- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Йемен: беспорядки на юге страны

В Йемене снова беспорядки. И снова на юге. На этот раз поводом к массовым демонстрациям послужила сакраментальная дата – 27 апреля. Именно в этот день в 1994 году началась гражданская война между северянами и южанами, которая, казалось, окончательно поставила все точки в вопросе единства йеменского государства.

По прошествии 15 лет этот вопрос снова на повестке дня. Демонстрации, вернее даже массовые беспорядки, прошли 27 апреля с.г. практически во всех крупных южнойеменских городах: Адене, Абъяне, Хадрамауте. Причем в последнем все окончилось массовыми погромами и перестрелками. В событиях, в которых участвовало тысячи людей, и которые, несомненно, были хорошо организованы, проходили под сепаратистскими лозунгами по «восстановлению независимости южного Йемена».

Власти после окончания беспорядков, т.е. на следующий день, пришли в себя и, первым делом, объявили «виноватых». Ими оказались бывшие харизматичные лидеры «южан», ранее в разное время возглавлявшие НДРЙ, Али Насер Мухаммед и Али Салме Аль-Бейт. Йеменские спецслужбы официально обвинили их в организации беспорядков, которые «имели целью свержение законной власти на юге» и потребовали их выдачи от Саудовской Аравии и Иордании, в которой они соответственно и проживают в настоящее время.

Ряд зарубежных экспертов отмечают в этой связи, что подобные обвинения имеют под собой основания. Йеменские спецслужбы с тревогой отмечают растущие денежные потоки «от независимых» саудовских и кувейтских фондов, которые идут на финансирование «непримиримой оппозиции». На прошедших 27 апреля митингах зачитывались официальные воззвания того же Али Насера Мухаммеда и бывшего премьера Атаса с призывами «продолжит борьбу» за отделение Юга. Очень примечательно, что к указанным воззваниям присоединился и «один из патриархов» социалистического движения в Йемене Абдалла Асмак, который проживает в эмиграции в Лондоне и особенно не скрывает своих тесных связей со спецслужбами Великобритании.

Несомненно, все перечисленные персонажи «приложили руку» к прошедшим событиям. Также несомненно, что никакой их выдачи йеменскому правосудию ожидать не приходится. Не для того саудовцы и кувейтцы так активно финансируют оппозицию, чтобы обращать внимание на такие мелочи, как требования об экстрадиции, пусть и юридически правильно оформленной и подтвержденной фактами и документами.

Сейчас представляет интерес следующий вопрос: «кто еще ловит рыбку в мутной воде?». Интересно это с точки зрения того, кто будет реально составлять костяк сепаратистского движения на юге, который с очень большей долей вероятности, в конце концов, добьется своего.

Для этого проанализируем «географию» беспорядков. Их организаторами в разных городах выступали разные силы.

В Абъяне основным организатором выступил лидер непримиримых исламистов Тарик Аль-Фадли. Это объяснимо с точки зрения того, что Абъян это его вотчина, которой очень долгий период времени управляли его предки – эмиры. Здесь он в несомненном авторитете и пользуется большой поддержкой местных племен. Резкий разрыв Т.Аль-Фадли с президентом, несмотря на родственные узы (женат на его сестре), судя по всему, не имеет никакого отношения к теории «конспирологии», которой «грешат» некоторые эксперты. А именно, за оппозицией президенту Т.Аль-Фадли якобы стоит хитрая комбинация между ним и Салехом с целью «расколоть и ослабить» сепаратистов. Представляется, что эта версия маловероятна. Речь с большей долей вероятности идет о «самостоятельном рывке» Т.Аль-Фадли. Конечно, «самостоятельность» оговаривается жесткой договоренностью с саудовцами, от которых он и получает финансовую помощь. В ответ на такую оппозицию все проправительственные издания, как по команде, начали публиковать «компромат» на Т.Аль-Фадли, в котором припомнили все: от афганских боевых будней и связей с «Аль-Каидой», до основной роли по ликвидации в 1994 году независимости южнойеменского государства. Причем характер публикуемых документов говорит о том, что власть действительно разозлилась.

А вот в Хадрамауте и Адене организаторами выступали совсем другие люди. Движение «Аль-Наджах» («Успех») заявило о себе, что называется, «в полный рост». Организация демонстраций, включая рекрутирование добровольцев в окрестностях и маленьких городках и их перевозку в Аден и Хадрамаут, требует, думается, хорошей организационной структуры и, что важнее, финансов.

Для сведения. Движение «Успех» было создано на пленуме ЙСП в марте с.г. и формально является «структурой гражданского самоуправления». То есть некая ширма для партийных ячеек. При этом сама ЙСП по вопросу прошедших беспорядков хранит гордое молчание, никак не комментируя и ни кому не примыкая.

Можно предположить, что нынешние беспорядки имели несколько «отцов». С одной стороны, это «прикормленные» саудовцами и кувейтянами бывшие южнойеменские лидеры и исламисты, а с другой, аффилированная с йеменскими социалистами структура. То есть разные силы и разные цели. Если с «просаудовцами» все в принципе понятно, то социалисты используют беспорядки с предельно практичными целями. Во-первых, показать власти, кто действительно обладает влиянием на массы в южных областях. Во-вторых, с позиции силы начать переговоры с Саной (а конкретно, с Салехом) об уступках на предстоящих выборах. Уступках (например, переход на голосование по партийным спискам. Пока договорились лишь о тридцати процентах в будущем парламенте, который будет формироваться таким образом), дающих возможность социалистам и коалиционным с ними партиям парламентским путем войти во власть. Речи об отделении пока в лозунгах у ЙСП нет. Более того, партия себя позиционирует сейчас вместе с союзниками по коалиции, как единственная сила способная эти сепаратистские тенденции остановить.

И Салех такой сигнал понял и воспринял. По данным ряда экспертов, такие консультации между Салехом и руководством социалистов уже негласно начались 28 апреля с.г.

Посмотрим, что будет дальше. Индикатором для нас будет являться, прежде всего, продолжение (или затухание?) демонстраций на юге страны. И что, очень важно, какова будет роль социалистов (или их союзников) в их проведении.

И еще. Единственным телевизионным каналом, в полном объеме осветившим прошедшие события, был иранский «Аль-Алям». И комментарии, которые были даны при этом, отличались точным знанием фактов и расстановки сил. Все это говорит о том, что в Тегеране очень внимательно следят за развитием ситуации в Йемене, и кто знает, может, в скором времени мы увидим еще одного мощного игрока на этой площадке.