- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политике ФРГ в отношении Ливана

Параллельно с определением судьбы мандатов на присутствие Бундесвера в Мали, в середине текущей недели федеральное правительство Германии дало добро на дальнейшее участие своих представителей во Временных силах ООН в Ливане (ВСООНЛ). Такое решение Берлин, судя из официального пресс-релиза, обосновал «инцидентами, продолжающимися вдоль демаркационной линии между Ливаном и Израилем», «нерешенными вопросами, связанными с морской границей», которые несут в себе риск эскалации конфликта. Как полагают власти ФРГ, «до сих пор ливанское правительство не смогло самостоятельно обеспечить безопасность своих границ», реализуя задачи суверенного правительства, а потому, «помощь армии силами ВСООНЛ остается важным элементом обеспечения стабильности» в ближневосточной стране. Наконец, отдельно подчеркивалось, что правительства Израиля и Ливана «неоднократно выражали желание сохранить присутствие ВСООНЛ и вовлеченность Германии».

Согласно официальным данным, в случае одобрения мандата Бундестагом, он будет действовать до конца июня 2023 г. При этом, как и ранее, в фокусе ФРГ находится морской компонент данной миссии по обеспечению безопасности границы Ливана с моря. В связи с этим ожидается, что Германия направит своих представителей для работы в штаб-квартире ВСООНЛ в Накуре в южной части страны, также они будут заниматься обучением ВМС Ливана. В соответствии с данными, размещенными на официальном сайте федерального правительства, в середине текущего года намечена отправка туда немецкого корвета.

По сути, новый мандат фактически не содержит изменений по сравнению с текущими задачами, уже выполняемыми Германий в рамках миссии. В настоящий момент на базе ВМС Джуния, недалеко от Бейрута, находится 5 военнослужащих Бундесвера, которые единственные занимаются  обучением местных коллег. Помимо этого они задействованы в усилиях ФРГ по модернизации военно-морского штаба, училища и береговых радиолокационных станций. До середины марта боевое дежурство в Средиземном море у берегов страны нес корвет «Брауншвейг», занимавшийся в том числе борьбой с контрабандой вооружений.

Параллельно с этим федеральное правительство уделяет повышенное внимание социально-экономической ситуации в Ливане, что обусловлено в значительной степени ситуацией на российско-украинском треке. Более 90 % пшеницы ближневосточная страна импортирует из указанных государств, а потому в ЕС опасаются, что сбои поставок приведут к дальнейшему ухудшению положения местного населения, что по цепочке спровоцирует и новый виток политического кризиса, что особенно опасно в свете предстоящих парламентских выборов. Для выяснения ситуации на месте в конце апреля с визитом Ливан посетила Министр экономического сотрудничества и развития (СДПГ) С.Шульце. По завершении  поездки в интервью германским журналистам она отметила, что в настоящий момент существует угроза голода, которая прежде всего опасна для Африки, хотя и в Ливане наблюдается риски, связанные с существенным подорожанием продуктов питания.

В целом, несмотря на то, что в последнее время акцент федерального правительства существенным образом сместился в целом на Украину, а в том, что касается продления мандатов на развертывание за рубежом – на Сахель, Ливан, как кажется, представляет для ФРГ большой интерес. Связано это может быть с несколькими группами причин.

Во-первых, Франция, активнее других стран-членов ЕС проявившая себя в поддержке Бейрута после взрыва в порту, не так давно в сотрудничестве с Саудовской Аравией анонсировала реализацию гуманитарных проектов, стоимость которых оценивается в 32 млн долларов. Они должны поддержать систему здравоохранения и способствовать улучшению обеспеченности продовольствием, а потому Германии для того, чтобы не остаться в стороне от текущих процессов также важно предложить работающие механизмы сотрудничества.

Во-вторых, с учетом необходимости диверсификации поставок энергоносителей в Европу, страны ЕС заинтересованы в начале добычи газа на ливанском шельфе, чему препятствует неурегулированный спор с Израилем о морской границе. Однако власти Ливана продолжают отказываться от переговоров под патронажем США. На текущей неделе новое заявление на этот счет сделал лидер «Хизбаллы» Х.Насралла, сообщивший, что Бейрут не будет иметь дело с американским представителем, курирующим вопрос, А.Хохштейном, ссылаясь на его еврейское происхождение. При этом в Германии понимают, что сам Ливан заинтересован в разработке месторождений, поскольку это может помочь смягчить социально-экономический и политический кризис. В этой связи для ФРГ складывается ситуация в которой Берлин, также имеющий особые отношения с Иерусалимом, способен выступить в качестве посредника, что укрепит его международные позиции.

Наконец, пусть и неявно, но Германия, как кажется, стремится ограничения влияния «Хизбаллы» внутри страны и за ее пределами. Намекает на это, к примеру, упоминание о суверенитете в действиях правительства Ливана, содержащееся в пресс-релизе относительно продления мандата на участие Бундесвера в ВСООНЛ. Однако продиктовано это, судя по всему, в большей степени внутренними причинами. Так, власти федеральной республики ведут борьбу с отмыванием денег, полученных преступным путем клановыми группировками, среди которых есть и ливанские, а также хотят положить конец сбору средств на своей территории, идущих на поддержку террористических организаций на Ближнем Востоке, но для достижения данных целей деятельности внутри самой Германии не достаточно. Помимо этого дальнейшее ухудшение внутренней ситуации в Ливане чревато ростом миграции в Европу, где ФРГ по-прежнему является крайне привлекательным пунктом для нового места жительства. Предоставление убежища еще и этому потоку с учетом выходцев из Украины рискует стать непосильным бременем для бюджета, а отказ в нем – превратить правительство О.Шольца в мишень для правозащитных НКО.

Впрочем, нельзя не отметить, что в условиях подготовки к парламентским выборам, намеченным в Ливане на ближайшее воскресенье, Германия воздерживается от каких-либо комментариев, отражающих ожидания от исхода голосования. И это в условиях, когда на Западе существуют пусть и осторожные, но ожидания перемен, связанные с кризисом действующей власти и свидетельствами подъема новых политических сил. Исходя из поведения правительства ФРГ, можно сделать вывод, что на радикальные трансформации Берлин все же не рассчитывает, готовясь добиваться реализации важных для себя задач в контакте с любыми силами, которые окажутся у власти.