- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 48

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР.

Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и уже можно говорить об «операции» практически на всей территории Украины. Заменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей, оперативной, реакции в Турции на российскую специальную операцию (хотя, с учетом просачивающегося в СМИ хода переговоров между российской и украинской делегациями, возможно, придется обратно менять слово «Украина» на слово «Донбасс» — И.С.).

Имея в виду геополитическую важность Турции для России, как «южного окна» в мир, продолжаем разбираться с турецкой реакцией на происходящие события.

Часть 47 нашего цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке  http://www.iimes.ru/?p=85473#more-85473.

Напомним, что мы остановились на исследовании ведущего мозгового центра Турции, Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции под заголовком «Вероятное членство в НАТО Финляндии и Швеции». Его автором стал Рыфат Онджель (исследователь Фонда по вопросам глобальной безопасности и вооружений).

В частности, мы рассмотрели оценки того, как обстоит ситуация с возможным членством Финляндии в Североатлантическом альянсе. Главными тезисами здесь, пожалуй, является исторический внеблоковый статус Финляндии, а также опросы общественного мнения прошлых лет, которые демонстрируют наличие ранее у финнов негативного отношения к вступлению их страны в НАТО. Вопросы обеспечения своей безопасности, вплоть до настоящего времени, Финляндия предпочитала решать через укрепление своего сотрудничества со странами региона, прежде всего, со Швецией.

За два с лишним месяца российской спецоперации произошли весьма важные изменения. Во-первых, резко возросло число граждан страны, которые поддерживают её членство в НАТО. Их число сегодня уже достаточно для того, чтобы принимать решение о вступлении на референдуме, если такой будет решено объявить – 61%. Причем, динамика – нарастающая. Во-вторых, был уже официально запущен процесс принятие решения о членстве, в частности, парламентские слушания по данному вопросу. Заметим, что подавляющее большинство депутатов высказались за вступление Финляндии в состав НАТО.

Иными словами, можно констатировать, что у Финляндии созрел запрос и существует поддержка на то, чтобы страна вступила в состав НАТО.

Обратимся к разделу, посвященному Швеции. Цитируем:

«После холодной войны Швеция серьезно изменила свою оборонную доктрину и значительно сократила свои Вооруженные силы. Настолько, что шведская армия сократила свои сухопутные силы на 95 процентов, а ее военно-воздушные и военно-морские силы были сокращены на 70 процентов, в соответствии с численностью военного времени. Численность личного состава вооруженных сил сократилась с 800 тыс. человек в 1990 г. до 50 тыс. человек в 2015 г. Оборонный бюджет страны, составлявший в 1990 г. 2,6% валового внутреннего продукта (ВВП), сократился до 1% в 2016 г. Неадекватность восприятия региональных и национальных угроз после «Холодной войны» привела к выводу, что военной структуры на уровне поддержки транснациональных военных миссий будет достаточно.

Однако после вторжения России в Крым Швеции пришлось радикально пересмотреть эту ориентацию. В то время как обязательная военная служба была восстановлена ​​в 2017 году, оборонное сотрудничество с Финляндией, США и НАТО ускорилось. Тем не менее, страна столкнулась с серьезными препятствиями в выделении необходимых экономических ресурсов для ощутимого увеличения своего внутреннего военного потенциала. Согласно исследованию 2017 года, только 13% шведов считают, что их страна «хорошо подготовлена» к любому нападению. Как указывалось ранее, этот показатель составляет 75 процентов в Финляндии.

Премьер-министры Швеции и Финляндии обсудили ситуацию с безопасностью в регионе и возможное членство в НАТО в Стокгольме 13 апреля 2022 года. На совместной пресс-конференции премьер-министр Финляндии Санна Марин заявила, что ее страна примет решение о вступлении в НАТО в течение нескольких недель, а премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон заявила, что ее страна хочет как можно скорее провести необходимые оценки.

Премьер-министр Швеции Андерссон заявил, что его страна незамедлительно подаст заявку на членство в НАТО, поскольку это предотвратит конфликты с всеобщими выборами, которые состоятся в сентябре. Шведское правительство инициировало обсуждение политики безопасности страны и попросило членов всех партий принять в нем участие.

Предполагается, что Швеция подаст заявку на членство в НАТО в конце июня. Таким образом, этот вопрос может быть рассмотрен на саммите НАТО, который пройдет в Мадриде 29-30 июня».

Итак, как мы можем видеть, Швеция занимает ещё более решительную позицию по вопросу вступления в блок НАТО, чем даже Финляндия. Как был то ни было, Саммит НАТО в Мадриде в конце июня с.г., как ожилается, может стать поворотной точкой по принятию двух стран, имеющих протяженную сухопутную границу с Россией в состав Североатлантического альянса, что можно будет, в случае реализации этого сценария, считать крупной победой США в их противостоянии с Россией.

Следующий подраздел турецкого исследования, посвящен реакции России на возможное членство Финляндии и Швеции в блоке НАТО. Цитируем:

«Дмитрий Медведев, экс-президент России, а ныне заместитель председателя Совета безопасности РФ, заявил, что, если Финляндия и Норвегия вступят в НАТО, Балтийский регион не останется без ядерного оружия и баланс придется восстанавливать. С этой точки зрения он предупредил, что рядом с Финляндией и Швецией появятся российские корабли, оснащенные ядерным оружием. Кроме того, он заявил, что, если Финляндия вступит в НАТО, России придется размещать на границе с Финляндией больше солдат и оружия.

Медведев заявил, ,что если Швеция и Финляндия вступят в НАТО, границы между Россией и НАТО увеличатся более чем в два раза, и, естественно, эти границы нужно будет укреплять. В своей оценке вступления Швеции в НАТО он предупредил, что в Финском заливе Россия может серьезно усилить свои сухопутные войска и ПВО и развернуть в регионе большое количество военно-морских платформ».

Итак, те цитаты, которые приводит турецкое издание, нельзя отнести к сильным заявлениям, которые могут иметь сколь-нибудь сдерживающий эффект для тех же Финляндии и Швеции в их намерении вступить в блок НАТО. Другой вопрос заключается в том, что и принятие решения о вступлении каждого нового члена в НАТО должно быть поддержано единогласно (!) членами Альянса и заручиться этой поддержкой – не на 100% прогарантировано. Полагаем, что именно здесь следует искать возможности, поскольку любые заявления России на тему вступления двух новых членов в НАТО с предупреждениями будут оказывать, ровным образом, обратный эффект. Все ж таки Финляндия и Швеция – это не государства постсоветского пространства, на которые у России есть достаточно широкий спектр рычагов воздействия.

Продолжаем цитировать турецкое издание, и переходим к заключительному разделу, который называется «Вероятные результаты»:

«

Итак, подводя черту под рассмотренным разделом и документа в целом, можно констатировать, что эксперт Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции высоко оценивает вероятность того, что Финляндия и Швеция в обозримой перспективе станут членами Североатлантического альянса. Возможно с неким переходным периодом, в течение которого будут действовать гарантии безопасности для указанных двух стран, предоставленные со стороны США.

Для этого созрели необходимые предпосылки: внутренняя ситуация Финляндии и Швеции, резкое снижение политических возможностей России повлиять на ситуацию, а также отсутствие в НАТО внутренней оппозиции вступлению новых членов, которое, напомним, должно быть поддержано единогласно. Про Турцию не говорим, но турецкий автор говорит и о том, что не стоит ожидать противодействия со стороны дружественной в последние годы России Венгрии.