- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: роль иностранной помощи в решении экономических проблем страны

Общеизвестно, что Пакистан столкнулся с целым рядом серьезных экономических проблем после выборов в 2007 г. тогдашнего президента страны Первез Мушаррафа, в течение всего 2008 г. и в начале 2009 г. Об этом неоднократно отмечалось и на данном сайте (не будем цитировать опубликованные ранее статьи с целью экономии места и времени), в российских СМИ (как на радио, так и на телевидении), аналогично и на других сайтах в Интернете появлялась подобная информация. Мы уже не говорим о зарубежных СМИ, как пакистанских, так и индийских, западноевропейских и североамериканских. Среди недавних и современных экономических трудностей выделим лишь те, которые носят макроэкономический характер с целью лучшего понимания первостепенного значения иностранной экономической помощи.

Закончившийся в июне 2008 г. 2007/08 финансовый год был отмечен ухудшением как социально-экономической, так и политической ситуации в Пакистане. Об этом напрямую говорится в главном официальном экономическом документе пакистанского правительства «Обзоре экономики Пакистана», ежегодно выходящим в свет уже в течение почти 50 лет. В частности, представляя в июне 2008 г. пакистанским и иностранным экспертам этот документ, министр финансов и экономики страны Сайед Навид Камар отметил, что «2007-08 год был тяжелым годом для пакистанской экономики. Некоторые политические и экономические события как внутри страны, так и за рубежом произошли неожиданно. Среди них неблагоприятная политическая ситуация, нестабильность в сфере законодательства и порядка…» /1/. Это несколько напоминает «неожиданность» прихода зимы в России, поскольку, например, что касается энергетического кризиса, то здесь вполне реально можно было ожидать в то время дальнейшего роста цен на энергоносители, в первую очередь на нефть (что и происходило на определенном этапе). А учитывая то обстоятельство, что Пакистан удовлетворяет свои потребности в сырой нефти за счет собственной добычи лишь на 18% /2/, то пакистанские эксперты в минфине страны должны были быть готовы к ухудшению энергетической ситуации в стране, даже несмотря на происшедшее во второй половине 2008 г. – первой четверти 2009 г. постепенное падение цен на нефть всех сортов.

Рассматривая основные макроэкономические параметры следует в первую очередь отметить замедление темпов экономического роста страны, в особенности по сравнению с предыдущими годами. В частности, реально прирост ВВП составил, по мнению министерства финансов страны, в 2007/08 финансовом году 5,8% (по сравнению с запланированным ростом в 7,2%) /3/. Мы вынуждены давать информацию по ведущим макроэкономическим параметрам на основе данных середины июня 2008 г., поскольку именно в это время публикуются данные по итогам завершившегося того или иного финансового года. Аналогично необходимая предварительная информация по итогам 2008/09 финансового года появится лишь в середине июня 2009 г.

Что касается состояния ведущих отраслей экономики в 2007/08 г. – сельского хозяйства и промышленности — то здесь, естественно, также налицо падение производства, причем в агросфере оно носило просто катастрофический характер – до 1,5% по сравнению с планом в размере 4,8%. При этом главное снижение пришлось на основные сельскохозяйственные культуры, в то время как, например, животноводство, обеспечивающее 52% добавленной стоимости в этой отрасли, показало все же рост в размере 3,8% /4/. Заметим здесь же, что в текущем, 2008/09 г. по предварительным данным именно сельское хозяйство обеспечит пусть и небольшой, но экономический рост в этом году, в частности, за счет увеличения производства пшеницы до 25 млн тонн (в предыдущем году сбор урожая этой культуры составил лишь 21,7 млн тонн, на 2 млн тонн меньше запланированного).

Рост промышленного производства составил лишь 5,4%, причем возрастание крупной индустрии (всегда обгонявшее общее усредненное совместно с мелкой промышленностью увеличение общего объема промышленности) был на этот раз необычайно низок – всего лишь 4,8% /5/. Иными словами, здесь на первый план вышло мелкое промышленное производство, что в Пакистане случалось необычайно редко.

На ухудшение состояния экономики Пакистана оказал воздействие целый комплекс негативных факторов. Помимо уже упоминавшегося роста цен на энергоносители здесь свою отрицательную роль сыграли неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке текстиля (являющегося основным экспортным товаром и, соответственно, главным источником валютных поступлений в страну), общий рост цен на многие продовольственные товары, приведший в итоге к заметному росту внутренних цен на них (и как результат – перераспределение структуры частного потребления низко- и даже среднедоходных слоев пакистанского общества в сторону увеличения расходов на продовольствие и сокращение затрат на иные товары и услуги), налоговые послабления в бюджете, обусловившие сокращение его доходной части, снижение притока прямых иностранных инвестиций (явившееся результатом в первую очередь нестабильности политической обстановки в Пакистане), ускоренный рост цен внутри страны на многие товары первой необходимости (не только продовольственные), значительный рост впервые за последние 10 лет государственного долга и некоторые другие причины.

Все вышесказанное, а также современное состояние национального хозяйства Пакистана свидетельствуют, что негативная макроэкономическая ситуация будет сохраняться и в предстоящие несколько лет. Прогнозирование экономического развития, даже располагая обширной информацией – вещь весьма неблагодарная. Однако в данном случае уже можно определенно сказать, что, например, темпы экономического роста в 2008/09 г. будут явно ниже аналогичного параметра предыдущего года.

Сошлемся вначале на мнение экспертов Мирового банка и МВФ, которые полагают, что максимум, чего сможет достичь Пакистан в этом плане, так это увеличение ВВП лишь в размере 3,5%, склоняясь при этом даже скорее к цифре в 3%; при этом эксперты МВФ полагают, что эта цифра будет скорее всего даже не выше 2,5% /6/. Нельзя при этом не заметить, что Плановая комиссия Пакистана была уверена в 2008 г., что страна сможет достичь роста не менее, чем в 6,5%. Выводы Мирового банка и МВФ основывались на заключении экспертов этих двух международных организаций, работавших в Пакистане в мае 2008 г. с целью детального изучения ситуации в пакистанской экономике и прогноза ее развития в будущем /7/. Отметим здесь же, что пакистанский экономический официоз первоначально полагал даже уже в первой четверти 2008/09 г., что рост будет не ниже 5,5% /8/.

Однако в начале марта 2009 г. советник премьер-министра по экономике и финансам Шаукат Тарин был вынужден признать, что рост ВВП в 2008/09 г. составит лишь 2,5%, а в 2009/10 г. он в лучшем случае достигнет 4%. Причем это возможно, как он подчеркнул, лишь в случае выполнения взятых на себя обязательств американской стороной, ряда международных финансовых организаций, отдельных стран по оказанию экономической помощи Пакистану /9/.

И еще об одной весьма серьёзной социально-экономической проблеме здесь следует сказать – высокой доле пакистанского населения, живущего ниже черты бедности. В подготовленном в марте 2009 г. экспертами Азиатского банка развития докладе отмечалось, что в 1999 г., например, таковых в процентном отношении насчитывалось 31,1% всего населения страны (137 млн человек), в 2001 г. – 34,5% (143 млн чел. население страны), в 2005 г. – 29,3% (155 млн чел.) и 40% в 2008 г. (163 млн чел.) /10/. Более того, по мнению целого ряда независимых экспертов «численность населения, проживающая ниже черты бедности составляет в настоящее время около 50%, а разрыв между богатыми и бедными растет. Около 33% населения проживало ниже черты бедности в 1998-99 г. (где за критерий брался доход на душу населения ниже 1 доллара в день). Используя этот параметр, правительство Мушаррафа полагало, что в 2007 г. численность населения, проживающая ниже черты бедности, составила 24%, в то время как подавляющее большинство аналитиков считали, что таковых насчитывается 36%» /11/.

Эта проблема существовала в Пакистане всегда, но особенно остро она проявила себя в условиях нынешнего финансово-экономического кризиса. Практически лишь с 90-х годов прошлого столетия решению этой сложнейшей проблемы стало уделяться едва ли не первостепенное внимание, в частности, с точки зрения выделения соответствующих внутренних бюджетных средств и продуктивной реализации поступаемых извне финансовых ресурсов на выполнение целого ряда социальных программ по борьбе с бедностью /12/. До этого же, несмотря на возраставшую неравномерность распределения доходов, вопросы сглаживания такого рода неравномерности отходили на второй и даже третий план. Наиболее четко такая позиция была в свое время сформулирована в наметках четвертого пятилетнего плана экономического развития Пакистана (1970-1975 гг.): «Мы не можем распределять бедность. Прежде чем может быть улучшено распределение доходов, необходимо обеспечить экономический рост» /13/.

Вместе с тем, пакистанское руководство в определенной степени с осторожностью подходит к вселенскому плачу о бедственном и критическом состоянии экономики страны (с целью получения максимальной помощи от доноров). Выступая в конце апреля на совместном заседании руководства Всемирного банка и МВФ (ежегодная весенняя сессия) упоминавшийся выше советник премьер-министра по экономике и финансам Шаукат Тарин подчеркнул, что «в настоящее время мы сосредоточиваем наше внимание на росте и увеличении уровня инвестиций в сельское хозяйство, социальную и производственную инфраструктуру – энергетику и водоснабжение, борьба с бедностью и т.п., с тем, чтобы сократить нашу зависимость от иностранной помощи» /14/. Таким путем подчеркивалось то, что пакистанское правительство и само не дремлет, стараясь не только надеяться на внешнюю помощь, но и предпринимать определенные усилия по выходу из кризиса самостоятельно.

Параллельно пакистанские эксперты отмечают широкие возможности частного сектора страны, который, по их мнению, способен уже в самое ближайшее время вложить 208 млрд. рупий (примерно 260 млн. долл.) в проекты производственной инфраструктуры в рамках Поощрения инфраструктурных проектов, обозначенных правительством Пакистана /15/.

Однако нет сомнений в том, что экономика Пакистана явно не сможет преодолеть существующие в национальном хозяйстве страны трудности без помощи извне, о чем говорят и пишут как сами пакистанские эксперты, так и официальные лица. Тот же советник премьера Шаукат Тарин в интервью в конце марта с.г. агентству Рейтер подчеркнул, что «экономика Пакистана будет находиться в безопасности, поскольку ожидается существенный приток иностранной помощи» /16/. А за месяц до этого интервью группа зарубежных частных аналитиков пришла к однозначному выводу, что, если Пакистан не получит необходимую ему иностранную помощь, в первую очередь от США, то «он просто скатится в пропасть» /17/. Председатель Сената Пакистана Миан Раза Раббани был вынужден признать, что в январе этого года Шаукат Тарин направил руководству МВФ письмо с настоятельной просьбой оказать максимальную экономическую помощь Пакистану (до этого Раббани наотрез отказывался подтвердить отправку такого письма) /18/. А президент Пакистана Асиф Али Зардари в своем обширном интервью в конце января с.г. газете «Washington Post» подчеркнул, что «Пакистану требуется экономическая помощь, а не общие разговоры о снижении напряженности на афгано-пакистанской границе и в полосе племен и о настоятельной необходимости решения кашмирской проблемы» /19/.

Отметим, что потребности страны в иностранной помощи, которая реально может спасти Пакистан от экономического краха в условиях финансового кризиса оцениваются в весьма крупную сумму в размере 13 млрд долл. в 2008/09 г. и свыше 12 млрд. в 2009/10 г. Предварительная информация свидетельствует, что Пакистан получит необходимую ему сумму иностранной помощи и даже сможет несколько увеличить валютные резервы. Руководство МВФ одобрило предоставление кредита в размере 7,6 млрд долл. в предстоящие 2 года, из которых Пакистан уже получил 3,1 млрд В апреле этого года от МВФ поступило еще 840 млн долл. в счет предоставления остальных 3,5 млрд долл. помощи от этой организации.

Еще 500 млн. долл. Пакистан получил в начале апреля с.г. в качестве беспроцентного кредита от Всемирного банка своего рода «полуцелевым» назначением – как средство поощрения усилий правительства страны по стабилизации экономики, для борьбы с нищетой, а также для повышения уровня валютных резервов. Предполагается, что в течение 2009 г. Всемирный банк выделит на эти же цели еще 1 млрд долл. Одновременно с траншем от МВФ Исламабад получил 200 млн. долл. от Азиатского банка развития. Наконец, Саудовская Аравия пообещала предоставить Пакистану помощь в размере 4 млрд. долл. целевым назначением для покрытия расходов по импорту нефти /20/.

Естественно, что наибольшая помощь Пакистану оказывается со стороны США. Отметим, что в 2001–2007 гг., например, США предоставили финансовую помощь Пакистану по различным каналам в размере 9,6 млрд долларов, включая 5,3 млрд долл. военной помощи. Наиболее крупные суммы предоставлялись Исламабаду целевым назначением для борьбы с терроризмом. «Пакистан является нашим стратегическим партнером в борьбе с исламским экстремизмом», подчеркивал Дж. Буш. Аналогичные высказывания не раз звучали и со стороны Барака Обамы.

Наиболее важным для Пакистана является очевидное намерение США заметно увеличить экономическую помощь стране, особенно с учетом крайне негативного влияния финансово-экономического кризиса. Вашингтон четко декларировал свое намерение оказать в ближайшие 10 лет помощь в размере 15 млрд долл. Пока что вопрос находится на стадии обсуждения в Комитете по международным делам Сената, но поддерживается многими членами Комитета, а самое главное — его председателем Джоном Керри.

В ходе многократных контактов американских и пакистанских военных в последние месяцы главным предметом переговоров была, естественно, военная помощь Вашингтона Исламабаду. Визит начальника штаба Пакистана Ашфак Кияни в США и его интенсивные переговоры с министром обороны Робертом Гейтсом и Председателем Комитета начальников объединенных штабов адмиралом Майком Муленом в конце февраля 2009 г. показали, что американская сторона готова расширить военные поставки Исламабаду (правда, не расшифровывались детали такого рода поставок; возможно, что окончательно вопрос будет решен перед началом нового финансового года в США 1 октября 2009 г.). Отмечалось лишь, что нынешняя военная помощь в размере 300 млн. долл. ежегодно однозначно возрастет в несколько раз /21/.

Но уже сейчас Вашингтон принял решение в течение 5-ти лет ежегодно оказывать экономическую поддержку для стабилизации национального хозяйства страны в размере 1,5 млрд долл. И тот же Джон Керри, председатель Комитете по международным делам Сената США представил доклад, где обосновал крайнюю необходимость немедленного предоставления этой помощи для предотвращения развала экономики Пакистана /22/.

Кроме того, Китай пообещал предоставить в течение 18 месяцев кредит на сумму 500 млн долл. для повышения объема валютных запасов Пакистана /23/.

И в заключение следует сказать о помощи еще одной международной организации, созданной совсем недавно, 26-го сентября 2008 г. в рамках прохождения 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН – «Друзья Пакистана», куда входят Австралия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия, США, Турция, Япония, а также представители ООН и ЕС.

На втором заседании этой организации 17 ноября 2008 г. пакистанская сторона не мудрствуя лукаво представила на рассмотрение её членов 71 проект на общую сумму в 60 млрд долл., что, естественно, вызвало немало удивление представителей всех стран размерами запрашиваемой суммы. Хотя было высказано однозначное мнение, что это – «список пожеланий, не более».

А 17 апреля 2009 г. в Токио состоялась очередная расширенная конференция членов организации «Друзья Пакистана», а также наблюдателей из более, чем 40 стран, включая Россию (так отмечалось в заключительном совместном заявлении по итогам работы конференции). На заседании Пакистан, в частности, умерил свои аппетиты, представив список уже из 61 проекта на общую сумму в 30 млрд долл. в пяти согласованных с членами этой организации областях – общая стабилизация экономики страны, развитие приграничных с Афганистаном районах, энергетика, строительство плотин, дорожное строительство /24/.

Однако главный итог конференции заключался в другом. Члены указанной международной организации пообещали Пакистану помощь в общей сложности в размере 5,28 млрд долл. (Любопытно отметить, что Пакистан ожидал, что размер помощи составит не более 4 млрд долл., а Япония и Всемирный банк предполагали, что эта сумма будет в пределах 6-7 млрд долл.) /25/.

1. Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008, p. i.

2. Business Recorder. 11.06.2008. В связи с ухудшением положения на рынке энергоносителей правительство Саудовской Аравии приняло решение поставлять Пакистану нефть на весьма льготных условиях, т.е. по ценам ниже мирового рынка. Одновременно выросли размеры ежедневно поставляемой Пакистану нефти на такого рода условиях — с 80 тыс. баррелей в день до 110 тыс. А в марте 2008 г., учитывая серьезное ухудшение ситуации для Пакистана на рынке энергоносителей, эта страна предоставила Пакистану нецелевой грант на сумму в 300 млн долл. (Business Recorder. 11.06.2008, The News. 12.03.2008).

3. Business Recorder. 10.06.2008.

Все экономические показатели рассчитываются по итогам того или иного финансового года не за 12, а лишь за 9 текущих месяцев (июль-март) с экстраполяцией на последующие 3 месяца (апрель-июнь, Provisional). Лишь через год публикуются данные непосредственно за весь финансовый год, да и то они носят в значительной степени предварительный пересмотренный характер (Revised). Реальные (Actual) статистические данные появляются, как правило, по прошествии 2-4 лет после завершения того или иного финансового года.

4. Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008. Economic and Social Indicators, p. 9.

5. Business Recorder. 10.06.2008.

6. Business Recorder. 26.02.2009.

7. Business Recorder. 11.06.2008.

8. Business Recorder. 18.07.2008.

9. Business Recorder. 3.03.2009.

10. Dawn. 24.03.2009. Pakistan Economic Survey 2007-08. Islamabad, 2008, Economic and Social Indicators, p. 7.

11. Business & Finance Review. 16.03.2009.

12. Подробнее по этим вопросам см. опубликованный на данном сайте материал: «Бедность в Пакистане: причины роста и программы сдерживания». И.В.Жмуйда, М.Ю.Морозова. www.iimes.ru. 27 марта 2009 г.

13. Socio-Economic Objectives of the Fourth Five Year Plan (1970-75). Islamabad, 1968, p. 17.

14. The Pakistan Times. 26.04.2009.

15. The News. 25.04.2009.

16. Dawn. 24.03.2009.

17. Daily Times. 26.02.2009.

18. Dawn. 27.01.2009.

19. Цит. по: The Nation. 29.01.2009.

20. Business Recorder. 8.11.2008. Business Recorder. 26.11.2008. Dawn. 24.03.2009. The Pakistan Times. 28.03.2009.

21. Dawn. 28.02.2009. Dawn. 21.03.2009.

22. Dawn. 3.03.2009.

23. Dawn. 25.01.2009.

24. Mehmood-Ul-Hassan Khan. Friends of Pakistan donor conference: perceptions and realities — Business & Finance Review. 20.04.2009.

25. Ibid.