- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах развития оборонно-промышленного и военного потенциала Саудовской Аравии по итогам Всемирной оборонной выставки 2022 года. Часть 1

Королевство Саудовская Аравия (КСА) последовательно наращивает привлекательность оборонного сектора своей экономики для национальных и международных инвесторов. Если ранее при поиске военных технологий Эр-Рияд традиционно смотрел за границу, то после принятия плана «Видение 2030» (Vision 2030) руководство страны взяло на себя обязательство по локализации 50% военных расходов. Согласно ожиданиям экспертов, в течение следующего десятилетия заявленный курс приведет к существенному росту в оборонном секторе королевства. Косвенным подтверждением подобных прогнозов можно считать прошедшую в Эр-Рияде 6-9 марта 2022 года Всемирную оборонную выставку (World Defense Show).

Мероприятие, основанное Главным управлением военной промышленности Саудовской Аравии (General Authority for Military Industries, GAMI) при поддержке стратегического партнера в лице Саудовской военно-промышленной компании (Saudi Arabian Military Industries, SAMI), прошло под патронажем короля Сальмана бен Абдель Азиза Аль-Сауда (Salman bin Abdulaziz Al-Saud). Специально для этой выставки организаторы подготовили территорию площадью 800 тыс. кв. м. Выставочная площадка помимо крытых павильонов включала взлетно-посадочную полосу длиной 2,7 км для проведения демонстрационных полетов и специальный перрон для статического показа авиационной техники. Аналогично, показ наземных систем проходил на статических стендах и в действии, на специально оборудованном полигоне.

По планам организаторов, в WDS 2022 должны были примять участие около 600 экспонентов из более, чем 40 стран. Предварительно, общее количество посетителей четырехдневного мероприятия из числа профессионально заинтересованных лиц оценивалось в 80 тыс. чел.

По утверждениям многочисленных экспертов, WDS 2022 наглядно продемонстрировала новые возможности, открывшиеся для ведения бизнеса в крупнейшей экономике арабского мира перед производителями оборонной продукции. Касательно развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) самого королевства и перспектив строительства Вооруженных сил КСА отмечается, что в результате принимаемых саудовским руководством мер всё более четко просматривается переход от господства зарубежных поставщиков вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) к собственным разработчикам и предприятиям, локализованным в Саудовской Аравии.

 

Национальные и локализованные разработки

 

Данная категория производителей ВВСТ в структуре местного ОПК пока  относительно малочисленна. Вместе с тем, промышленный потенциал в этой области постоянно улучшается. В настоящее время Саудовская Аравия изготавливает запасные части, бронетехнику и боеприпасы общего назначения. Одновременно, появляется свое производство  гораздо более сложных систем вооружений.

В частности, саудовская компания Intra Defense Technologies, специализирующаяся на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), оптоэлектронике и средствах радиоэлектронной борьбы, представила на WDS 2022 целый ряд собственных разработок. Так, наряду с уже принятым на вооружение ВС КСА БПЛА Haboob (саудовской версии турецкого БПЛА Karayel) на стенде компании доминировал полумасштабный макет нового беспилотника класса MALE (средней высоты и большой продолжительности полета) под названием Samoom.

Согласно публикациям, конструкция дрона имеет стандартную архитектуру с высокорасположенным крылом с размахом 24 м и без законцовок, центральным горизонтальным и одиночным вертикальным оперением и трехопорным шасси. Полет обеспечивается двумя сверхлегкими 6-цилиндровыми турбодвигателями мощностью 220 л.с. каждый. В зависимости от массы полезной нагрузки запас топлива в 1400 литров гарантирует продолжительность полета до 50 часов.

В качестве двигателя производитель указывает модель UL520T – последняя модификация 4-тактного 6-цилиндрового горизонтально-оппозитного двигателя UL520 производства бельгийской ULPower Aero Engines. При массе 122 кг агрегат обеспечивает постоянную выходную мощность на высоте до 15 000 футов (4572 м). Двигатель может монтироваться на 7 пилонах, причем ни один из них не является «мокрым». Последнее  делает невозможным крепление дополнительного топливного бака.

При максимальной взлетной массе 3300 кг Samoom способен нести до 1050 кг полезной нагрузки, включая вооружение. По данным производителя, новый БПЛА будет развивать максимальную скорость до 130 узлов (чуть более 240 км/час), иметь  максимальную скороподъемность до 2000 футов в минуту (около 610 м/мин), а его эксплуатационный потолок составит 45 000 футов (чуть более 13 700 м).

Под носом дрона установлена турель для оптико-электронного оборудования нового типа, которое Intra активно разрабатывается совместно с Hensoldt из Германии. В передней части фюзеляжа имеется типичный выступ, на котором размещена антенна канала передачи данных SATCOM. Данная аппаратура позволит Samoom преодолевать ограничения связи в пределах прямой видимости, дальность действия которой не превышает 130-150 км.

Согласно источникам в компании, проектирование БПЛА Samoom в настоящее время заморожено. Производство прототипа должно начаться в конце 2022 года. В целом доработки перед первым полетом потребуют еще от одного до двух лет, плюс еще один год для завершения летных испытаний.

По утверждениям ряда СМИ, на этапе проектирования активное участие принимал военный заказчик, предположительно, ВВС КСА. Хотя контракт еще не подписан, высказывается уверенность, что БПЛА Samoom станет следующей беспилотной авиационной системой (БАС) КСА класса MALE.

Вместе с тем, Samoom оказался не единственной новой БАС, выставленной на стенде Intra. Явный интерес в плане развития возможностей самого производителя представляли два аппарата под обозначениями ASEF-I и ASEF-II. Эти БАС имеют сложную конструкцию, позволяющую им взлетать и садиться вертикально, а также лететь на высокой скорости, используя аэродинамическую подъемную силу крыла.

Их архитектура характеризуется центральным фюзеляжем с высокорасположенным крылом. Под крылом с каждой стороны размещена горизонтальная стойка, немного короче дрона, на которой спереди и сзади установлен электродвигатель, приводящий в действие двухлопастной винт. Винты обеспечивают возможность вертикального взлета и посадки аппарата. В верхней задней части фюзеляжа находится двигатель внутреннего сгорания с двухлопастным толкающим винтом, обеспечивающим тягу для горизонтального полета. Аэродинамическую схему завершает V-образное оперение, стрела которого выступает из нижней части фюзеляжа. Максимальная взлетная масса первого аппарата, ASEF-I, составляет 110 кг, второго – 25 кг.

ASEF-I имеет размах крыла 5,76 м и оснащен 2-цилиндровым двигателем мощностью 15 л.с. Четыре опорные ножки обеспечивают безопасное удаление  сенсорного блока от земли.  Во время полета для уменьшения сопротивления они поворачиваются назад. По данным производителя, ASEF-I развивает максимальную  скорость 85 узлов (157 км/ч). Оптимальная крейсерская скорость для максимальной продолжительности полета составляет 58 узлов (107 км/ч), что позволяет выполнять полет продолжительностью до 16 часов, используя топливный бак емкостью 35 литров.

Поскольку конструкция рассчитана только на один вздет и посадку, аккумуляторы, питающие электродвигатели, от бензинового двигателя не заряжаются – генератор переменного тока добавил бы слишком много веса. Тем не менее, в качестве меры безопасности емкость аккумуляторов позволяет выполнить два таких маневра.

Эксплуатационный потолок ASEF-I составляет 18 000 футов (5486 м), максимальная скороподъемность – 750 футов в минуту (228 м/мин). Грузоподъемность ASEF-I (26 кг) позволяет установить эффективное оптико-электронное оборудование. Дальность полета (150 км) соответствует дальности передачи данных в пределах прямой видимости. В качестве опции предлагается система спутниковой связи SATCOM, которая позволяет увеличить дальность связи с дроном, не влияя на полезную нагрузку.

Меньшая версия, ASEF-II, имеет размах крыла 3,6 м. БПЛА оснащен одноцилиндровым двухтактным бензиновым двигателем объемом 50 куб.см и мощностью 4 л. с. Аппарат оборудован трехопорным шасси с двумя передними стойками и одной задней, установленной под хвостовой балкой. Учитывая меньшую скорость, максимум 45 узлов (83 км/ч), в полете положение опор шасси не меняется. Оптимальная крейсерская скорость составляет 35 узлов (64 км/ч) и обеспечивает 6-часовую автономность при 5-литровом топливном баке. Максимальный рабочий потолок достигает 15 000 футов (4572 м), а максимальная скорость набора высоты — 700 футов в минуту (213 м/мин). Полезная нагрузка в 5 кг позволяет установить оптическую аппаратуру меньшего размера. Рабочая дальность полета – 80 км. Опция SATCOM не предусмотрена.

На момент проведения WDS 2022 обе модели находились в одинаковом статусе. Проведение первого полета ожидалось после закрытия выставки. По предположениям экспертов, БПЛА ASEF-II в качестве законченного изделия появится раньше своего более тяжелого собрата ASEF-I.

Другими, нехарактерными для специализации Intra экспонатами стали новые боеприпасы воздушного базирования серии  Shalfa («Копье»). Их разработка ведется в научно-исследовательском отделе компании. Как заявили представители производителя, в настоящее время системы находятся на стадии эскизного проектирования и создаются  итеративно. Сам процесс разработки сопровождается регулярными встречами с потенциальными заказчиками.

Shalfa I – управляемая бомба с механическим приводом и ракетным двигателем. Благодаря последнему, некоторые специалисты называют её ракетой. При стартовой массе менее 14 кг Shalfa I остается одним из тех видов оружия, которые могут легко использоваться БПЛА с полезной нагрузкой около 50 кг.

Изделие будет иметь длину 1,2 м и диаметр 70 мм. Приводы, которые также выполняют функцию стабилизаторов, находятся впереди крыльев с размахом 600 мм. В задней части корпуса расположены неподвижные крестообразные стабилизаторы. По оценке инженеров Intra, это лучшее решение для подобного боеприпаса. Во время полета из-за сгорания ракетного топлива центр тяжести изменяется, но относительно незначительно, в диапазоне 5-10%. Это позволяет удерживать его впереди центра давления, не влияя на устойчивость боеприпаса. Причем, как утверждается, последняя остается стабильной в течение всего полета.

По информации, представленной на выставке, эффективная дальность полета Shalfa I находится в пределах от 2 до 12 км.  Боеприпас оснащен противотанковой боевой частью (БЧ), способной пробивать активно-реактивную броню. Вероятным решением для БЧ называется боеголовка с тандемным кумулятивным зарядом. При этом, конструкторы тщательно избегали размещение перед ней каких-либо крупных узлов, за исключением полуактивной лазерной головки самонаведения (ГСН), обеспечивающей высокую точность на завершающем участке траектории. Сам подход к цели осуществляется под управлением INS/GPS датчиков.

Shalfa II представляет собой планирующую бомбу без двигателя. Она оснащена системой наведения, аналогичной реактивной версии боеприпаса. Для обеспечения высокой точности на последней фазе атаки также используется полуактивная лазерная ГСН. В верхней части корпуса боеприпаса выполнен спонсон (выступ), на котором в сложенном состоянии размещаются два крыла (размах в раскрытом положении составляет 600 мм). Приводы, обеспечивающие управление изделием в полете, расположены сзади.

Согласно источникам компании, тандемная противотанковая БЧ имеет диаметр 100 мм и несет кумулятивный заряд, который после преодоления динамической защиты гарантирует пробитие 70 мм катаной гомогенной брони. Shalfa II имеет максимально крутой профиль атаки и должна поражать наименее защищенные области целевой бронемашины или основного боевого танка. Поскольку изделие является планирующим оружием – его дальность полета зависит от высоты сброса. Для своего нового оружия инженеры Intra ориентируются на массу 9,5 кг. Считается, что она позволит использовать боеприпас даже на тактических БПЛА, подобных тем, которые в настоящее время разрабатываются в компании.

Международная высокотехнологичная компания MARSS, базирующаяся в Монако, проводящая основные операции в Великобритании и развернувшая научно-исследовательское и производственное подразделение в Саудовской Аравии, представила на WDS 2022 свой кинетический перехватчик дронов Interceptor. Компания MARSS уже зарекомендовала себя на Ближнем Востоке разработкой системы наблюдения дальнего действия NiDAR с функцией борьбы с беспилотными аппаратами. Система позволяет защищать ценные морские и наземные объекты от воздушных, надводных и подводных атак. Она адаптирована для совместной работы со средствами мягкого (нарушение каналов связи БПЛА с наземной станцией управления) и жесткого (кинетического) поражения угроз.

Концепция представленного на выставке Interceptor исходит из того, что в прошлом, когда меры мягкого поражения БПЛА оказывались недостаточными, беспилотники иногда уничтожались с помощью ракет класса «земля-воздух». Вместе с тем, подрыв дрона противника над городской территорией из-за опасности сопутствующего ущерба недопустим. Поэтому в ближайшие годы в связи с тем, что дроны-камикадзе могут становиться все более и более автономными, и, как следствие, мягкое поражение утратит свою актуальность, решение с жестким уничтожением БАС вполне может стать стандартом.

Interceptor имеет аэродинамический фюзеляж с размахом крыла в средней части 0,9 м. Четыре ротора в гондолах обтекателей, по два на концах крыла и на корпусе, приводятся в действие электродвигателями. Диаметр роторов на концах крыла меньше, чем у установленных на корпусе. Перехватчик взлетает вертикально, а затем поворачивается, превращаясь в летательный аппарат с подъемной силой крыла. В этом положении роторы становятся пропеллерами, разгоняющими ударный корпус. Роторы на корпусе обеспечивают основную тягу, в то время как пропеллеры на концах крыла также вносят свой вклад в тягу, но в основном служат для управления дроном. Конструкцию сделали максимально легкой, большая часть выполнена из углеродного волокна с вставками титановых элементов.

Общая масса Interceptor менее 10 кг, что помогает обеспечить максимальную скорость. По данным производителя, БПЛА разгоняется до 80 м/с (288 км/час), что примерно вдвое превышает скорость основных вероятных целей. Для их поражения используется кинетическая энергия, поэтому для усиления передней части фюзеляжа используется титан. Титановые вставки также присутствуют в передних кромках крыла и гондол обтекателей.

Дифференциальная скорость вращения несущих роторов позволяет перехватчику маневрировать с перегрузкой до 4 g. При этом, он может вести воздушный бой на высоте более 2 км. В носовой части Interceptor оснащен инфракрасным датчиком IIR, который, благодаря видеоанализу изображения на основе искусственного интеллекта (ИИ), обеспечивает максимальную точность на последней фазе атаки. Перехватчик предназначен для поражения вражеского дрона снизу или с фронта. Причем, в зависимости от прочности конструкции цели Interceptor либо «выживает» и остается пригодным для повторной атаки, либо «погибает» вместе с целью.

Для управления изделием производитель предусмотрел канал передачи данных, однако, обычно, задача выполняется автономно. Алгоритмы ИИ и машинного обучения, используемые в NiDAR, вместе со способностью обнаруживать вражеский беспилотник максимизируют вероятность поражения, которая оценивается примерно в 90% при максимальной дальности поражения 5 км. При этом, если Interceptor не попадает в цель – он совершает маневр разворота для повторной  атаки. По утверждениям разработчиков, один перехватчик способен сбить до трех БПЛА противника.

Interceptor от MARSS запускается с помощью коробчатой ​​системы, которая легко устанавливается над легким транспортным средством. Пусковая установка (ПУ) автономно выполняет все предполетные проверки изделия. Перехватчик стартует вертикально, что позволяет ему после взлета перейти в горизонтальный полет в любом направлении, в зависимости от данных, поступающих от системы боевого управления (СБУ). СБУ позволяет управлять 12 дронами.

Согласно данным производителя, СБУ также принимает во внимание проблему побочного ущерба и гарантирует, что действия по уничтожению будут происходить в областях, где обломки окажут минимальное воздействие. В случае изменения ситуации канал передачи данных позволяет обновить информацию, полученную перехватчиками перед взлетом. Считается, что в городских районах, в идеале, ПУ должны размещаться на крышах зданий. Типичная батарея состоит из шести вертикальных пусковых установок.

Как сообщили представители MARSS на выставке, программа быстрой разработки Interceptor выполнена непосредственно в Саудовской Аравии всего за 9 месяцев. Своей первоначальной эксплуатационной готовности изделие достигнет в первом квартале 2023 года. Производственная линия MARSS позволит выпускать до 200 перехватчиков в год. С высокой вероятностью первым заказчиком станет КСА, для которого защита от ударов БПЛА в последнее время приобрела особую актуальность. Компания рассматривает возможность реализации своей продукции в Европе и других регионах мира.