- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Политический кризис в Израиле: возможные сценарии и шаги правительства. Часть 4

О политических интригах в ходе кризиса

Вот уже две недели как в Израиле развивается по накатанной схеме политический кризис. Оппозиция заявляет о досрочных выборах, члены коалиции готовиться к «торговле» за свою преданность, а премьер-министр говорит, что беспокоиться не о чем.

Так 11 апреля премьер-министр Нафтали Беннет появился в студиях центральных телеканалов и сообщил стране, что вся фракция партии  «Ямина» и все другие фракции остаются в коалиции, а выборов «в скором будущем не будет».

Беннет сказал, что в его партии и в коалиции в целом «есть консенсус, что идти сейчас на парализующие выборы — это катастрофа» и  подчеркнул, что третьего варианта, о котором говорила «перебежчица» Идит Сильман, для него не существует: сотрудничать с Нетаньяху, который «готов заложить государство ради сделки с прокуратурой», он не будет.

В тот же вечер корреспондент «Хадашот 12» Ярон Авраам опубликовал новые подробности политической интриги, которую чуть не удалось провернуть Нетаньяху и Смотричу. По информации журналиста, депутат Абир Кара был готов отделиться вместе с Идит Сильман и Амихаем Шикли в отдельную фракцию, но организатор этой политической комбинации, муж депутата Шмулик Сильман, все испортил — во время встречи с Карой он позволил себе давление и ультимативный тон, чем оттолкнул депутата и «вернул его в объятия Беннета». Министр финансов Либерман помог удержать Кару в коалиции, пообещав пакет льгот для малого бизнеса. Абир Кара подтвердил рассказ Ярона Авраама, но добавил, что Шмулик Сильман «уже извинился», и он продолжает надеяться на возвращение Идит Сильман.

Гидеон Саар назвал криминалом давление, которое оказывается на правых депутатов коалиции с тем, чтобы они перешли на сторону оппозиции, во вторник на «Решет Бет». Он рассказал, что давление также оказывается на окружение депутатов и их семьи. «Тексты, сказанные возле дома депутата Кнессета Нира Орбаха, являются уголовными преступлениями. Когда вы оскорбляете или угрожаете депутатам и их окружению — это криминал», — сказал Саар.

Он также сообщил, что не в восторге от попыток убедить депутатов Кнессета от коалиции перейти на сторону оппозиционного блока в обмен на обещания, которые будут полезны для их политического будущего. Он также не уверен, что обещания действительно будут выполнены. При этом, он считает, что его фракция «Нова надежда» сплоченная, и в ней не может быть «перебежчиков». Ранее стало известно, что на Идит Сильман, которая вышла из коалиции, оказывалось беспрецедентное давление. Ее мужа обещали лишить работы, а у ее детей были проблемы в движении «Бней Акива». В Ликуде говорят все последние дни, что Сильман не последняя, и это давление «общественного мнения», которое может заставить депутата перейти в другой лагерь. Исраэль Кац назвал это «демократическим процессом».

 

Пока же Беннет предпринимает усилия по удержанию членов своей партии, в этой связи он в срочном порядке удовлетворил «требование» депутата Нир Орбах от «Ямины» о подключении форпостов  к электричеству. Помимо подключения электричества к незаконным поселениям, Орбах также потребовал размораживания строительства в поселениях.

В этой связи Министерство юстиции во вторник объявило, что некоторые незаконные поселения будут подключены к электроэнергии, чего добивались некоторые члены коалиции и правая оппозиция. Подключение к электричеству незаконных форпостов в Иудее и Самарии будет возможно, если они будут определены как «молодые поселения, которые имеют перспективу». Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении Минобороны.

«Я поздравляю министра Гидеона Саара с важным и масштабным решением, которое он принял», — написал Нир Орбах в Твиттере. Так что одной «проблемой» у Беннета стало меньше. Хотя это решение может вызвать очередной всплеск палестинского террора, но Беннету пришлось выбрать между проблемами безопасности и «золотым» депутатом, в случае выхода которого из коалиции, она остается в меньшинстве в Кнессете и попросту разваливается.

20 апреля Беннет понимал, что запрет на «Марш с флагами» хоть и вызовет гневную риторику в идеологическом крыле правого лагеря, но серьезными политическими последствиями ему не грозит. Те, на кого производит впечатление риторика Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира, уже давно не являются избирателями Беннета. К тому же в распоряжении премьер-министра был довод, которым в нынешней коалиции пользуются регулярно: «А вот Биби…».

Действительно, экс-премьер Биньямин Нетаньяху так же, как и нынешний глава правительства, запрещал проведение мероприятий, которые могли вызвать беспорядки, и закрывал Храмовую гору для посещения евреев в дни Рамадана прошлого года. И Беннет запретил проведение «Марша с флагами».

Не успели в канцелярии главы правительства перевести дух, как на них обрушилась новая-старая неприятность, имя которой – Яир Голан. Заместитель министра экономики от партии МЕРЕЦ уже давно приобрел в окружении Беннета нелицеприятную кличку «болтун». Он появился в эфире телеканала «Кешет» и сообщил: «Мы всерьез считаемся с требованиями РААМ по поводу Храмовой горы и гордимся этим». В политических кругах это заявление восприняли совершенно однозначно. Все шаги, которые правительство мотивировало интересами безопасности, на самом деле продиктованы желанием сохранить коалицию с РААМ. «Яир, я хочу понять, ты изо всех сил пытаешься разрушить коалицию?» – спросил его депутат Нир Орбах от «Ямины».

В то время, как Нафтали Беннет решал, кто для него опаснее с политической точки зрения – Бен-Гвир или глава партии РААМ Махмуд Аббас, «перебежчица»  и бывшая глава коалиции Идит Сильман инициировала встречу с министром  обороны Бени Ганца в Тель-Авиве.  Хотя есть и те, кто утверждают, что Сильман на эту встречу направил глава Ликуда Биньямин Нетаньяху. Известно также, что на встрече обсуждались две темы: возможность формирования альтернативного правительства в действующем Кнессете и продвижение важных для поселенческого лобби вопросов.

По первой теме публичный прогресс не ожидался. Ни для кого не секрет, что Ганц тяготится и нынешним правительством, и своим в нем участием. Но Ганц не может стать тем, кто забьет последний гвоздь в крышку гроба нынешнего правительства. А вот если коалиция рухнет и альтернативой новому правительству в действующем Кнессете будут пятые выборы, тогда Ганц, проявив «национальную ответственность», так и быть возьмет на себя тяжкую ношу в виде должности премьер-министра. В Ликудене возражают против такой перспективы.

Пока же партия РААМ опубликовала список требований, которые руководство коалиции должно выполнить, если хочет продолжения сотрудничества. Перечень длинный, однако Беннет не спешит начинать переговоры с РААМ. «Нет никакого смысла идти на компромиссы и давать какие-либо обязательства до тех пор, пока не стало ясно, куда движется эта коалиция», – заявляют в окружении Беннета. «Сначала надо вернуть страну к стабильности в сфере безопасности, затем убедиться, что коалиция жизнеспособна, а уже потом идти на переговоры», – заявляют в приближенные премьера. Сама такая постановка вопроса говорит о том, насколько не уверен в завтрашнем дне глава правительства.

Сменный премьер-министр Яир Лапид занял выжидательную позицию. Должно случиться чудо, чтобы следующим премьер-министром был кто-то кроме него. Если правительство просуществует до лета 2023 года, во что мало кто верит, то Лапид станет премьер-министром на два года в рамках ротации. Если коалиция рухнет до этого, что более вероятно, то он возглавит переходное правительство на период предвыборной кампании и коалиционных переговоров. Сегодня никто не возьмется предсказать, какой период будет длиться дольше. Получив своего рода гарантийный полис, Лапид оставил роль главного политического оператора нынешней коалиции и занялся на этой неделе (помимо семейного отдыха в Париже) своими прямыми обязанностями министра иностранных дел. Шквал обвинений в адрес Израиля по поводу «преступлений», совершаемых силами безопасности на Храмовой горе, вернул Лапида в центр внимания. Он выступает, беседует, встречается. Это не прибавляет ему политических очков, но формирует международный статус будущего премьер-министра Израиля.

Министр финансов Авигдор Либерман занят подготовкой изменения проекта бюджета, который коалиция намеревается утвердить осенью. Изначально речь шла о двухгодичном бюджете на 2023 и 2024 годы. Утверждение такого бюджета заметно упрочило бы, по крайней мере на бумаге, позиции нынешней коалиции. Однако для утверждения двухгодичного бюджета потребовался бы 61 голос. Такой поддержкой коалиция сейчас не располагает, поэтому в Минфине срочно меняют планы и говорят о бюджете только на 2023 год. Публичный прогноз Либермана остается прежним: коалиция не рухнет, летом Нетаньяху подпишет досудебную сделку и сойдет с политической сцены.

Партия «Новая надежда» хранит молчание по поводу политического кризиса, и даже многоопытный и обычно идущий на контакт со СМИ Зеэв Элькин почти не дает интервью. В партии Гидеона Саара лишь обозначили свое желание видеть на посту нового главы коалиции депутата Цви Хаузера. Есть ли там вообще, что возглавлять, станет ясно после 8 мая, когда возобновит работу Кнессет.

В оппозиции заявляют, что дни нынешней коалиции и нынешнего Кнессета сочтены. Глава оппозиции Биньямин Нетаньяху посетил на этой неделе набережную в Ашдоде, а также в Тверии. Опытный политик вряд ли стал бы утруждать себя «встречами с народом», если бы не видел выборы на горизонте. На исходе ближайшего шаббата будет отмечаться праздник Мимуна. И Нетаньяху, и Беннет уже известили общественность, где именно они будут приобщаться к наследию выходцев из восточных стран. Мимуна всегда была очень политическим праздником. Этот год исключением не станет.