- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир подозревают в газовом «подыгрывании» России

Алжир, углубляя своим поведением неопределенность на газовом рынке в отношении Испании, фактически подыгрывает России. В этом его руководство стали подозревать в Брюсселе ввиду его «двойственной» игры на европейском газовом рынке в последние недели и месяцы, направленной на искусственное увеличение стоимости трубопроводного газа.

Напомним, что после мартовского обострения между Алжиром и Мадридом, вызванного поддержкой последним Марокко в западно-сахарском кризисе, руководство первого ввело против Испании целый ряд односторонних экономических санкций. Они коснулись поставок продовольствия (в 2021 году Алжир был первым покупателем у Мадрида крупного рогатого скота и говядины на сумму 55.4 млн евро) и отказа от запланированного компанией Iberia расширения авиационных маршрутов с этой страной. И здесь наблюдается явный политический подтекст с целью наказания Мадрида за его действия против Алжира в очень чувствительной для него сфере отношений с Марокко.

Однако самыми тяжелыми для Испании могут стать газовые санкции. С учетом того, что 11 апреля АНДР заключила соглашение с Италией о поставках ей в текущем году дополнительных 9-10 млрд куб. м голубого топлива, а Мадрид рискует остаться без необходимых ему объемов этого стратегического сырья. Ведь, несмотря на все попытки западных источников продемонстрировать серьезный рост алжирского газового экспорта, это не так. Соответственно, Мадрид опасается того, что более ловкий Рим, пользуясь политическим моментом, попросту «уведет» у него эти объемы газа.

На данные подозрения наводят и затянувшиеся двусторонние переговоры между алжирской и испанской компаниями Sonatrach Group и Naturgy по подписанию нового газового контракта. В этом Испания усматривает недобрый для себя знак.

Показательно, что в таких условиях ее представители обратились к авторитетным посредникам в лице Катара и Евросоюза, попытавшимся сгладить алжирское недовольство и прекратить растущую «панику» Мадрида.

По испанским же данным, такие посреднические попытки наблюдаются с 26 марта. В основном речь идет о проведении неофициальных встреч представителями Дохи и Брюсселя их с алжирскими коллегами, особенно с министром иностранных дел АНДР Рамтаном Ламамрой на территории стран Евросоюза и Катара.

Их источники подтверждают, что речь в том числе идет об обращении министра иностранных дел Испании Хосе Мануэля Альбареса за помощью к высокому представителю Европейского союза по иностранным делам Жозепу Боррелю, «чтобы разблокировать дипломатический кризис с Алжиром и избежать негативных последствий для экономических отношений между двумя странами».

Последний, выполняя его просьбу, неоднократно встречался с Ламамрой. По данным испанских источников из Европейской службы внешних действий (SEAC), «Это были не официальные встречи, но было интересно воспользоваться контактами с Алжиром, чтобы проанализировать ситуацию и логически объяснить позицию Испании и получить ответы».

Между тем, по данным из АНДР, получив подобные предложения, «Алжир заявил, что его проблема связана с Испанией, а не с ЕС, но, несмотря на это, Рамтан Ламамра согласился встретиться с Борреллем, чтобы обсудить этот вопрос».

На проведенных ими встречах алжирский министр заверил последнего, что АНДР «выполнит свои обязательства по поставкам газа, но, как предусмотрено в текущих энергетических контрактах, она повысит его цену, чтобы приблизить ее к рыночной».

Кроме того, Ламамра и сам задал Борреллю трудные вопросы, поставившие его в тупик. Среди них – о позиции ЕС по отношению к западно-сахарскому вопросу. И ответ посланца Брюсселя явно не удовлетворил алжирского министра. Так, по словам Борреля, «Мы продолжаем заявлять, что конфликт должен иметь решение в рамках Организации Объединенных Наций и мы поддерживаем в этом ее специального посланника Стаффана де Мистуру, и данное решение должно быть согласовано между сторонами».

Иными словами, это явное признание Брюсселем нежелания активно менять свою «попустительскую» с точки зрения АНДР позицию по отношению к Марокко, что Алжир устроить не может. А раз так, то и встречных шагов с его стороны также ждать не стоит.

Между тем, несмотря на алжирские «санкции», министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альбарес в своих публикациях и заявлениях для СМИ продолжает утверждать, что Алжир «является стратегическим проверенным сильным партнером Мадрида, известным скрупулезным соблюдением своих международных газовых контрактов, и нет ни малейших сомнений, что он выполнит свои обязательства».

И, кажется, что официальные представители АНДР намерены ему подыграть. Так, в своем заявлении 23 апреля президент АНДР Абдельмаджид Теббун заявил: «Алжир не откажется от своего обязательства по поставкам газа в Испанию». Но при этом, правда, он допускает показательную оговорку: «Алжир по-прежнему считает поворот Испании в отношении ее позиции по вопросу о Западной Сахаре этически и исторически недопустимым, тем не менее, он не отказывается от своего обязательства по поставкам оттуда продовольствия, а самой Испании газа, независимо от обстоятельств».

Однако, по его же словам, Мадрид «не должен забывать о том, что на нем по-прежнему лежит ответственность за Западную Сахару как управляющей державы в соответствии с международным правом, пока не будет найдено независимое решение по данному вопросу. Но эту ответственность Мадрид, похоже, игнорирует. Испания не имеет права предлагать колонизированную страну другой стране». Впрочем, он тут же смягчил свою позицию замечанием, что «Алжир поддерживает хорошие отношения с Испанией, и на это не распространяется наше отношение к нынешнему испанскому правительству, не прислушивающемуся к мнениям других по сахарскому вопросу, даже своих парламента и общества. Мы не будем вмешиваться во внутренние дела Испании. Мы должны проводить различие между правительством Испании и испанским государством, с которым у нас очень прочные связи. Мы требуем применения международного права, чтобы отношения с Испанией вернулись в нормальное русло. Поэтому Алжир не откажется от своего обязательства поставлять в Испанию газ, независимо от обстоятельств».

И в этом заявлении можно усмотреть желание Теббуна использовать оппозиционные испанские силы, чтобы если не поменять такой кабинет министров, то заставить его пойти на попятную.

Соответственно, резкое повышение стоимости газа для не самых богатых в Евросоюзе испанцев – хороший рычаг поменять данный вектор внешней политики Мадрида.

Иными словами, Алжир в качестве его наказания может «промариновать» длительными переговорами, а затем «врубить» «околорыночную» цену или даже выше, что сделает покупку его газа экономически невыгодной для Испании.

Особо отметим присутствие в обозначенной выше посреднической схеме Катара. Как представляется, это не случайно и дополнительно сигнализирует тот факт, что он не в состоянии заменить не только российский, но и даже частично алжирский газ, пытаясь компенсировать это предоставлением сторонам своей переговорной площадки. В противном случае «газовые» волнения Испании не были бы столь сильными.

Что же касается участия в данном деле Брюсселя, то это понятно, поскольку происходящее является в том числе головной болью именно для него, взявшего на себя незадолго до алжиро-испанского кризиса общее бремя централизованного обеспечения энергобезопасности всех входящих в ЕС государств.

Впрочем, действия Алжира, согласно источникам в Брюсселе, пока отнюдь не способствуют ключевой идее освобождения от российской газовой зависимости. Более того – они на «испанском» фронте создают своего рода прецедент пересмотреть стоимость трубопроводного газа и другими странами-поставщиками, включая Россию.

В любом случае, в текущих неопределенных условиях отказ от пока еще сравнительно дешевого российского газа видится в том же Берлине и других европейских столицах нецелесообразным.

Между тем, во многом от способности ЕС достойно выйти из нынешнего непростого положения и обеспечить всех потребителей требуемыми объемами газа зависит его дальнейшая устойчивость и выживаемость.

В противном случае внутриевропейский политический кризис (и в том числе проблема каталонского сепаратизма в самой Испании) могут вызвать в условиях нынешнего обостряющегося противостояния с Россией самые тяжелые для Евросоюза последствия и усилить центробежные тенденции.