- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: февраль 2022 г.

В феврале начала стремительно развиваться «оттепель» в отношениях между Испанией и Марокко. Это стало очевидным после того, как 3 февраля правительство Испании объявило о намерении помочь Рабату «гарантировать его энергетическую безопасность», позволив поставки газа в реверсивном направлении по газопроводу Gazoduc Maghreb Europe (GME), который Алжир перестал использовать с конца октября с тем, чтобы создать проблемы для своего западного соседа.

Ранее отношения между двумя королевствами испортились после того, как Испания приняла на лечение главу сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО.

Как сообщило Министерство экологического перехода Испании, «Марокко запросило поддержку на коммерческой основе для того, чтобы гарантировать свою энергетическую безопасность, и Испания положительно ответила на запрос, как она всегда делала для своих партнеров и соседей». По данным министерства, Рабату предложена следующая схема. Марокко будет покупать на мировом рынке сжиженный природный газ. Он будет регазифицирован на одном из заводов в Испании, а затем поставлен в Марокко по GME. Сроки, объемы поставок, финансовые условия при этом не уточнялись.

Решение Алжира прекратить эксплуатацию GME чувствительно ударило по Марокко. Согласно экспертам, Марокко удовлетворяло 97% своих потребностей в природном газе за счет Алжира. Часть газа поставлялась в обмен на право транзита, часть поступала по льготным ценам.

Напомним, что в конце ноября Рабат подписал соглашение с британской группой Sound Energy, которая эксплуатирует газовое месторождение в Тендрара на востоке Марокко. Согласно документу, королевство будет получать 350 млн куб. м газа в год в течение 10 лет. Поставки будут осуществляться через марокканскую часть GME.

7 февраля Марокко вновь открыло свое воздушное пространство после того, как оно в течение более чем двух месяцев было закрыто из-за пандемии ковида и его версии омикрон. Это решение было принято с тем, чтобы попытаться спасти туристический сезон и отрасль, жизненно важную для королевства. Среди оставшихся ограничений – все прибывающие в Марокко должны быть вакцинированы и иметь негативный ПЦР-тест, сделанный менее чем за 48 часов до прилета. Еще один тест предусматривался в течение 48 часов после прилета.

За два года пандемии Марокко недосчиталось 20 млн туристов и 8 млрд евро.

11 февраля сепаратисты из Фронта ПОЛИСАРИО распространили в Алжире информацию, согласно которой за первые 10 дней месяца в ходе серии боестолкновений в сахарских провинциях они якобы убили 12 марокканских военных. Их гибель не была подтверждена из независимых источников. Марокканские власти как правило не реагируют на заявления сепаратистов. До этого ряд марокканских информационных ресурсов сообщил о нанесении ударов с помощью беспилотных летательных аппаратов по «вооруженным элементам ПОЛИСАРИО».

В середине ноября 2020 г. Фронт ПОЛИСАРИО отказался от соблюдения режима прекращения огня, действовавшего в сахарских провинциях 29 лет. Сначала сепаратисты блокировали единственную автодорогу на юге сахарских провинций, соединяющую Марокко и Мавританию. Для ее освобождения Марокко было вынуждено ввести войска в тот район, находящийся за пределами «марокканской стены». Это и послужило формальным поводом для сепаратистов для отказа от соблюдения режима прекращения огня. В сахарских провинциях Марокко контролирует свыше двух третей территории, которая защищена «марокканской стеной» — фортификационным насыпным сооружением.

С ноября 2020 г. Фронт ПОЛИСАРИО считает себя находящимся «в состоянии войны законной обороны» и ежедневно публикует бюллетень с описанием своих операций.

16 февраля после годичной заморозки дипломатических отношений Марокко и Германия договорились преодолеть «разногласия» и восстановить «тесные и дружеские» отношения. Эти отношения ранее испортились, в частности, из-за разных подходов двух стран к западносахарской проблеме. Объявление о договоренности нормализовать отношения было сделано по завершении видеоконференции с участием главы МИД Марокко Насера Буриты и его германской коллеги Анналены Бербок. Видео-встреча между ними прошла накануне саммита между Евросоюзом и Африканским Союзом в Брюсселе. Как отмечалось в совместном коммюнике, «два министра договорились восстановить особо качественные двусторонние отношения во всех областях в духе взаимного уважения». «Они договорились начать новый диалог с тем, чтобы преодолеть недоговоренности в их отношениях», — говорилось в документе.

Германия является одним из основных экономических и торговых партнеров королевства.

Первый конкретный сигнал о дипломатической разрядке – посол Марокко в Германии Зохур Алауи вернулась в Берлин, а новый посол Германии должен был прибыть в Рабат «в ближайшее время».

Рабат приостановил все контакты с посольством Германии в Марокко 1 марта 2021г. по причине «глубоких разногласий» с Берлином. Посол Марокко была отозвана из Берлина, обвиненного, в частности, «во враждебных действиях». С того же времени оставался вакантным пост посла Германии в Марокко.

Поводом для разрыва отношений послужило то, что Германия подвергла критике одно из последних решений Дональда Трампа на посту президента – признать суверенитет Марокко над сахарскими провинциями. Дипломатический конфликт начал разряжаться в конце декабря, когда Рабат приветствовал «позитивные» заявления представителей нового правительства Германии. В частности, президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер тогда заявил, что Берлин «считает план автономии (сахарских провинций, за него выступает Марокко), представленный в 2007г., как серьезное и дееспособное усилие Марокко и как хорошую базу для достижения соглашения».

Фронт ПОЛИСАРИО требует проведения под эгидой ООН референдума о самоопределении сахарских провинций, как это было предусмотрено при подписании соглашения о прекращении огня в 1991 г.

16 февраля дворец объявил о намерении Марокко в экстренном порядке направить около 1 млрд евро (10 млрд дирхамов) на оказание помощи сельскохозяйственному сектору, оказавшемуся в сложной ситуации в связи с сильной засухой, поразившей королевство. Это было объявлено, как в королевской резиденции в Бузнике монарх принял премьер-министра Азиза Аханнуша и министра сельского хозяйства Мухаммеда Садики. Часть этих средств пойдет на обеспечение королевства зерном. Из-за дефицита осадков в течение сезона дождей в водохранилищах к тому дню не досчитались двух третей воды от возможной заполняемости.

Экономика Марокко достаточно сильно зависит от сельскохозяйственного сектора, который приносит до 14% ВВП. В начале февраля во всех мечетях страны прозвучали проповеди в надежде привлечь дожди. По данным ученых, эффект засухи будет только усиливаться в Марокко в предстоящие годы.

20 февраля начался 4-хдневный визит в Марокко министра экономики Израиля Орны Барбивай. Этот визит ознаменовал собой новый этап развития отношений между двумя странами, возобновившихся после восстановления дипломатических отношений в декабре 2020г. Он прошел после того, как в конце ноября 2021г. в Марокко побывал с визитом министр обороны Израиля Бени Ганц, в ходе того визита две страны подписали соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности и в военной области. О.Барбивай прибыла в Марокко вместе с мужем – уроженцем королевства, позднее эмигрировавшим в Израиль.

20 февраля в ряде городов Марокко прошли немногочисленные манифестации протеста против роста цен и в память об 11-й годовщине «арабской весны», в ходе которой марокканцы требовали реформ под знаменами «Движения 20-го февраля».

23 февраля бывший министр по правам человека Марокко Мухаммед Зиан был осужден судом первой инстанции Рабата на 3 года тюрьмы строгого режима по иску МВД страны. Тем не менее 79-летний бывший чиновник, ставший критиком властей и спецслужб, остался на свободе до рассмотрения его дела судом второй инстанции. Среди 11-ти выдвинутых против него обвинений значились, в частности, «адюльтер» и «сексуальное домогательство». Бывший адвокат М.Зиан занимал министерский пост в период с 1995 по 1996 гг. В 1990-е годы в качестве адвоката он защищал интересы государства в делах с его участием.

Похоже, обвинения оппозиционеров в «сексуальных домогательствах» стали повторяться в Марокко. 23 февраля по такому обвинению получил 5 лет тюрьмы 49-летнрий журналист Сулейман Раиссуни. Вердикт был вынесен судом второй инстанции Касабланки. Он был арестован еще в мае 2020г. Как утверждали марокканские власти, процесс над ним проходил в рамках закона и его преследование «не имело ничего общего с его журналистской деятельностью».

В целом, как представляется, из-за зависимости от импорта газа, зерна некоторых других товаров, а также засухи Марокко ждут не очень легкие времена.