- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О непримиримых противоречиях между двумя ливийскими правительствами

Назначенное Палатой представителей (ПП, парламент, заседающий в Тобруке) Ливии новое переходное правительство премьер-министра Фатхи Башаги не торопится перебраться в столицу и намерено переехать туда исключительно мирным путем. Об этом, как передает новостной портал «Аль-Васат», заявил на прошлой неделе его официальный представитель Усман Абдельджалиль на пресс-конференции по итогам первого заседания кабмина, которое прошло в главном городе Феццана Себхе (750 км от Триполи).  «Сейчас это не является для нас неотложной целью, главное — мы хотим приступить к исполнению наших обязанностей в Триполи мирным путем и отказываемся от каких-либо насильственных методов, — отметил он. — Мы не зацикливаемся на конкретном времени переезда в столицу или месте проведения встреч. Первоочередной задачей является беспрерывная работа, а это может быть любой город — Себха, Гарьян, Тобрук или другие, — лишь бы он находился на ливийской земле». Представитель нового кабмина назвал действия отказывающегося передать бразды правления Правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамида Дбейбы одной из главных причин переноса выборов, пообещав, что их проведение в ближайшей перспективе будет прерогативой новой исполнительной власти. На совещании в Себхе Башага представил программу его правительства, в которой очерчены основные цели и приоритеты, включая «широкое политическое участие всех ливийцев на основе опыта, компетентности, добросовестности и способности выполнять поставленные задачи». Кроме того, приоритетными считаются вопросы безопасности, охраны границ, поддержка местных органов власти и возобновление в полном объеме оказания услуг населению, в первую очередь в области здравоохранения, образования и транспорта.  Проведение первой официальной встречи премьер назвал «началом новой эры, которая объединит всех ливийцев для реформ, реконструкции и справедливого распределения богатств». «Это правительство для всех ливийцев во всех регионах, и мы обязаны чувствовать страдания людей и быть с ними, — сказал он. — Мы полны решимости начать работу в качестве национального и легитимного ливийского кабмина и будем заботиться об интересах родины и нашего народа».  Между тем, выступая на пресс-конференции, Башага обвинил Дбейбу в присвоении госсредств. «Его правительство незаконно пользуется нефтяными доходами и направляет их милициям и вооруженным группировкам, чтобы остаться у власти», — подчеркнул он и также утверждал, что часть этих денег даже идет «на подпитку террористов».

Парламентские и президентские выборы в Ливии должны были состояться 24 декабря прошлого года, но в самый последний момент были перенесены на неопределенный срок из-за невозможности их организации и несовершенства законодательства. В частности, Высшая избирательная комиссия заявила о том, что пробелы и серьезные упущения в законах о выборах привели к конфликту избиркома с судебной власть из-за кандидатов, что недопустимо.
3 марта парламент Ливии привел к присяге в Тобруке новое переходное правительство страны во главе с Ф.Башагой, посчитав, что мандат ПНЕ истек еще в конце декабря прошлогогода. Между тем еще до этого Дбейба неоднократно предупреждал, что не собирается складывать полномочия и передаст бразды правления своему преемнику только после проведения всеобщих выборов. 21 февраля в обращении к нации он озвучил план, в соответствии с которым в июне этого года в Ливии должны пройти парламентские выборы, а выборы президента будут отсрочены до принятия постоянной конституции страны. Глава ПНЕ считает, что только его кабмин обладает полномочиями осуществлять подготовку к выборам, данными ему Форумом ливийского политического диалога.
Дбейба и Башага являются выходцами из Мисураты — третьего по величине города страны, в котором еще со времен свержения прежних ливийских властей в 2011 году были сосредоточены наиболее боеспособные вооруженные формирования. Часть из них ранее уже заявила о поддержке нового премьера, однако другие встали на сторону ПНЕ и, как сообщалось, на этой неделе уже постепенно стягивают свои отряды с техникой в Триполи. На этом фоне очевидно, что в случае неспособности сторон прийти к какому-то консенсусу, разногласия между ними грозят очередным внутренним конфликтом и двоевластием, что может спровоцировать новый виток вооруженного противостояния в североафриканской стране. В этой связи отметим, что позиции Ф.Башаги и степень его влияния достаточно быстро нивелируется.

Во-первых, он не получил безусловную поддержку от президента Турции Р.Т.Эрдогана. Башага две недели назад летал специально в Анкару для встречи с ним, но какой-то безусловной поддержки  не получил. Турки ограничились общими заявления в духе необходимости достижения мирного компромисса, что надо понимать, что пока договоренности о дислокации турецких сил в Ливии и разделения морского шельфа  Дбейбой соблюдаются, они активно вмешиваться в эту ситуацию не будут.

Во-вторых, Дбейба получил поддержку не только триполитанских милиций, но и клана Зинтан, который направил на прошлой неделе в Триполи свои подразделения для гарантий сохранения его у власти.

В-третьих.   Башага на прошлой неделе был вынужден покинуть Тунис после того, как его предупредили, что он не может далее осуществлять там свою политическую деятельность. Собственно по этой прозаичной причине он и перебрался в Себху. Отношения между Фатхи Башагой и Тунисом резко ухудшились. Вот уже несколько месяцев Башага совершает регулярные поездки в столицу Туниса (его последний приезд состоялся 17 апреля), однако теперь его в довольно категоричной форме попросили не использовать Тунис в качестве тыловой база для его политических амбиций. Башага, который останавливался как и всегда  в роскошном отеле Four Seasons в Гаммарте, вылетел из тунисского аэропорта вечером 19 апреля обратно в Бенгази.

Башага  ищет способ вернуться в Триполи, чтобы заменить Дбейбу, но доступ к столице по-прежнему заблокирован триполитанскими боевиками. Упорный слух о том, что Башага и его сторонники собираются попытаться добраться до столицы с пограничного поста Дехиба, встревожил как тунисские службы безопасности, так и Дбейбу. В результате этого 16 апреля Дбейба вызвал посла Туниса в Триполи Лассаада Аджили для обсуждения вопросов пограничной безопасности, а если проще – то в отношении целесообразности дальнейшего пребывания Башаги в Тунисе.  Как полагают французские источники, этот тунисский инцидент отражает процесс активного сближения между президентом Туниса Кайсом Саидом и Абдель Хамидом Дбейбой. Что касается деликатного ливийского вопроса, президент Туниса старается поддерживать тесные отношения с властями в Триполи. Прежде всего, он привержен той же линии, что и его алжирский коллега Абдельмаджид Теббун. Финансовый импульс от Алжира, который обещал выплатить Тунису важную для него чрезвычайную помощь в размере 300 млн долларов в декабре, не только завершил укрепление связей между Тунисом и Алжиром, но и предопределил позицию Туниса по ливийскому досье на среднесрочную перспективу. Теббун является убежденным противником правительства Башаги из-за его союза с  командующим ЛНА Халифой Хафтаром, которого поддерживает Каир, главный оппонент Алжира по ливийскому вопросу. 18 апреля президент Алжира подтвердил свою поддержку  Дбейбе во время его визита в Алжир  в сопровождении генерала Мухаммеда аль-Хаддада и главы его разведывательных служб в Триполи Мухаммеда Халифы Хусейна аль-Айюба.