- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценка обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке в издании The Military Balance 2022. Часть 7

Международный институт стратегических исследований (Великобритания)  опубликовал ежегодный бюллетень с обзором военных потенциалов государств мира The Military Balance 2022[i] [1]. 7-я глава ежегодного издания посвящена вопросам развития военной и военно-политической ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Учитывая то, что издание представляет собой качественный комплексный обзор вооружённых сил ближневосточных стран и положительно характеризуется наличием разделов со сводной военной и военно-экономической статистикой, продолжим рассмотрение ситуации в изучаемом регионе на основе данного издания.

Ливан: военные и военно-политические аспекты кризиса в стране

Ухудшающаяся экономическая ситуация в Ливане и политический кризис оказали значительное давление на и без того проблемные вооруженные силы Ливана. В условиях, когда правительство все больше лишается ресурсов и, как следствие, легитимности, оно также сталкивается с уличными протестами, перекрытием дорог, нападениями на объекты государственной инфраструктуры. В результате властные структуры все больше полагаются на армию в различных миссиях по обеспечению внутренней безопасности.

Задачи обеспечения внутригосударственной безопасности всегда были основой для вооруженных сил Ливана, поскольку без их вмешательства невозможно было разрядить обстановку и противодействовать местным вооруженными группировками (включая исламистские, палестинские и преступные). Небольшие по численности подразделения ВС Ливана регулярно направляются по всей стране для ослабления напряженности на местах, а также обеспечения безопасности банков, пекарен и автозаправочных станций, доставки гуманитарной помощи, а в крайних случаях и выявления торговли людьми. Указанные задачи приобрели большую актуальность после 2020 года в связи с растущим давлением общественности с целью сокращения примерно 30% субсидируемого ливанского бензина, который контрабандой ввозился в Сирию.

Экономический кризис в Ливане значительно ухудшился в 2019 году, и к концу 2020 года уровень госдолга достиг 174% ВВП. Кризис ликвидности возник, когда банки, разместив депозиты клиентов в Центральном банке (который, в свою очередь, предоставил их неплатежеспособному государству), серьезно ограничили доступ пользователям к депозитам. По оценкам МВФ, реальный ВВП сократился на 7,28% в 2019 году и на 25,0% в 2020 году, поскольку экономические проблемы усугублялись отсутствием экономических реформ и значительными финансовыми издержками в результате взрыва в порту Бейрута 4 августа 2020 года. Выплаты по долгам, приостановленные в 2020 году, выросли до одной трети годового бюджета Ливана, что также создает давление на другие направления расходов. В результате значительно пострадал оборонный бюджет, что привело к побочным последствиям в виде сокращения инвестиций в модернизацию оборудования и непредвиденные расходы, снижения боеготовности и снижения морального духа личного состава армии.

Оборонный бюджет Ливана составлял, по оценкам, 2897 млрд фунтов (0,62 млрд долл.) в 2020 году, при этом на момент составления издания «The Military Balance 2022» никаких подтвержденных данных на 2021 год в наличии не было. В реальном выражении бюджет на 2020 год был на 37,9% ниже уровня 2019 года. Выплачиваемая в ливанских фунтах заработная плата всех государственных служащих, включая военнослужащих и сотрудников сил безопасности, пострадала, поскольку валюта потеряла более 90% своей стоимости по отношению к доллару с 2019 года. Сообщается, что все пайки, пособия и пенсии были сокращены. Были высказаны опасения, что военнослужащие могут искать дополнительную работу или брать отпуск, чтобы устроиться на другую работу. В ответ некоторые политики предложили увеличить жалованье военным, но это предложение было отложено после череды протестов.

В марте 2021 года командующий ВВС генерал Джозеф Аун выступил с беспрецедентной публичной речью перед аудиторией офицеров, в которой описал тяжелое состояние ВВС. Возложив ответственность на политический истеблишмент, он спросил: «Что вы планируете делать? Мы не раз предупреждали об опасности сложившейся ситуации». Он также предупредил, что армия вскоре может быть не в состоянии выполнять весь спектр своих задач. Опасаясь, что ливанские ВС ослабнут и потеряют сплоченность, внешние спонсоры, в частности США, Великобритания, Франция и ключевые арабские государства, начали корректировать свою помощь, уделяя приоритетное внимание пожертвованиям в виде продовольствия, медицинской помощи, топлива, оборудования и запасных частей.

Например, в июле 2021 года Катар пообещал предоставлять 70 тонн продовольствия в месяц, в то время как Франция и Италия также пообещали продовольственную помощь. Такая поддержка часто оказывалась в рамках более широкого плана помощи, координируемого ООН. Мишель Аун публично защищал международную помощь от внутренней критики иностранного вмешательства, подчеркивая, что «если бы не такая помощь, ситуация была бы намного хуже». Вашингтон стремился подчеркнуть свое непрерывное сотрудничество с ВС Ливана, проводя совместные учения и увеличив ежегодную финансовую помощь до 120 млн долл. Со стороны США были переданы в дар три отремонтированных вертолета Huey и шесть вертолетов MD530F+. Другой внешнеполитический актор – Китай сделал первое крупномасштабное пожертвование Ливану в виде специальной и автомобильной техники в 2021 году – около 100 грузовиков и легких транспортных средств.

Борьба с терроризмом и обеспечение безопасности границ в период 2020-2022 гг. по-прежнему оставались главными интересами западных государств-партнеров в ближневосточной стране. Кроме того, поддержка ВС Ливана все чаще рассматривается ими как важный аспект в решении проблемы миграции и распределении потоков беженцев из Ливана на Кипр и в Европейский союз. Примечательно, что такая поддержка продолжалась, несмотря на критику Конгресса США в адрес ВС Ливана за неспособность сдержать деятельность «Хизбаллы». На международной конференции, созванной Францией в июне 2021 года для координации иностранной помощи и сбора средств для поддержки ливанских ВС, Мишель Аун повторил свою тревожную оценку, заявив: «Ситуация критическая. Если проблемы не остановить, экономический и финансовый кризис неизбежно приведет к краху всех государственных институтов, включая ВС».

Согласно сообщениям прессы, наблюдается некоторая «эрозия имиджа» ВС Ливана, при этом силу все чаще обвиняют в защите политического класса, который многие считают коррумпированным, а также за использование жестких методов борьбы против протестующих и противников действующего режима. Неспособность сдержать «Хизбаллу» также вызвала гнев местных партий и нанесла ущерб государственному суверенитету. Расследование взрыва в порту Бейрута в августе 2020 года стало еще одним фактором, свидетельствующим о недостаточно оперативной реакции со стороны высшего эшелона ВС и сил безопасности.

[i] [2] https://www.iiss.org/publications/the-military-balance#:~:text=The%20Military%20Balance%202022%3A%20Features&text=Analytical%20texts%20on%20defence%20intelligence,air%20domains%2C%20and%20in%20cyberspace.