- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценка обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке в издании The Military Balance 2022. Часть 10

Международный институт стратегических исследований (Великобритания)  опубликовал ежегодный бюллетень с обзором военных потенциалов государств мира The Military Balance 2022[i] [1]. 7-я глава ежегодного издания посвящена вопросам развития военной и военно-политической ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Учитывая, что издание представляет собой качественный комплексный обзор вооружённых сил ближневосточных стран и положительно характеризуется наличием разделов со сводной военной и военно-экономической статистикой, продолжим рассмотрение ситуации в изучаемом регионе на основе данного издания.

 

Модернизационные процессы в ВС Египта

Вооруженные силы Египта являются крупнейшими в регионе и сосредоточены главным образом на поддержании территориальной целостности и внутренней безопасности, включая борьбу с группировками, связанными с ИГ (запрещено на территории РФ), на севере Синая. По оценке авторов The Military Balance 2022, Вооруженные Силы АРЕ по-прежнему глубоко вовлечены в политическую жизнь страны. Египет и США поддерживают прочное стратегическое партнерство, в рамках которого осуществляются значительные по объемам поставки американского оборудования двойного назначения, продолжается иностранная военная помощь. Оперативный опыт, вероятно, будет подкреплен проводимыми с 2011 года операциями по борьбе с повстанцами на Синае и участием в нескольких развертываниях ООН. Обучение дополняется регулярным участием в многонациональных учениях. Египет обладает растущим потенциалом для самостоятельного развертывания за пределами своих границ. Страна участвует в миссиях ООН, осуществляет военное вмешательство в Ливию и направляет боевые самолеты для поддержки возглавляемой Саудовской Аравией коалиции в Йемене. Два десантных корабля военно-морского флота класса «Мистраль» расширили его возможности по развертыванию на региональном уровне, хотя в настоящее время Египту не хватает морских вертолетов для их полного использования. Арсенал вооруженных сил в основном состоит из устаревших систем советской эпохи и более новой западной техники. Однако вооруженные силы осуществляют обширную программу докапитализации оборудования, которая включает поставку боевых самолетов из Франции, а вооруженные беспилотные летательные аппараты — из Китая. Рекапитализация военно-морского флота включает подводные лодки (из Германии) и фрегаты (из Франции, Германии и Италии). Египет располагает развитой оборонной промышленностью, поставляющей оборудование как для вооруженных сил, так и для экспортных рынков, начиная от стрелкового оружия и заканчивая бронетехникой. Существует история лицензирования и совместного производства продукции с иностранными компаниями, включая местную сборку основных боевых танков M1A1 из комплектов, поставляемых США, и производство фрегатов при содействии Франции.

 

Модернизационные процессы в ВС Ирана

Иран является крупной региональной державой с военной доктриной, которая осуществляет территориальную оборону посредством национальной мобилизации и значительного ракетного арсенала с асимметричной стратегией передовой обороны. Для достижения последней цели Иран оказывает значительное военное влияние через ряд региональных союзников и доверенных лиц, главным образом благодаря их тесным отношениям с силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в Кудсе, а также путем поставок оружия и других материалов. Иран имеет тесные отношения с Сирией и развил значительное влияние в более слабых региональных государствах, таких как Ирак, Ливан и Йемен, через сеть негосударственных группировок, таких как «Хизбалла» и силы хоуситов. Прямые возможности Тегерана по проецированию военной мощи основаны на крупнейшем на Ближнем Востоке арсенале баллистических ракет малой и средней дальности, а также на зарождающихся возможностях крейсерских ракет и беспилотных летательных аппаратов. Атаки в Ираке и Саудовской Аравии продемонстрировали повышенную точность этих систем, а также сложные возможности планирования. Но, в целом, вооруженные силы страны, хотя и большие по региональным стандартам, борются со все более устаревающим инвентарем оборудования, который лишь частично способны компенсировать изобретательность и методы асимметричной войны. Разделение возможностей между регулярными военными службами и КСИР препятствует эффективному командованию и контролю, хотя КСИР фактически монополизировал координирующие функции в военной иерархии. Оперативное превосходство КСИР в сочетании с зависимостью регулярных вооруженных сил от призывного персонала также сосредоточило боевой опыт в формированиях КСИР. В региональном плане Иран обладает хорошо развитой оборонно-промышленной базой, которая продемонстрировала способность поддерживать рабочее состояние оборудования. Однако она по-прежнему неспособна удовлетворить внутренние потребности в основных системах вооружений, за пределами конкретных секторов, таких как ракеты и ракетные системы.

 

Модернизационные процессы в ВС Ирака

Возможности и боевой дух вооруженных сил Ирака в целом улучшились после разгрома нескольких дивизий силами ИГИЛ на севере стране в 2014 году. Тем не менее, сохраняется озабоченность по поводу способности Багдада самостоятельно поддерживать этот уровень оперативной эффективности. Продолжающаяся опора на относительно небольшое число ключевых формирований для проведения наступательных операций, особенно на хорошо зарекомендовавшую себя Службу по борьбе с терроризмом, привела к тому, что эти силы страдают от непропорционально высокого уровня истощения. Между тем, характер взаимоотношений между официальными правительственными силами, курдскими силами Пешмерга и отрядами народной мобилизации остается до конца неясным. Наиболее важные отношения в области безопасности правительство выстраивало с США, от которых иракские силы по-прежнему в значительной степени зависят в плане подготовки и поддержки операций по ведению разведки, а также обслуживания подрядчиков. Политическое давление со стороны националистических и связанных с Ираном политических партий и продолжающиеся нападения на американские войска со стороны поддерживаемых Ираном отрядов ополчения в последние годы обострили эти отношения, в результате чего США начали сокращать свое присутствие в стране. Миссия НАТО в Ираке остается, с упором на подготовку кадров и наращивание потенциала. Инвентарь вооруженных сил включает в себя разнородное сочетание советского оборудования в сочетании с более новыми платформами европейского и американского производства, и значительные недостатки в материально-техническом обеспечении остаются для ВС Ирака большой проблемой. За исключением объектов военного обслуживания, оборонная промышленность страны располагает лишь ограниченными возможностями, сосредоточившись на производстве легких вооружений и боеприпасов.

[i] [2] https://www.iiss.org/publications/the-military-balance#:~:text=The%20Military%20Balance%202022%3A%20Features&text=Analytical%20texts%20on%20defence%20intelligence,air%20domains%2C%20and%20in%20cyberspace.