- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что думают в Израиле о возвращении Ирана в СВПД. Часть 2

По мнению израильского аналитика генерала Й.Купервассера, поспешное отступление США из Афганистана в августе 2021 г. и дефицит наступательности в реакции США на российскую военную операцию на Украине в февраля нынешнего года убедили лидеров исламского режима, возглавляемых экстремистски настроенным президентом Э.Раиси, в оправданности их нынешней политики и побудили их и дальше придерживаться своих позиций.

По Й.Купервассеру,  США вполне могли бы «надавить» на Иран, чтобы тот притормозил опасные достижения в продвижении по производству ядерного оружия и вынудить его к более выгодной сделке, сочетая санкции и реальную угрозу применения силы. Однако, на деле, как показывают последние реалии, включающие в том числе заявления высокопоставленных сотрудников американской администрации, Соединенные Штаты намерены уступить требованиям Ирана в санкционной сфере.

Хотя США в последние недели и дезавуируют такую возможность, но есть явные сигналы к тому, что дестабилизирующий ситуацию в регионе Корпус стражей исламской революции (КСИР) больше не будет считаться террористической организацией, и заодно будут сняты санкции с иранских руководителей, которые были непосредственно причастны к страшным кровавым терактам против евреев, США и Израиля.

Очевидно, считает генерал Й.Купервассер, явный возврат к ядерной сделке опасен сам по себе, даже без снятия дополнительных санкций. В обмен на отказ иранского режима от производства дополнительного обогащенного урана, что немного отодвинет ИРИ от статуса т.н. «пороговых стран», находящихся на грани входа в ядерный клуб, Иран сможет продолжать развивать свою ядерную программу, не опасаясь возмездия.

Ситуация на сегодня такова, что по оценкам израильских аналитиков, в течение двух лет Иран сможет возобновить работу центрифуг самых продвинутых  модификаций и накопить неограниченные запасы как низкообогащенного урана, так и любого другого, с более высоким уровнем обогащения, достигнув способности и возможности производить ядерное оружие.

Однако такой сценарий противоречит нынешней ситуации, когда Ирану еще предстоит преодолеть опасный порог, за которым он может стать мишенью для Соединенных Штатов или Израиля, если попытается продвинуться вперед с производством от одного до четырех единиц ядерного оружия.

«Не забудем, между тем, — предостерегает генерал Й.Купервассер, — что после гипотетически возможного повторного подписания СВПД, ИРИ получит доступ к своим замороженным авуарам  суммой порядка 100 млрд долларов и увеличению доходов от экспорта нефти. Размороженные активы могут пойти на укрепление силовых структур режима. В результате более успешной будет борьба с непрекращающимися беспорядками, возрастет помощь  террористическим прокси-формированиям всех видов — «Хизбалле», хоуситам, ХАМАСу, «Исламскому джихаду» и др.».

Американцы вполне осознают, что это будет не возврат к первоначальной опасной ядерной сделке 2015 г., а нечто еще более опасное, ибо следует принять во внимание уже достигнутый иранцами дополнительный прогресс, реализованный в период постепенного выхода из Договора в отсутствие контроля мирового сообщества. Это касается пополнения центрифужного парка продвинутыми высокоскоростными моделями, использование высокого процента обогащения, наращивание ракетных программ, создание оружейного запаса. Такая деятельность продолжалась в ИРИ и в течение начавшихся в марте прошлого года переговоров по СВПД.

Генерал Й.Купервассер предлагает принять во внимание ужасные последствия стремления Ирана к тому, чтобы стать страной, находящейся на пороге перехода в клуб ядерных государств. Важно и то, каковы последствия для Израиля в продвижении Ирана к тому, чтобы стать пороговым государством при попустительстве  США? Аналитик считает, что Израилю следует принять как сиюминутную реальность факт, что Соединенные Штаты, как самый важный союзник и главный сторонник Израиля, страдают от слабости, которая вполне очевидна и осязаема. Вот почему в этой сфере Израиль должен полагаться и опираться в первую очередь на себя. Общеизвестно, что США очень осторожны и неохотно принимают напрямую участие в каком-либо конфликте. В данном случае следует понимать, что укрепление позиции Ирана не является достаточно серьезной угрозой для правительства Байдена, чтобы оно могло мобилизоваться для ее нейтрализации.

Даже если лидеры США подтвердят свою приверженность предотвращению приобретения Ираном ядерного оружия и будут убеждены, что возвращение к соглашению поможет этому, отмечает израильский аналитик, на практике СВПД  прокладывает путь для превращения Ирана в ядерную державу.

Однако какие же альтернативы есть у Израиля? По мнению генерала Й.Купервассера, Израиль, насколько это возможно,  должен предотвратить возвращение к соглашению, устанавливая серьезные и последовательные контакты с официальными лицами США по обе стороны политического спектра (демократы и республиканцы), которые разделяют серьезность текущего шага. У Конгресса могут быть инструменты, которые усложнят правительству достижение реализуемых им целей.

Если же соглашение будет реализовано, Израилю придется начать тайную кампанию, чтобы сорвать ядерную программу Ирана. Имеются в виду засекреченные операции, которыми Израиль уже много лет пытается противодействовать продвижению иранской атомной программы. На самом деле, они существенно тормозят продвижение Ирана к выбранной им цели. Как считает генерал Й.Купервассер,  Израиль должен как можно эффективнее использовать это дополнительное время, чтобы развивать свои способности силой затормозить прогресс ядерной программы Ирана, если это будет необходимо, и противостоять сложным последствиям такого шага.

В то же время, по мнению аналитика, Израиль должен продолжать укреплять связи с прагматичными арабскими суннитскими государствами, которых глубоко беспокоит консолидация Ираном находящихся под его контролем и влиянием сил и ясно проявляющаяся слабость и бездействие США на этом направлении. В таких условиях умеренные суннитские страны  могут попытаться компенсировать слабость Соединенных Штатов, сблизившись с Израилем или, с другой стороны, сблизившись с Ираном и его сторонниками, такими как президент Сирии Башар Асад. Не исключена и возможность того, пишет в заключение израильский аналитик генерал Йоси Купервассер, что некоторые страны могут реализовать попытки увеличения своих ядерных потенциалов.