм в Хайфском округе, один из которых ранее задерживался за терроризм, но был отпущен. 29 марта в Бней-Браке вооруженный террорист напал на прохожих, пять человек погибли. По информации Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита, за атакой стоял палестинец из деревни в окрестностях Дженина. Его действия были одобрены ХАМАС и палестинским «Исламским джихадом», призвавшими в дальнейшем активизировать нападения в связи с предстоявшим началом месяца Рамадан. В ответ на это Израиль провел серию контртеррористических мероприятий, включавшие изъятие оружия, выявление лиц, готовивших нападения, в том числе через социальные сети.

Продолжились нападения на мирных жителей и на силы безопасности в Иудее и Самарии. При этом согласно опросу общественного мнения, проведенному Палестинским центром политических и обзорных исследований (PCPSR), постепенно популярность ФАТХ на Западном берегу начала восстанавливаться, что несколько упрочило и положение М.Аббаса. Несмотря на то, что большинство пока еще поддерживает ХАМАС и И.Ханию в качестве палестинского лидера, изменение в оценках общественности может сделать местное население менее восприимчивым к радикальному антиизраильскому подстрекательству. Вместе с тем, рост популярности ФАТХ и М.Аббаса в определенной степени может быть связан с интенсификацией его взаимодействия с представителями США и ЕС с призывами возобновить мирное урегулирование, что в перспективе способно создать сложности для Израиля в политической и международной сферах.

Официальные визиты и переговоры

С начала марта Израиль активно включился в посреднические усилия между Россией и Украиной. Глава правительства Н.Беннет провел серию личных и телефонных переговоров с президентами двух стран В.Путиным и В.Зеленским и зарубежными лидерами, включая канцлера Германии О.Шольца и генерального секретаря ООН А.Гутерриша. Кроме того, в израильских миротворческих усилиях был задействован глава МИД Я.Лапид, посетивший с дипломатическим визитом Румынию и Словакию.

В конце месяца состоялись телефонные переговоры Н.Беннета и президента США Дж.Байдена, но посвящены они были и преимущественно всплеску террористической активности в Израиле, и иранской угрозе в виде развития ядерной программы, и региональной агрессии ИРИ при поддержке прокси. Ситуация на Ближнем Востоке, в том числе попытки Вашингтона сблизиться с ПНА, а также российско-украинский трек вошли в повестку дня встречи Н.Беннета с Госсекретарем Э.Блинкеном 27 марта. 7 марта в Латвии главы МИД США и Израиля встретились лично, сосредоточившись на украинской проблематике, включая посредничество Иерусалима, оценку действий Москвы и оказание республике гуманитарной помощи, а также в вопросах безопасности ближневосточного государства.

В начале месяца Израиль посетил О.Шольц. Его визит был запланирован заранее и, как ожидалось первоначально, федеральный канцлер Германии намеревался рассмотреть вопросы мирного процесса и поселенческой активности, однако под воздействием актуальных событий фокус был смещен на украинское направление. Это, впрочем, не помешало сторонам затронуть ход переговоров по иранской ядерной программе, а также взаимодействие в области исторической памяти и мемориализации Катастрофы.

2 марта президент Израиля И.Герцог отправился на Кипр, где в центре внимания дискуссии с контрпартнером Н.Анастасиадисом оказались климатическая политика, сотрудничество в сфере энергетики и экономики, а также взаимная поддержка на региональных форумах. Поездку главы государства многие обозреватели связали с желанием Иерусалима продемонстрировать своим средиземноморским партнерам, что предстоящий раунд общения с Р.Т.Эрдоганом не угрожает трехстороннему альянсу с Афинами и Никосией.

9 марта в Анкаре состоялся раунд личного общения И.Герцога и Р.Т. Эрдогана, в ходе которого обсуждались направления, способные создать основу для восстановления отношений. По словам главы Израиля, «багаж прошлого никогда не исчезнет сам по себе, но мы выбираем путь доверия и уважения, который будет включать в себя глубинный диалог во всех областях». Перед визитом в экспертном сообществе было высказано мнение о возможных попытках турецкого лидера сделать акцент на сотрудничестве в газовой отрасли, в частности, оценить перспективы транспортировки израильского голубого топлива в Европу через Турцию, однако, по итогам визита подробной информации на этот счет опубликовано не было.

30 марта в Иерусалиме прошла встреча Я.Лапида и его австрийского контрпартнера А.Шалленберга. В центре внимания глав внешнеполитических ведомств оказалась возросшая террористическая угроза для Израиля. Помимо этого, через активизацию личного общения ближневосточное государство, судя по всему, предприняло попытку восстановить особый характер отношений, существовавший между государствами до ухода в отставку канцлера С.Курца.

На региональном направлении в марте знаковыми стали несколько событий. На египетском треке речь идет о договоренностях об организации прямого воздушного сообщения между Тель-Авивом и Шарм эль-Шейхом, а также визите в Каир главы израильского правительства. Президент И.Герцог и министр обороны Б.Ганц провели в Аммане личные встречи с королем Иордании Абдаллой II. Одной из центральных тем данных переговоров стала координация контртеррористических мероприятий, в том числе против группировки ИГ (запрещена в России).

27-28 марта в Сде Бокере прошел дипломатический «саммит в Негеве», на который были приглашены министры иностранных дел ОАЭ, Бахрейна, Марокко, Египта, а также Госсекретарь США. Основной целью мероприятия было развитие отношений в рамках т.н. процесса нормализации между Израилем и умеренными региональными режимами. Однако в адрес мероприятия последовала критика, в том числе со стороны парламентской оппозиции во главе с Ликудом, с точки зрения которой недостаточные усилия были предприняты для консолидации против Ирана.

Помимо этого, в марте министр юстиции Г.Саар посетил Уругвай и Аргентину. В рамках своего турне он стремился заручиться поддержкой латиноамериканских стран по иранской ядерной проблеме, а также поддержать контакты с местными властями и представителями еврейских общин. В Буэнос-Айресе Г.Саар посетил церемонию, посвященную памяти жертв террористической атаки в посольстве Израиля 17 марта 1992 г., унесшей жизни 29 человек.

Отношения с международными организациями

Сложная ситуация для Израиля сложилась в марте в ООН. С одной стороны, представители ближневосточной страны столкнулись с необходимостью выразить свою позицию по ситуации на Украине, что для них было сопряжено с потенциальными трудностями в отношениях с США и Россией. 2 марта делегация государства в Совете Безопасности ООН встала на сторону большинства, поддержав резолюцию под названием «агрессия против Украины». При этом от лица Иерусалима выступил не постоянный представитель при учреждениях ООН в Нью-Йорке Г.Эрдан, а его заместитель Н.Фурман. Помимо одобрения документа, Израиль также согласился выступить одним из его ко-спонсоров, хотя ранее в феврале дистанцировался от аналогичных действий, что спровоцировало недовольство США.

В конце месяца в ООН был представлен отчет специального докладчика по ситуации с правами человека на «оккупированных» Израилем территориях. В нем утверждалось о «привилегиях для 700 тыс. еврейских поселенцев, проживающих в 300 незаконных израильских поселениях», а Газа была названа «тюрьмой под открытым небом», в которой палестинцы живут без связей с внешним миром, доступа к здравоохранению, электроэнергии и воде. Также государство было обвинено в «практике апартеида».

В отношениях с ЕС наоборот наметился определенный прогресс, продиктованный геополитическими трансформациями и запросами Брюсселя на диверсификацию источников поставок ресурсов. В конце марта Израиль посетил Верховный комиссар Евросоюза по вопросам добрососедства и расширения О.Вархели, одной из целей визита которого стало продвижение инициатив для Средиземноморья. По сообщениям СМИ со ссылкой на министерство энергетики государства, Европейский комиссар по энергетике К.Симсон направил в Иерусалим запрос о возможностях поставок сжиженного природного газа в связи с растущими потребностями потребителей, возникшими из-за намерения в короткие сроки найти альтернативы российскому голубому топливу.

В Израиле активное включение в формирующиеся новые цепочки поставок увязывают с вводом в эксплуатацию месторождений «Кариш» и «Танин», что, по прогнозам экспертов, может произойти не ранее осени. Обусловлено это тем, что государство, ранее ставившее в центр стратегии развития своей транспортной отрасли экспортную составляющую, опасается оставить без энергоресурсов собственное население. Газа с месторождения «Тамар», преимущественно используемого для нужд страны, может оказаться недостаточно, тогда придется вести его дополнительные закупки, что чревато ростом цен для потребителей из-за общей ситуации на рынках. Такое развитие событий, в свою очередь, не вписывается в план по снижению стоимости жизни. Осложняет обстановку и то, что часть территории «Кариш» оспаривается Ливаном.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

В марте израильские парламентарии вновь оказались вынуждены вернуться к коронавирусной проблематике. Прежде всего, депутатов волновало распространение нового штамма BA.2, который, как считают в министерстве здравоохранения страны, на 30 % заразнее омикрона, а также приводит к росту госпитализации среди детей. Вместе с тем на текущем этапе в Кнессете не увидели оснований для возвращения более серьезных эпидемиологических ограничений. Экономическая комиссия провела специальное заседание по поддержке бизнеса, пострадавшего от волны омикрона. По его итогам в адрес правительства был высказан призыв ускорить реализацию практических мер на данном направлении.

Не остались без внимания и различные аспекты безопасности. В начале месяца было решено отложить введение поправки к закону о воинской службе, предусматривающей сокращение ее срока с нынешних 32 до 30 месяцев. Ожидается, что указанное нововведение вступит в силу летом 2024 г. Как было отмечено на заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне, замораживание продолжительности службы в ЦАХАЛ объясняется нехваткой людей, что особенно опасно, принимая во внимание широкий спектр угроз, с которыми сталкивается государство. Так, сокращение на 2 месяца, по оценкам Отдела планирования Генерального штаба, приведет к нехватке порядка 3500 военных. В результате, по итогам встречи председатель Комиссии Р. Бен Барак обратился к АОИ с запросом на предоставление новой модели комплектования.

Заметное внимание уделялось парламентом ситуации на Украине. 20 марта по видеосвязи к депутатам обратился президент республики В.Зеленский, однако, его выступление спровоцировало неоднозначную реакцию со стороны различных политических сил. Так, негодование членов Кнессета вызвал исторический блок заявления главы государства, в котором были замечены неуместные, точки зрения депутатов как от коалиции, так и от оппозиции, аналогии с Катастрофой европейского еврейства.

В определенной степени возникшие в связи с видеообращением противоречия существовали давно, а их первым заметным проявлением можно считать обстоятельства участия В.Зеленского в пятом Форуме в память о Холокосте в январе 2020 г. Напомним, тогда украинский лидер отказался от посещения самого события, передав места делегации своей страны бывшим узникам нацистских лагерей. Несмотря на то, что аналогичным образом поступил ряд израильских политиков, чей пример, судя по всему, и был позаимствован, в случае с республикой осадок от этого шага оказался, скорее негативным. Тогда же в экспертном сообществе стало высказываться мнение, что, так или иначе, но Киеву необходимо будет сделать заявление о Катастрофе и коллаборационизме, без которого, рано или поздно, отношения с Иерусалимом рискуют пострадать.

Помимо этого, в Кнессете обсуждался и ряд экономических вопросов. Так, финансовая комиссия утвердила государственные гарантии для авиаперевозчиков на полеты в Россию на 2,5 млрд долларов на три ближайших месяца. Следует отметить, что в сравнении с предыдущим периодом сумма выросла на 1,5 млдр. Это было обосновано необходимостью увеличения числа перелетов, что, в свою очередь, по словам депутата А.Кушнира (НДИ), связано с «ответственностью перед израильтянами и евреями, находящимися в России».

Деятельность правительства

На еженедельных заседаниях кабинета министров преобладало обсуждение внешнеполитической ситуации. На первый план, разумеется, вышел украинский трек, также страна продолжила следить за ситуацией вокруг СВПД. Одной из центральных тем в этой связи оказался прием беженцев, а также подготовка к репатриации украинских евреев. По словам Н.Беннета, «такие моменты, когда мир сталкивается с беспорядками и евреи больше не в безопасности там, где они находятся, всем напоминают, как важно, чтобы у евреев был дом… как важно, что у нас есть Государство Израиль».

По данным правительства, озвученным в начале марта, военно-политический кабинет получил несколько сценариев развития событий, связанных с приемом беженцев. 8 марта министр внутренних дел А.Шакед сообщила о готовности Израиля предоставить временную защиту для почти 20 тыс. граждан Украины, которые уже находились в ближневосточной стране, 5 тыс. лиц пребывших после начала российской специальной военной операции, было решено выдать трехмесячные временные визы. Для украинцев, которые также желали бы отправиться в Израиль, была введена процедура подачи заявления через сайт внешнеполитического ведомства или по приглашению родственников.

На встрече министров 14 марта было объявлено об инвестировании 330 млн шекелей в укрепление безопасности Ашкелона. В тот же день правительство анонсировало решение о строительстве нового города для ультраортодоксального населения – Касиф в Негеве, возведение которого призвано решить проблему обеспеченности доступным жильем данного сектора населения. Руководство реализацией проекта поручено министру строительства З.Элькину и министру внутренних дел А.Шакед. Новый населенный  пункт рассчитан на 100 тыс. жителей. Также рассматривается создание на границе с Египтом поселка Ницана, способного принять более 2 тыс. человек.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Стражи иранской революции – это “Хизбалла” в Ливане, они — “Исламский джихад ” в Газе, они – хоуситы в Йемене, они же ополченцы в Ираке… Они являются неотъемлемой частью жестокой машины угнетения в Иране… Попытка исключить КСИР из списка террористических организаций является оскорблением жертв и игнорирует задокументрированную реальность, подтвержденную недвусмысленными доказательствами. Нам трудно поверить, что определение КСИР как террористической организации будет снято в обмен на обещание не навредить американцам… Мы верим, что США не бросят своих ближайших союзников в обмен на обещания террористов», — говорилось в совместном заявлении  Н.Беннета и Я.Лапида. Сделано оно было на фоне сообщений о возможности исключения американской администрацией КСИР из перечня иностранных террористических организаций. Такая вероятность, в свою очередь, возникла вследствие сообщений израильских и американских источников, в которых утверждалось, что статус КСИР является предметом переговоров в рамках процесса возвращения к СВПД.

Опасения Израиля при этом имеют более широкие основания, чем сопротивление иранской агрессии и борьба с его ядерными амбициями. С большим трудом Иерусалим за последние несколько лет смог побудить ряд своих западных партнеров отказаться от деления «Хизбаллы» на политическое и военное крыло, что ограничило активность ливанской группировки в Европе в части антиизральских действий или сбора средств. Соответственно, пересмотр подхода к восприятию КСИР вполне способен вылиться в общую эрозию всего данного процесса.