- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О рисках продовольственного кризиса в Афганистане

Опубликованный ООН в начале мая с.г. новый глобальный доклад о продовольственном кризисе в мире свидетельствует о возросших рисках для продовольственной безопасности Афганистана с учетом негативных прогнозов местного аграрного производства на вторую половину 2022 года.

Главная причина – вероятность сокращения местного производства пшеницы и риса в текущем посевном сезоне. С учетом роли аграрного сектора в обеспечении 25% национального ВВП и 70% (как напрямую, так и косвенно) всех средств к существованию и доходов афганского населения. Так, по оценкам экспертов Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП), локальное производство пшеницы в Афганистане ожидается на уровне ниже среднего показателя за последние пять лет. Это обусловлено прежде всего угрозой дефицитного урожая в северных и северо-восточных регионах Афганистана, где высота снежного покрова была текущей зимой ниже среднего уровня, а уровень атмосферных осадков весной оказался также крайне низким. Эти климатические показатели зимой-весной 2022 г. создают крайне неблагоприятные предпосылки для планируемого второго посевного сезона в Афганистане, в первую очередь на территориях, обеспечиваемых естественным орошением. Помимо угрозы для производства пшеницы, проблема с естественным орошением и осадками может также затронуть другие виды посевов, включая рис и бобовые.

С другой стороны, в течение первых месяцев 2022 г. афганскому правительству удавалось сдерживать цены на ключевые виды продовольственной номенклатуры. В феврале-марте с. г. Кабул смог даже несколько сбить цены на пшеницу и пшеничную муку, а также на рис по сравнению с началом года. Такой результат был достигнут благодаря укреплению национальной валюты, наращиванием поставок продовольствия из соседнего Пакистана и увеличением гуманитарного содействия по линии международных организаций. Только по линии организаций системы ООН и международных финансовых институтов Афганистан получил к началу мая с.г. порядка 760 млн долларов в качестве гуманитарного содействия для сокращения бедности, и сокращения возможного дефицита продовольствия.

Тем не менее, несмотря на эти небольшие позитивные сдвиги, cитуация с продовольственными ценами все равно остается критической. По сравнению с весной 2021 г. прирост цен на пшеничную муку сегодня составляет 46%, а по сравнению со средним пятилетним показателем цены выше на 78%. Менее существенным является удорожание риса – его стоимость сегодня лишь на 15% превышает показатели весны прошлого года, что ниже общего инфляционного роста в стране за истекший период.  В среднем же продовольственная корзина в Афганистане весной 2022 года выше, чем год назад на 37%. Она включает в себя пшеничную муку, растительное масло, бобовые и соль.

Что касается животноводства, то цены на эту продукцию в текущем году выше среднего за последние пят лет и немного превышают показатели весны 2021 года. Пока ситуация в целом благоприятная, во многом благодаря установившимся с ранней весны температурам выше среднего.  Эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение как самого предложения, так и цен на животноводческую продукцию в Афганистане. Последнее обстоятельство является плюсом для потребителей, но имеет всегда и оборотную сторону – сокращение доходов животноводческих фермерских хозяйств, рассчитывающих на это по сути единственное для них средство к существованию и источник дохода в сельской местности.

В то же время среди городского населения Афганистана в период с мая по сентябрь ожидается небольшой прирост доходов, который будет способствовать улучшению продовольственной ситуации и росту потребления. Дело в том, что к тому времени должны в полной мере заработать запускаемые по линии правительства при поддержке ООН и международных институтов проекты по созданию новых рабочих мест и занятости. В особенности, эти проекты нацелены на поддержку внутренне переселенных лиц, по количеству которых Афганистан прочно удерживает второе место в мире после Сирии – 5.8 млн внутренне перемещенных афганцев по состоянию на май с.г.

Однако кардинально эти подвижки не способны привести к выправлению ситуации в области продовольственной безопасности и нивелировать негативный эффект от сокращения внутреннего аграрного производства в стране. На середину 2022 года Афганистан остается вторым после Демократической Республики Конго государством по количеству населения, испытывающего проблему с продовольственным обеспечением и находящегося в стадии 3 (кризис) или выше по пятибальной международной шкале продовольственной безопасности IPC. В 2022 г. эта группа составляет 22.8 млн афганцев, что составляет почти 59% населения Афганистана. При этом, с проблемой недостаточного потребления продовольствия сегодня сталкивается около 95% всего населения Афганистана.

Следует отметить, что конфликт на Украине также оказывает косвенное воздействие на ситуацию с продовольственным обеспечением Афганистана. Несмотря на отсутствие прямой существенной зависимости от поставок пшеницы из России или Украины на афганский рынок, рост цен на продовольствие, энергоносители и удобрения ввиду разрушения глобальных логистических цепочек и западных санкций будет неизбежно вести к удорожанию продовольствия в Афганистане, в первую очередь импортируемого. Большую часть импортируемой пшеницы Афганистан получает сегодня из Казахстана (60%), а также Пакистана и Узбекистана. Также Афганистан зависит от поставок удобрений из России, и в результате роста цен на все виды удобрений, особенно фосфатных и калийных, на мировых рынках, на афганском рынке также зафиксирован существенный рост цен на удобрения на 108% по сравнению с весной 2021 года. Наконец, рост цен на энергоносители и горюче-смазочные материалы на глобальном рынке также оказывает негативное воздействие на местный рынок продовольствия и служит триггером для удорожания его производства, транспортировки и даже импорта в силу различных причин.

Во-первых, Aфганистан как крупный импортер дизельного топлива, уже напрямую вынужден нести издержки ввиду роста цен на него – только за последний месяц она выросла в стране на 8%, а по итогам года прирост составляет 74%. Это ведет к удорожанию сопутствующих расходов на производство и транспортно-логистические услуги по доставке продовольствия внутри страны, особенно в труднодоступные регионы. С другой стороны, в результате удорожания поставляемого из России в Казахстан природного газа вырастет себестоимость производимой там и поставляемой в Афганистан пшеницы.

Таким образом, помимо сокращения производства пшеницы, риса и других важных видов продовольствия в локальном агросекторе Афганистана как главного вероятного триггера ухудшения продовольственной ситуации, глобальная турбулентность и неопределенность на рынках продовольствия, удобрений и энергоносителей может создать дополнительные риски Кабулу. Даже несмотря на отсутствие прямой зависимости Афганистана от поставок зерна или растительного масла из черноморского региона, последствия этого кризиса для продовольственной безопасности Афганистана могут наступить уже осенью 2022 года и стать весьма и весьма серьезными. Пока оценка масштабов таких последствий экспертами не ведется, ввиду сложности прогнозирования развития глобальной ситуации, но риски имеются и они довольно высокие. С другой стороны, рост продовольственных цен в Афганистане является и важным положительным фактором, который обеспечивает устойчивый доход фермерским хозяйствам, что с учетом огромной вовлеченности афганского населения в аграрный сектор может стать важным фактором экономической стабильности как источника к существованию и занятости для многих афганских семей. В частности, положительным эффектом продовольственной инфляции стало недавнее укрепление афганской национальной валюты по отношению к американскому доллару на 4% по сравнению с декабрем 2021 года, что стало прямым следствием роста продовольственных цен на главную номенклатуру за последние месяцы.