- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах в военно-техническом сотрудничестве между США и ОАЭ

Как утверждает ряд американских экспертов, Соединенным Штатам необходимо добиваться большей прозрачности в оборонном секторе Объединенных Арабских Эмиратов, а сотрудничество между Абу-Даби и Москвой, а также использование секретных оборонных контрактов создали потенциал для массового уровня коррупции. ОАЭ имеют тесное стратегическое партнерство и партнерство в области безопасности с США и рассматриваются как финансовый центр Ближнего Востока, принимающий многочисленные международные конгломераты, фонды развития и инвестиционные фирмы. Майкл Пикард, научный сотрудник Transparency International Defence & Security, заявил, что оборонная промышленность ОАЭ «очень динамична, в основном из-за знаний, связей, опыта американских оборонных предпринимателей и подрядчиков». Тем не менее, он отметил, что Абу-Даби, по крайней мере до недавнего времени, был вовлечен в тесное сотрудничество с российской оборонной промышленностью. В начале 2000-х годов Россия занимала большую долю в продажах оружия ОАЭ, как отмечалось, когда Абу-Даби стал первым заказчиком системы ПВО «Панцирь-С1» (SA-22 Greyhound), которая, как утверждают разработчики, может поражать  высокотехнологичные американские самолеты F-22 и F-35. США также выразили обеспокоенность по поводу сотрудничества между российскими частными военными подрядчиками и ОАЭ. В 2020 году Пентагон заявил, что ОАЭ финансируют операции частного российского военного подрядчика «Вагнер» в Ливии в поддержку фельдмаршала Халифы Хафтара. Абу-Даби отрицает, что когда-либо поддерживал ЧВК «Вагнер». «Эти неясные связи могут нанести ущерб США, они могут расширить возможности клептократов и, конечно же, подорвать международную безопасность. Так что мы действительно считаем, что США должны добиваться большей прозрачности», — сказал Пикард во время вебинара по коррупции в оружейной промышленности 14 апреля. В прошлом месяце ОАЭ были включены в «серый список» Целевой группы по финансовым мероприятиям, что означает, что они будут находиться под усиленным контролем из-за «стратегических недостатков» в их усилиях по борьбе с отмыванием денег. В докладе Вашингтонского центра перспективных оборонных исследований за 2018 год также было установлено, что военные финансисты, наркоторговцы и другие незаконные субъекты, санкционированные США, использовали рынок недвижимости ОАЭ с слабыми правилами и высокой стоимостью  для отмывания своих денег. Одним из основных способов повышения прозрачности в продажах оружия США является прекращение использования косвенных зачетов. Компенсации — это практика, которую иностранные правительства требуют от американских компаний заключать в некоторых сделках с оружием, и могут включать «подсластители», такие как совместное производство, передача технологий или инвестиции в страну-покупателя. Джоди Витари, сопредседатель программы глобальной политики и безопасности в Джорджтаунском университете, заявила, что, хотя сами «компенсации» не являются проблемой, а вот косвенные компенсации, которые держатся в секрете странами-покупателями,  создают огромные проблемы для прозрачности сделок. «Эти контракты могут быть секретными — фактически, раскрытие информации об этих контрактах в таких местах, как Объединенные Арабские Эмираты, считается государственной тайной. Это возможность для коррупции, для покровительства, для откатов. Там есть все возможности. И во многих странах нет реального способа следить за этими офсетными контрактами, потому что они делают незаконным предоставление какой-либо информации о них», — констатировала Виттори во время своего выступления на панели. Она считает, что косвенные компенсации за закупки оружия могут составлять от 30 до 60% сделки, а также вообще не должны быть связаны с контрактом: «Это огромная сумма денег в крупных секретных контрактах на крупные, часто секретные закупки».

Эти секретные оборонные контракты изобилуют коррупцией, как сообщалось в Financial Times, когда Саудовская Аравия использовала контракт с Raytheon для создания креветочной фермы в стране, в то время как ОАЭ купили 10 000 европейских автозаправочных станций и 5 нефтеперерабатывающих заводов с помощью нескольких оборонных компаний. Даже когда офсетные контракты ОАЭ публично раскрываются, эксперты говорят, что они все еще могут вызывать серьезные опасения. Одной из таких проблем является Летная академия Horizon, одна из основных программ подготовки пилотов военных вертолетов на Ближнем Востоке. Виттори сказала, что компания изначально финансировалась за счет офсетных контрактов и является «не очень законной программой обучения». «Она готовит гражданских пилотов, но он также обучает пилотов вертолетов ОАЭ. К сожалению, вертолеты ОАЭ были вовлечены в ряд случаев нападений на гражданских лиц, гражданские рыболовные суда и другие, которые были описаны такими группами, как Human Rights Watch, как потенциально нарушения прав человека», — сказала она.

Мира Резник, заместитель помощника госсекретаря в Бюро по военно-политическим вопросам, отметила во время панельного мероприятия, что участие в этих косвенных компенсациях было чем-то, за что отвечали частные подрядчики, а не правительство США. «Я просто хочу уточнить, что правительство США не играет никакой роли в переговорах о взаимозачете. Я отмечу очевидное, что правительство США должно продолжать уделять приоритетное внимание борьбе с коррупцией в качестве основного интереса национальной безопасности и эффективно реализовывать стратегию противодействия коррупции», — сказал Резник. Заявление очень знаковое на фоне недавнего визита госсекретаря США Э.Блинкена в ОАЭ и его унизительные извинения за недостаточно быструю реакцию Вашингтона за недавние нападения йеменских хоуситов на объекты на территории ОАЭ.