- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии военной операции России на Украине на функционирование торговых маршрутов и обеспечение бзопасности грузовых перевозок Турции

Как полагают некоторые турецкие оппозиционные СМИ,  правительство Турции сознательно  преуменьшает влияние российской военной операции на Украине на функционирование торговых маршрутов и обеспечение бзопасности грузовых перевозок, отказываясь присоединиться к каким-либо санкциям в отношении России. Хотя транспортные и торговые маршруты, идущие в Украину и через Украину, были заблокированы, что вызвало протест турецких грузовых компаний из-за потери бизнеса и увеличения издержек, правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана публично преуменьшает влияние российской операции и продолжает воздерживается от какой-либо критики в адрес России за ее вторжение на Украину. «С войной на севере Черного моря производственные и логистические цепочки столкнулись с определенными новыми угрозами, но они не критичны», — сказал Эрдоган в своей речи после заседания кабинета министров 12 апреля, заявив, что Турция находится на пути к тому, чтобы стать «логистической сверхдержавой с широкой географией, простирающейся от Лондона до Пекина, от Сибири в Южную Африку». Эрдоган заявил, что его правительство предприняло шаги, чтобы вскоре превратить Турцию в одну из 10 ведущих экономик мира. При этом в своей длинной речи он не сделал никаких комментариев, которые могли бы быть истолкованы как критика России. Другие турецкие официальные лица также были сдержанны в своих комментариях в отношении  России.  В письме в парламент министр транспорта и инфраструктуры Адиль Караисмаилоглу написал, что Украина имеет незначительную долю в мировых наземных перевозках, и отверг опасения оппозиции по поводу дальнейшего увеличения стоимости перевозок для турецких компаний. Он сказал, что новые логистические маршруты устанавливаются через Польшу и Россию для доставки товаров в страны Балтии и Беларусь. С другой стороны, транспортная отрасль Турции бьет тревогу по поводу нарушения торговых маршрутов из-за кризиса, предупреждая об увеличении расходов на топливо и страхование и несоблюдении контрактов. По официальным данным правительства, 1089 турецких логистических компаний используют сухопутные маршруты через Россию, в то время как 902 используют Украину для доставки турецких экспортных товаров в пункты назначения. Хотя правительство заявило, что транспортная деятельность через Украину «все еще ограничена», представители отрасли говорят, что маршруты полностью заблокированы и что нет возможности транспортировать товары в Украину или через украинскую территорию. Базирующаяся в Стамбуле Международная ассоциация перевозчиков (UND) недавно распространила сообщение своим членам о том, что Ро-Ро перевозки между Турцией и Украиной были остановлены и что турецкие  морские суда остаются  в украинских портах, не имея возможности вернуться в Турцию. Он также добавил, что транзитные маршруты через Украину для других европейских направлений были закрыты. По данным ООН, государства-члены Европейского Союза также блокируют турецкие грузовые компании от перевозки некоторых товаров в Россию и Беларусь из-за общеевропейского эмбарго на эти страны. Ассоциация заявила, что премии по страхованию ответственности увеличились для грузовых перевозчиков и ожидает, что осложнения в будущих и существующих контрактах по военным положениям будут продолжаться. При этом турецкие логистические компаний продолжают доставлять товары в Россию через порты на Черном море и сухопутные коридорные маршруты через территорию Азербайджана и Грузии, но они также столкнулись с отдельными проблемами, которые привели к закрытию ряда пограничных КПП или замедлению движения.  Плавучие мины также представляют значительную угрозу турецким судоходным линиям в Черном море, основной артерии для транспортировки зерна, нефти и других товаров через турецкие проливы, которые соединяются с Эгейским и Средиземным морями. Риск от морских мин подорвал работу грузовых и морских компаний, особенно после того, как эстонское грузовое судно затонуло после столкновения с морской миной у берегов Одессы 3 марта 2022 года. До сих пор ВМС Турции перехватили и обезвредил три морские мины, которые плавали в Черном море, а тральщики  и самолеты ВМС получили задачу усиленно следить за морем на предмет обнаружения большего количества мин. Турецкое правительство при этом старается не указывать пальцами ни на Россию, ни на Украину, которые обвиняют друг друга в применении морских мин. Военные Турции обезвредили мины, обнаруженные в ее территориальных водах вблизи пролива Босфор, но решили не делиться какой-либо подробной информацией о типе мин или видеозаписях их уничтожения. 26 марта министр обороны Хулуси Акар заявил журналистам, что военные еще не пришли к выводу о происхождении мин, заявив: «Было бы неправильно говорить что-либо, не будучи уверенным в том, были ли мины заложены Украиной или здесь плавали какие-то другие мины. Наша оценка этого продолжается». Он отказался предоставить информацию о количестве перехваченных мин. На закрытом заседании исполнительного комитета правящей Партии справедливости и развития (ПСР) 5 апреля Акар, как сообщается, сказал членам партии, что мины имеют «советское происхождение» и что отказоустойчивая система на минах в случае дрейфа была отключена. Он подчеркнул, что подозревает заговор для создания предлога по входу кораблей НАТО в Черное море и усиления давления на Турцию, чтобы ослабить ограничения на военные корабли, проходящие через турецкие проливы в нарушение Конвенции Монтрё. Тем не менее, он пообещал не допускать иностранные военные корабли в Черное море.

Дрейфующая морская мина, обнаруженная Румынией, дает больше подсказок, поскольку румынское правительство поделилось изображениями и кадрами перехваченной мины, которые четко  указали, что она поступила из запасов украинского флота. Украинское правительство обвинило Россию в применении мин, изъятых из запасов ее военно-морского флота после аннексии Крыма в 2014 году. Российское правительство в свою очередь обвинило Украину в распространении дезинформации. Хотя Россия утверждала, что мины были первоначально установлены украинскими военно-морскими силами вблизи одесского порта и что некоторые из них отошли после разрыва кабелей, есть утверждения экспертов НАТО, что эти мины, скорее всего, были выпущены российской подводной лодкой в ходе тайной операции, чтобы подорвать доверие к Украине. Статья на сайте Turkish Minute news утверждалось, что текущие погодные условия делают фактически  невозможным вариант того, чтобы эти мины отдрейфовали бы  так далеко, и что разведывательные самолеты НАТО, пролетающие над Черным морем, заметили бы их, если бы они и свободно плавали в воде. Как бы то ни было, турецкие чиновники сейчас особенно осторожны и избегают  обвинений Россию в создании «минной угрозы» для судоходных линий, а утечки с собрания партии ПСР предполагают, что правительственные чиновники более склонны полагать, что именно «страны НАТО» стоят за плавучими минами в Черном море.