- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии на стратегию ФРГ в Сахеле решения Мали разорвать военное соглашение с Францией

В начале текущей недели власти Мали объявили о денонсации оборонного соглашения с Францией и ее партнерами, которое создавало международно-правовые рамки для операции «Бархан» и действий европейской оперативной группы «Такуба». Свою позицию в Бамако объяснили «вопиющими посягательствами на национальный суверенитет», и «серьезными нарушениями», состоявшими в том числе во вторжениях в воздушное пространство, а также «односторонней позицией» Парижа, который без консультации с малийской стороной принял решение о выводе своих и союзнических сил. Несмотря на то, что Германия не включена напрямую в «Такубу», изменение ситуации в африканском государстве имеет для нее большое значение. Причем разрабатывать стратегию своего развертывания не только в Мали, но и в Сахеле в целом Берлину необходимо быстро, поскольку в конце мая Бундестагу предстоит определить судьбу дальнейшего участия Бундесвера в двух региональных миссиях.

11 апреля ЕС принял решение приостановить учебную миссию в Мали EUTM, мотивировав этот шаг опасениями, что натренированные малийские подразделения будут действовать совместно с российской  ЧВК «Вагнер», которую во Франции, да и в Европе в целом, особенно на фоне текущего кризиса между Бамако и Парижем, считают основным виновником нестабильности. В частности, по словам Верховного представителя Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Ж.Борреля, «от малийских властей нет достаточных гарантий невмешательства российских наемников из группы Вагнера».

Подобную риторику охотно разделяют в Берлине, во всяком случае, так показала серия недавних визитов представителей правительства О.Шольца, состоявшихся в рамках выработки стратегии в Сахеле. Первой Мали посетила с традиционным перед парламентским голосованием визитом глава оборонного ведомства ФРГ К.Ламбрехт (СДПГ). Говоря о EUTM, представитель старшей коалиционной партии сообщила, что «не видит будущего для этого мандата». Позднее аналогичную точку зрения высказала министр иностранных дел А.Бербок («Зеленые»), фактически повторив тезисы главы европейской дипломатии. Перед апрельской поездкой в регион она подчеркнула, что «правительство в Бамако в последние месяцы в значительной степени утратило международное доверие, не в последнюю очередь из-за задержки перехода к демократии и активизации военного сотрудничества с Москвой».

Вместе с тем, Берлин в целом, как кажется, не стремится полностью сворачивать развертывание Бундесвера в Мали, которое, судя по всему, надеется продолжить через вторую миссию MINUSMA, проводимую под мандатом ООН. При этом в ФРГ хотят, чтобы именно данная организация создала условия для сохранения вовлеченности немецких военных, под чем понимается поиск замены Франции, в том числе занимавшейся обеспечением безопасности аэропортов, задействованных в операции, а также предоставлявшей свои вертолеты. Как подчеркнула К.Ламбрехт, «мы можем продолжить эту миссию только в том случае, если Организация Объединенных Наций выполнит домашнюю работу», которая в частности позволит обеспечивать безопасность представителей Бундесвера.

Впрочем, если верить данным германских СМИ, в распоряжении которых оказались материалы отчета военной разведки о безопасности в Мали, то в ближайшее время ситуация там будет только ухудшаться. В частности, эксперты опасаются существенной активизации джихадистов на севере африканской страны, что в конечном итоге будет способствовать и их рассредоточению как по всей ее территории, так и по региону. При этом для купирования потенциальной проблемы необходимо наращивание наземных сил, в то время как власти Германии, вероятно, не рассчитывают на увеличение количества военнослужащих Бундесвера, участвующих в  MINUSMA после предстоящего обновления мандата.

Второй альтернативой, позволяющей закрепиться в Сахеле, федеральное правительство, вероятно, считает миссию «Газель» по обучению нигерских спецподразделений. Технически она представляет собой ответвление от EUTM, однако, судя по высказываниям министров обороны и иностранных дел Германии, есть основания полагать, что в скором времени, данная операция способна стать заменой развертывания в Мали. В частности, находясь в Ниамей, К.Ламбрехт назвала «Газель» «флагманским проектом» и «успешной концепцией», имеющей потенциал переноса на другие страны. Впрочем, и этот мандат истекает уже в текущем году, а потому Германия задумывается над общей реорганизацией своего присутствия в регионе, которое будет включать поддержку Нигера, а также, как считает немецкое независимое военное издание Bundeswehr Journal, тренировочную миссию для Сахеля, центром которой может оказаться Нигер.

В целом, федеральное правительство стремится к тому, чтобы сохранить присутствие в регионе, однако, все больше задумывается над перемещением базы своего развертывания в Сахеле в Нигер. Туда, по некоторым данным, планируется перебросить часть военнослужащих из Мали, вероятно, тех, кто ранее был задействован в EUTM. Впрочем, эффективность данной стратегии снижается, если принять во внимание опасения относительно роста террористической активности в соседней Мали, а также риск внутренней дестабилизации Нигера. В частности, даже сами эксперты и обозреватели из ФРГ подчеркивают, что в текущих условиях в Мали наоборот наблюдается сплочение населения вокруг правительства против иностранного вмешательства. В дальнейшем особенно в случае ухудшения снабжения продовольствием по тому же пути ситуация способна развиваться и в Нигере.  Как следствие, для сдерживания враждебных настроений ФРГ необходимо будет вложиться и в улучшение социально-экономического положения местных жителей, на что потребуются дополнительные ассигнования из бюджета. Не исключено, что правительство О.Шольца в целом готово изыскать на это дополнительные ресурсы, но ожидает, что такой шаг спровоцирует внутреннюю критику.

Немаловажно и то, что участие Германии в миссиях  за рубежом остается в тени афганского опыта, повторение которого также не исключается в Сахеле в случае резкого ухода из Мали. Развитие событий по негативному сценарию только отдалит достижение цели демократизации страны и проведения в ней выборов, важность которых подчеркивает А.Бербок, а также рискует спровоцировать новый виток миграционного кризиса. Более того, ранее утверждалось, что оценка миссии в Афганистане должна стать основанием для определения будущего других миссий в кризисных точках, но подобные выводы обнародованы так и не были.

Наконец, присутствие в Мали – предмет разногласий между правительственной коалицией и ныне оппозиционной партией ХДС, в настоящий момент по разным направлениям упорно работающей над возвращением к власти. В частности, сразу два представителя фракции по оборонным вопросам и по внешней политике Х.Отте и Ю.Хардт выступают категорически против ухода Бундесвера из африканской страны, ссылаясь на то, что такой шаг создаст вакуум силы, которым воспользуются местные террористы. В результате, может возникнуть угроза безопасности для всей Европы. При этом Х.Отте, принимая во внимание стратегию Франции, призывает правительство О.Шольца решать проблему защиты военнослужащих своими силами, направляя туда вертолеты и средства разведки. Помимо практических рисков ХДС придерживается мнения, что уход из Мали сузит границы внешней политики Германии, что приведет к снижению ее влияния в Европе и мире, а также затруднит выполнение задач программ развития в Африке.